Золотая пора коммерческих перевозчиков, когда новый автобус окупался за полгода, году в 2000 закончилась. В первой части, опубликованной в номере от 9 ноября, мы обсуждали основные статьи нынешних расходов и доходов муниципальных и коммерческих перевозчиков. Сегодня поговорим о потерях.
Часть II
Подводная часть айсберга
Основных источников потерь у коммерческих перевозчиков три: простои
Погода. Если коэффициент выхода на линию у новых автобусов составляет
Нелегальные перевозчики. По оценке начальника Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Валерия Новосёлова, таковых насчитывается в городе около 150 машин (преимущественно «Газелей» и «Пазов»). А многие частные перевозчики считают, что есть маршруты, на которых чуть ли не половина машин работает нелегально. Обычно они выходят на охоту в часы пик на наиболее оживлённых маршрутах. Остальное время отдыхают, не тратя горючего. Поскольку они не только отбирают доход у муниципальных и коммерческих перевозчиков, но и не платят налогов, ущерб от них двойной. Для сравнения: всего в городе легально работают около 2700 автобусов муниципальных и частных предприятий, включая ПАЗы и «Газели».
Правда, эта проблема не волнует перевозчиков, обслуживающих свои маршруты целиком, посторонних туда не пускают. Причём разбираются с нарушителями сами водители (поскольку они материально заинтересованы, они же легко договариваются об интервалах движения и т.д.). Кстати, это практически единодушное пожелание частных перевозчиков к мэрии: один маршрут один хозяин. Когда их в результате конкурса сажают по нескольку перевозчиков на один маршрут порядка не будет.
Мы уже говорили в первой части статьи, что работа у водителей тяжёлая и ответственная, а получают они за неё номинально очень мало. Многие находят простое решение взять деньги из наличного оборота. Иначе это называется хищения выручки. Мы не говорим, что этим занимаются все. Встречаются, и не так уж редко, водители и кондукторы, которые этого не делают. Но большая часть к хищениям причастна. При номинальных зарплатах
При этом возможность
Проверить, насколько достоверны оценки наших экспертов, можно, сравнив зарплаты работников наземного транспорта с легальными зарплатами работников Новосибирского метрополитена. Они составляют в среднем по метро 12 тысяч рублей, а у машинистов от 14 до 20 тысяч.
Если у коммерческих перевозчиков только три основные причины потерь, то у муниципальных к ним прибавляется ещё несколько.
Плюс к этому в середине
Общий объём убытков муниципального транспорта, по словам Валерия Новосёлова, составляет 16 миллионов рублей ежемесячно. Основная причина убытков большинства предприятий регулируемый тариф, не покрывающий себестоимости пассажирских перевозок. На сегодня он должен быть не меньше 10 рублей. Это в среднем. Конечно, себестоимость перевозок по предприятиям разная.
Характерен в этом смысле пример, который приводит директор МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин: «Каковы причины банкротства Нижегородского метро? Первая популизм. Они продавали билеты по ценам, не сообразным расходам. Когда у нас было 5 рублей, у них 3, у нас 7, у них 4. В результате они не платили ни налоги, ни в Пенсионный фонд. Вторая причина нерациональная сеть. У нас метро связывает берега, что сразу дает огромный поток. Мощность метрополитена очень велика. Мы можем при имеющихся возможностях перевезти вдвое больше, чем сейчас везем. Сейчас у нас метро перевозит около 180 тысяч человек в день, у них
Вторая по значимости причина убытков недокомпенсация за провоз льготников. Насколько она велика? Стоимость социального проездного составляет для пользователей 105 рублей. Ещё столько же доплачивает транспортникам соцзащита. Итого около 200 рублей. По словам Владимира Кошкина, «средств, поступающих за льготников, а их ездит в метро ежедневно около 35 тысяч из 180 тысяч пассажиров, конечно, недостаточно. Это 3 рубля за поездку очень низкая ставка. Но и они платить больше не смогут, и город увеличить дотацию не сможет. Раньше льготников возили вообще бесплатно. Ещё год назад». Доля недокомпенсации провоза льготников в общих убытках составляет
Пенсионеры ездят в среднем не меньше обычных пассажиров. Ещё недавно на наземные виды транспорта продавался общегражданский бумажный проездной, который стоил 400 рублей. Но и его стоимость, по мнению транспортников, была занижена, и должна была составлять около 700 рублей. Недоплата составляла в общих убытках наземного транспорта долю порядка
Потери от хищений выручки кондукторами и водителями, составляющие у частников от 5 до 15% вала, у муниципалов в среднем несколько ниже. По оценке наших экспертов, хищения в трамваях и троллейбусах меньше, чем в автобусах, кроме того, муниципальным является метро, а в метро такие хищения вообще невозможны.
Общие у муниципальных перевозчиков с коммерческими причины убытков: от износа и погоды, от нелегальных перевозчиков, от хищений выручки. Кроме того, муниципальные перевозчики несут специфические убытки от регулируемых тарифов и недокомпенсации проезда льготников.
Но и кроме этого, у них присутствуют причины, доставшиеся по наследству от советской хозяйственной системы. Речь идёт не о расходах на административный аппарат. Они не очень велики. Например, содержание Управления пассажирских перевозок обходится в 1 миллион рублей в месяц, а ЦУГАЭТ вообще на хозрасчёте. Правда, у частников управленческие расходы ещё меньше.
Гораздо больше теряют муниципалы на хозяйственной неповоротливости. Пока по длинной управленческой цепочке принимаются решения, уходит время, которое деньги. Другой характерный пример отсутствие налоговой оптимизации. Например, если частники платят налоги по упрощённой схеме, для чего вынуждены дробить предприятия на ряд более мелких, чтобы уложиться в лимиты (так советуют сами налоговики), то муниципалы платят по обычной схеме. Ещё у многих частников машины стоят на холоде, и есть предпусковые установки для разогрева перед запуском. (Так машины в Финляндии держат, где аналогичные погодные условия). Но ремонтные боксы тёплые. А у муниципалов машины на тёплых стоянках, где одно место стоит
Сегодня мы говорили о том, куда деньги пропадают. Это, как говорил Родион Романович Раскольников, арифметика. А о том, откуда деньги берутся, речь пойдет в III части статьи.
Окончание читайте в номере «ВН» 23 ноября