«Вера. Надежда. Любовь» страница для верующих
Сторонники канонизации царя Ивана Грозного выступают против церковного предания
Многим новосибирским верующим знакомы красочно изданные небольшие иконы и книги, которые чуть ли не мешками раздают некие доброхоты, периодически появляющиеся то в одном, то в другом храме. Полиэтиленовые кульки с полиграфической продукцией незаметно оставляют в помещении храма либо раздают её всем желающим, встав на паперти после службы. Вроде бы ничего крамольного в этом нет, если бы не несколько настораживающих деталей. Среди канонических образов православных святых попадаются невесть кем написанные «иконы» царя Ивана Грозного и «старца Григория Нового», более известного как Гришка Распутин. Книги же, хотя и имеют конкретного автора, в большинстве случаев изданы без благословения священноначалия, что в православии не принято. Оставим на совести автора, являющегося прихожанином новосибирских храмов, нежелание ставить епархию в известность о своих околоцерковных изданиях и обратим внимание на так называемые иконы, в частности, на образ «святого царя», тем более что повод для этого есть.
«От православного царя умученный »
21 ноября исполнилось 420 лет событию, значение которого ещё до конца не оценено историками, изучающими истоки трагизма российской государственности XVI и XVII веков. 8 ноября (по старому стилю) 1568 года в Успенский собор Кремля во время Божественной литургии ворвались царские опричники. Прервав службу, они зачитали указ Ивана Грозного о пожизненном заточении митрополита Московского и всея Руси Филиппа, после чего сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, грубо вытолкали из храма и увезли на простых дровнях. Опального митрополита, осмелившегося выступить с обличением разоряющей Русь опричнины, долго томили в подвалах московских монастырей, держа в оковах с накинутой на шею тяжёлой цепью. Затем отвезли на поселение в Тверской монастырь, где год спустя святитель Филипп принял мученическую смерть от главного царского опричника Малюты Скуратова.
Оценивая правление царя Ивана Грозного, одни исследователи сравнивали время его царствования, а точнее вторую его половину,
Затеянная кампания взбудоражила православных, разделив их на два лагеря сторонников и противников канонизации. Приведём их аргументы и контраргументы.
Злодей или праведник: аргументы «за» и «против»
Сторонники канонизации: Царь Иоанн Грозный собиратель России. Во время его царствования к Москве были присоединены Астраханское, Казанское, Сибирское ханства и Ногайская Орда.
Противники канонизации: Бесспорно, эти военные действия можно записать в копилку положительных деяний русского царя, но не стоит забывать, что начатая в 1558 году затяжная Ливонская война в конце концов привела к потере русских земель. Но судить о достижениях или неудачах политических деятелей прошедших времён дело неблагодарное, к тому же Церковь канонизирует не политиков, а святых.
Сторонники: Русский народ свято чтит святого царя, о чём свидетельствуют росписи Грановитой палаты Кремля, где он изображён с нимбом святого.
Противники: Нимб в подобной живописи это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нёс изображаемый человек. Подобные фрески существуют в Архангельском соборе, где все погребённые в нём до 1508 года великие князья изображены с нимбами. Как можно заметить, подпись на фреске гласит: «благоверный князь» без необходимого в таком случае дополнения: «святой». Надгробные эпитафии многих князей также содержат титул «благоверный».
Сторонники: В поминальном синодике святого царя записано всего три тысячи имён казнённых, за которых он молился Богу. Если разделить это число на все годы его правления, то получится смешная цифра. А в это же время (в 1572 году) накануне праздника святого Варфоломея по приказу Карла IX Валуа и его матери Марии Медичи было уничтожено только за одну ночь 30 тысяч человек.
Противники: В свой синодик царь записывал известных людей, не учитывая простолюдинов. А по приказу царя вместе с опальными боярами казнили всю их челядь, которой явно не нашлось места в царском поминальном списке. Не попали в список и тысячи простых людей Новгорода и Твери, которых убивали, топили и жгли по приказу царя в 1570 году. К тому же сама позиция, когда мера святости соизмеряется с количеством загубленных душ, кажется весьма странной.
Сторонники: На святого царя клеветали в течение столетий. Так, его обвиняют в смерти святого митрополита Филиппа. А на самом деле царь Иоанн раскаялся в допущенной несправедливости по отношению к руководителю русской Церкви и направил своего друга Малюту Скуратова испрашивать у ссыльного митрополита прощения. Прослышав об этом, тайные царские враги, опередив главного опричника на несколько часов, погубили святителя. Малюте осталось лишь закрыть глаза убитому и вернуться к царю со скорбной вестью.
Противники: Версия, что святителя Филиппа задушили жидомасоны, появилась сравнительно недавно. До этого никто не оспаривал факт убийства митрополита Филиппа по приказу Ивана Грозного, так же как и убийство царём святого преподобного Корнилия Печерского. И всё потому, что верующие люди руководствуются церковным преданием, которое об этих случаях свидетельствует.
Сторонники:
Противники: Возможно, убийство это было действительно следствием кратковременного всплеска гнева, за которым последовало раскаяние. Но, к сожалению, судя по продолжающимся казням и пыткам, раскаяние это было также кратковременным. Следуя же логике второго аргумента, после царя Ивана Грозного следующим кандидатом в святые будет царь Ирод, умертвивший в Вифлееме и его окрестностях 40 000 младенцев, которые отошли в мир иной невинными и потому безгрешными.
Сторонники: Святого царя незаслуженно зовут многожёнцем. А ведь Церковь благословила его на четвёртый брак по причине смерти третьей жены, которая так и не вступила с Государем в брачную связь и умерла почти сразу после свадьбы невинной. Всех остальных жён по условиям тех времён жёнами считать нельзя, так как на то не было церковного благословения.
Противники: Действительно, Церковь вынуждена была разрешить Грозному четвёртый брак, но отлучила его от святого причастия, и это отлучение действовало до конца его жизни. Что касается остальных браков, в которые он вступал без всякого разрешения церковной власти, то, если их браками не считать, это не что иное, как прелюбодеяние. Но прелюбодеяние никогда не считалось критерием святости.
Сторонники: В церковной истории немало примеров, когда святыми становились грешные люди, искренне раскаявшиеся в своих деяниях. Иоанн Васильевич в конце своей жизни отдавался только молитве и перед смертью принял монашеский постриг в великую схиму.
Противники: Последние годы жизни царя нельзя считать жизнью
В святые с чёрного хода
Можно
Обычно мягкий в суждениях, Патриарх заявил: «Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать её моральный авторитет». Судя по тому, как в Новосибирске умело поставлено на поток издание «икон» Ивана Грозного и книг упомянутого в начале статьи автора, в которых повествуется о «христолюбивом, нищелюбивом и милостивом государе Иоанне Васильевиче», люди эти действуют вполне осознанно.