Новосибирск 0 °C

Взять всё и запретить?

14.12.2006 00:00:00

Чиновники Рособрнадзора «ополчились« на неочные формы обучения в вузах

Шансов получить высшее образование бесплатно и «по-честному» становится все меньше. Федеральные чиновники, пару лет назад начавшие наступление на вузы и уже во второй раз предпринявшие 10-процентное сокращение бюджетных мест, увлеклись. Теперь они грозятся не просто сократить, а наложить запрет на экстернатную форму обучения.

— В последнее время стало модно открывать отделения с ускоренной подготовкой — экстернаты. С ними творится полный беспредел, поскольку кое-где даже не ограничен срок обучения на такой форме. В некоторых институтах студенты умудряются получить диплом за один год, что в принципе невозможно, — высказалась в интервью «Комсомольской правде» замруководителя Рособрнадзора Елена Геворкян.

Как рассказала корреспонденту «Вечёрки» руководитель департамента высшего и профессионального образования администрации Новосибирской области Марина Ананич, в новосибирских вузах пока экстернаты функционируют. Ни одного скандала, связанного с «профанацией высшего образования» на этой форме обучения, не было.

— Требования к студентам-экстернам такие же, как к тем, кто учится на очной форме, — объяснила Марина Ивановна. — Другое дело, что в данном случае вся ответственность за организацию учебного процесса лежит на студенте — он сам ищет преподавателей, обговаривает с ними индивидуальный план обучения, выбирает сроки сдачи экзаменов и зачетов. Есть некоторые правила, касающиеся, так сказать, гигиены учебного процесса. Например, перерыв между экзаменами по разным предметам должен составлять не меньше недели. Но при этом срок обучения экстерном ни в каких документах не оговорен. Студент выбирает его сам в соответствии со своими возможностями.

На экстернатной форме учатся всего 2,9 процента новосибирских студентов. Согласно законодательству, экстерном может стать любой желающий. Хотя, по словам Марины Ананич, те, кто выбирают такой способ получения знаний, все-таки имеют объективные причины для этого: «Например, молодому человеку пришло приглашение на зарубежную стажировку. Приступить к работе нужно через полгода, а до получения диплома осталось полтора года. Студент оказывается перед весьма сложным выбором: либо бросить вуз на «финишной прямой« и поехать за границу, либо отказаться от выгодного предложения, которое, скорее всего, больше не повторят, и окончить учебу. Либо перейти на экстернатную форму обучения и пройти программу полутора лет за шесть месяцев. Или: девушка выходит замуж за военного. Его направляют к месту службы в отдаленный гарнизон, где нет университетов и академий. Девушке остается либо бросить мужа, либо бросить вуз. Либо опять же окончить образовательное учреждение экстерном. Если экстерната как формы обучения не будет, мы лишим возможности получать образование всех людей, оказавшихся в ситуациях, подобных описанным выше. А ведь так можно договориться и до того, чтобы назвать профанацией и запретить заочную форму обучения, поставить крест на дистанционном образовании — единственном доступном для инвалидов… Возможно, неочные формы обучения, действительно, нужно лучше контролировать. Но лично я не вижу причин, по которым человек не может получить экстерном второе высшее образование. Или почему он не может учиться экстерном, если он вундеркинд и общепринятая система ему мешает, тормозит его развитие».

В нашей области из 41 тысячи человек, поступивших в вузы в 2006 году, только 19 тысяч выбрали очную форму обучения. Остальные учатся на вечерних и заочных отделениях либо получают второе высшее образование.

Что касается сокращений учебных мест на дневных отделениях вузов, они, предупредила Марина Ананич, будут и в 2007 году. Правда, надеется вузовская общественность, незначительные. В прошлом году в университетах и академиях нашего города пришлось сократить по 2–4 бюджетных места на некоторых специальностях. Полностью ни одного факультета и ни одной специальности в новосибирских учебных заведениях не закрыли, а в ряде институтов даже открыли новые. Так, в Новом Сибирском институте появилась специальность «антропология», в НГУ расширился факультет востоковедения, существенно вырос перечень вузов, практикующих двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратуру).

Политика администрации нашей области, подчеркнула Марина Ананич, направлена не на сокращение высшей школы, а на ее расширение и совершенствование за счет открытия новых, актуальных для местной экономики специальностей. Новосибирск — крупный научный центр, перспективная площадка по реализации инноваций. Ему нужны молодые квалифицированные кадры. Ответ на требования времени предложили в Академии экономики и управления — у вуза есть возможность открыть две новые специальности, непосредственно связанные с инновационной деятельностью.

Кстати, первокурсников в новосибирских вузах нынче, несмотря на демографический спад, почти на две тысячи больше, чем в 2005 году.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: