Новосибирск 3.3 °C

Ретрансляторы традиций

21.11.2006 00:00:00

Что происходит в музеях после того, как «рвануло в Эрмитаже»

…Двести ценнейших экспонатов, исчезнувших из Эрмитажа, — факт, без преувеличения, уникальный, как громом поразивший многих. Кражи из музеев бывают даже у нас, в провинции. Картину Айвазовского как-то вынесли под утро, с концами. Личные вещи Кирова умыкнули несколько лет назад из маленького домика, где он когда-то жил, их, правда, довольно быстро нашли, говорят, воры заказ исполняли. Но чтоб музейные сокровища исчезали регулярно, и никто их не хватился — нонсенс! Власть вдруг вспомнила о музеях, последовали указания свыше, усилились проверки.

Беседую со старшим государственным инспектором Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу Надеждой Мелиховой. Надежда Викторовна долго работала в Новосибирском государственном краеведческом музее, была его главным хранителем и как раз в смутные наши девяностые годы.

— Пиковая ситуация в Эрмитаже возникла не на пустом месте. Это зримое отражение известной мысли о переходе количества в качество. А начало — в девяностых, когда работники музея месяцами не получали зарплату, когда накапливались проблемы по сохранности коллекций в результате недофинансирования, по обеспечению охранного режима, материально-техническому снабжению и другие, в том числе и кадровые. Все копилось, копилось и выдало такой всплеск. Не в том суть, что нашлась какая-то сотрудница с криминальными устремлениями. Это должно было рвануть и рвануло в Эрмитаже, что, видимо, не случайно… Причина в том, что не было четкой государственной политики по отношению к тем сокровищам, которые хранятся в музеях, архивах, библиотеках. Понимания, что это не только наше духовное, культурное, историческое наследие, но и просто огромные материальные ценности, учет и хранение которых требует больших финансовых затрат. Получилось так, что власть делала вид, что платит музейщикам зарплату, а они делятся на две категории. Энтузиасты, что и без зарплаты хранили вверенное им на выделяемые смешные средства, вкладывали свои личные деньги. И те, кто рассматривает музей, как свою вотчину. Первые, глубоко порядочные люди, работали за веру, за идею… Но это поколение уходит.

Музей: взгляд в прошлое и… в будущее

— После Эрмитажа что-то изменилось?

— Создана Межведомственная комиссия по указу президента. Готовится комплект документов о ее деятельности. Необходимо время, чтобы профессионалы договорились. Наша служба работает пока по своим планам. В прошлом и в этом годах мы проводили проверки музеев в Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях, в Республике Алтай, которые выявили общие для всех проблемы.

Надежда Викторовна перечислила самые из них «горячие». Вот лишь некоторые. Музеи располагаются в мало приспособленных помещениях, нередко в памятниках архитектуры, в административных, жилых зданиях. Переполнены фондохранилища, нет специального оборудования, да просто не хватает коробок, папок из бескислотного картона. Охранно-пожарная сигнализация есть далеко не везде… Да и текучесть кадров (должность хранителя 8–9 разряда — одна из самых низкооплачиваемых) приводит к утратам. Система учета далека от совершенства, особенно в ведомственных музеях.

— Но ведь музеи разные, от Эрмитажа до комнаты в школе, где кое-что собрано… Что подлежит надзору Росохранкультуры?

— Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» вступил в действие в девяносто седьмом году. Все, что входило в фонды любого музея до этого года, — это федеральная собственность и подлежит проверке Управлениями

Росохранкультуры.

— А что происходит в Новосибирске?

— Во всех музеях нашего города, как и в музеях всех регионов, идет сверка фондов с учетной документацией. Департамент культуры организует и контролирует этот процесс. Пока что закончена сверка только в Художественном музее, документы отправили в Москву. В Художественном около десяти тысяч единиц хранения, а в Краеведческом — более двухсот тысяч, и объем работы по сверке несравнимо больше. Просто так списать из фондов невозможно. Необходимо пригласить экспертов, если что-то разбилось или сломалось, даже на самый незначительный пришедший в негодность музейный предмет составляются протоколы и акты списания, все аргументировано.

— Но если отойти от общих проблем, то как проходит так называемая сверка?

— Это долгий кропотливый процесс. Если кто-то думает, что после кражи в Эрмитаже сейчас за две недели всё сверим, то он сильно ошибается. Сверка — процесс, по сути, постоянный, он не должен прекращаться, и это залог сохранности коллекций. При сверке смотрим внимательно, насколько сохраняемый предмет соответствует учетной документации. Выявляются странные, но недопустимые вещи. В разные годы составлялась учетная документация людьми разной квалификации. Они могли неправильно назвать предмет, например, вместо «икона Богоматерь Владимирская» просто написать «икона на доске, женщина с ребенком». А надо указать, что это за «женщина с ребенком», назвать точно технику исполнения, точную датировку. Поэтому говорить о том, что все сойдется так, как написано в учетных книгах, не может быть по определению, идет процесс уточнения. И так по каждой единице хранения. В девяностые годы, когда было не до музеев, сотрудники не обучались, не повышали квалификацию. А чтобы стать хранителем, надо как минимум года три проработать в фонде. Только после этого можно говорить с хранителем на одном языке, иначе мы не понимаем друг друга. А когда идет кадровая чехарда, о какой квалификации может идти речь.

— А если появляются новые экспонаты?

— Допустим, в Краеведческий музей привезли из экспедиции что-то новое, какие-то предметы. Они должны пройти

спецобработку, затем их осматривают реставраторы. Все это должно проделываться в изоляторе. В Краеведческом музее есть реставраторы, но изолятора пока нет. Был случай, привезли из села шерстяную кофточку — местное рукотворное изделие тридцатых годов, интересное, но побитое молью. Восстановить невозможно…

— Существует мнение, что музей — это что-то скучное, застывшее, для школьников младших классов. Вы, конечно, с этим не согласитесь?

— Конечно, нет. Музей называют ретрансляторами традиций, т. к., действуя в настоящем, он одновременно обращен и в прошлое, и в будущее. Он и сохраняет культурное наследие, и участвует в формировании культурной среды для новых поколений. В нашем Краеведческом великолепные этнографические коллекции, собранные ссыльными энтузиастами, настоящими патриотами еще в тридцатые годы. Но не только в коллекции суть. Музей создают коллективы единомышленников. Красноярский краеведческий — это центр общения, клубы по интересам, там всегда народ, и не только школьники. В Омске в Художественном музее имени Врубеля — постоянные выставки из Эрмитажа. Да что перечислять… Сейчас можно использовать новые формы общения со зрителями — клубные, образовательные, с использованием информационных технологий, много чего. Но музей должен не только демонстрировать, но и хранить, поэтому сначала надо все поставить на учет и хранить подобающим образом. И если власть не создает условий, если текут крыши, разворовываются экспонаты, то невольно напрашивается вопрос: «Может, лучше передать музейные коллекции в другое государственное хранилище, где есть возможность их надлежащего сохранения?..»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: