В 1971 году был изгнан из России, но всегда считал и считает её своим домом
Дорогой гость
В последнее время культурная жизнь города «била ключом»: то книжный фестиваль проводился, то Большой на гастроли пожаловал, а теперь вот сам господин Шемякин приехал по приглашению режиссера городского драматического театра Сергея Афанасьева. Художник хотел воочию осмотреть здание строящегося театра, купол которого он согласился расписывать. Об этом экстраординарном для города событии «Вечерка» уже рассказывала. Но разговор на встрече шел не только о театре
Имя русского художника, скульптора, великого мастера Михаила Михайловича Шемякина знают во всем мире. Он имеет докторские степени Университета философии и психологии искусства
О своей биографии Шемякин рассказывает так: «Родился я в Москве, хотя терпеть не могу этот город, вырастал в Германии, 14 лет жил в России, а остальное в изгнании. Я очень люблю Петербург, там я учился, когда моя семья вернулась из ГДР».
На встрече с общественностью города и с журналистами в театре Сергея Афанасьева Михаил Шемякин много рассказывал о творческих планах, предстоящих гастролях, выставках и просто о жизни.
«Вернитесь в Россию со щитом, а не на щите»
Меня часто спрашивают: «Вы диссидент, побывавший в самых страшных психиатрических клиниках и испытавший много чего ужасного от органов госбезопасности, сегодня потеряли диссидентское достоинство, сидите и распиваете чаи с кагэбэшником». Имя кагэбэшника Владимир Владимирович Путин. Я всегда на это отвечаю так, что,
« А в Академгородке меня никто не ждал»
Впервые знакомство Михаила Шемякина с Новосибирском, пусть и заочное, произошло в 1967 году.
Первым местом, где проходила моя самая большая экспозиция, был Академгородок. Академикам тогда много чего позволялось и прощалось. В то время там была очень интересная галерея, которую создал Макаренко, ныне живущий под Вашингтоном. Этот человек устраивал уникальные экспозиции, которые немыслимо было тогда представить в Ленинграде или Москве. За свою бурную деятельность он тоже был выслан из России. Я получил тогда официальное приглашение: «Михаил Михайлович, Академгородок вас приглашает, оплачивает вам дорогу туда и обратно, проживание в отеле и т. д.». Ровно через пять минут после этой телеграммы раздается звонок Макаренко: «Ты понимаешь, это так, для документов, никто тебя не вызывает, не приглашает, денег у нас нет». Так что я в Академгородке на своей выставке не был.
«Постсоветская интеллигенция напоминает мне Акакия Акакиевича»
После «перестройки» Михаил Шемякин, живя
На вопрос, что я думаю о современной постперестроечной интеллигенции, я всегда отвечаю: «Российская интеллигенция постоянно напоминает мне Акакия Акакиевича из произведения Гоголя, когда у него шинель украли. Он попадает в кабинет к чиновнику, который хочет показать, какой же он важный, начинает орать, топать ногами: «Здесь решаются государственные дела,
«Это какая-то
Фактически возвращение художника на родину произошло в 1989 году, когда в Москве прошла его ретроспективная выставка
Как-то
Мне не понравилось. Тогда я подумал: «Какое счастье, что я не театральный художник, что не связан с балетом». И тут часа через два раздается звонок от Гергиева: «Отложи Прокофьева, ты должен создать новую версию «Щелкунчика». Это была
Каждый город стремится сделать памятник Высоцкому
В России, можно сказать, начался бум «памятникостроения». Особенно многие города хотят увековечить в бронзе Владимира Высоцкого. Михаил Михайлович уверен, что это своеобразная потребность. Чаще всего, по его мнению, известных поэтов, певцов забывают лет через
Михаил Шемякин сам участвует в изготовлении памятников своему другу. Много времени и сил он посвятил созданию большого (не в смысле высоты) монумента в Самаре. Получилась многофигурная композиция. Здесь и Марина Влади, и сам Володя, который стоит в плаще, облокотившись на свою гитару, как на шпагу, и многие его персонажи. А внизу подпись: «Как хороши, как свежи были маки, из коих смерть схимичили врачи». Записку с этими стихами Михаил нашёл на своём столе. Так Высоцкий попрощался с Шемякиным, зная, что больше никогда не войдет в его мастерскую. Наш город в этом плане оставил у Шемякина неприятные впечатления. Была договорённость установить Высоцкого в бронзе в Новосибирске, даже уже была задумана композиция «тоже многофигурная, с включением многих элементов из его бытия».
Там должно было быть два Высоцких, потому что он многогранен: у него присутствовал колоссальный трагизм и то, что было присуще русским скоморохам. Поэтому один стоит, как бы задумавшись, в позе Гамлета, а второй с гитарой, как бы пытается его вывести из этого состояния. Сложная многофигурная композиция на фоне определённых рельефов. Она была задумана специально для вашего города.
Но получилась очень некрасивая история. Договорившись со скульптором, его попросту «кинули». Вначале было много шума: «Шемякин делает нам памятник!», интервью, телевизионные программы
В результате я случайно узнал, что памятник уже встал, а мне пришло письмо, что, к сожалению, все усилия пали даром. Деньги не были собраны. Разговор
«Страну не выбирают»
Михаила Шемякина часто спрашивают, Новосибирск тоже не был исключением: «Что для вас значит Россия? Не собираетесь ли вы переезжать на Родину?» Художник ответил:
Я всегда подчёркивал, что я есть и буду русским художником. Россия это тот дом, та страна, которую не выбирают, как и родственников. Но переезжать я сюда не собираюсь. Для меня Россия не является страной подлинной демократии, извините, анархию и беспредел именовать свободой, по крайней мере, неосторожно. Бюрократический аппарат на сегодняшний день озверелый, страшный и более монументальный, нежели был во времена советской власти. Бороться остаток своей жизни с зажравшимися бюрократами, у которых ни стыда, ни совести, ни чести, не входит в мои ближайшие планы. Я считаю, что помогать России смогу гораздо больше, живя за границей, приезжая сюда и работая с российской интеллигенцией.