Экологическое законодательство в интересах
застройщиков
По прогнозам демографов, к 2025 году в России вместо сегодняшних 143,7 млн человек останутся всего 125 миллионов. А к 2050 году население страны сократится до 100 миллионов. И дело не только в низкой рождаемости, но и в неуклонном ухудшении уровня здоровья населения. Как отмечено в Стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска, «на 2025 процентов здоровье обусловлено состоянием окружающей среды и лишь на 810 процентов состоянием системы здравоохранения». Что мы имеем, видно по экологической карте города и документу, разработанному специалистами Сибирской государственной геодезической академии, кстати сказать, по заказу мэрии, «в зоне высокого риска для здоровья находится более 43 процентов территории города. К зоне высокого риска отнесена почти вся территория Центрального и Железнодорожного районов и большая часть Кировского, Калининского и Ленинского».
Возле новостроек явно не хватает зелени
|
В городе стремительно увеличивается количество транспортных средств, на которые приходится 70 процентов загрязнения воздуха. При этом площади озелененных территорий общего пользования постоянно сокращаются. Конкретные примеры вырубки деревьев и возмущающее горожан сокращение рекреационных участков можно привести по всем районам. Значение проведенной по распоряжению мэра работы по инвентаризации зеленых насаждений и утверждению проекта границ земельных участков объектов озеленения общего пользования нельзя преуменьшить, однако наступление на зеленые зоны продолжается. Заставить власти «опустить топор» практически невозможно: законодательная и нормативно-регламентационная база в отношении экологии обтекаема и несовершенна.
О том, что экологические проблемы для наших законодателей находятся на одном из последних мест, можно судить уже по забуксовавшей работе над Экологическим кодексом. Еще 17 апреля «Российская газета» сообщала: «Перед Министерством природных ресурсов России в плане приоритетных задач на этот год поставлена цель разработать до декабря проект общей части Экологического кодекса«. Когда мы этого проекта дождемся, неизвестно. Отдельные природоохранные статьи существуют в Гражданском, Административном, Уголовном, Земельном, Градостроительном кодексах. Однако формулировки многих статей не носят обязательного характера, по целому ряду норм принятые законодательные акты не соответствуют друг другу. Например, в санитарно-гигиенических нормах и правилах понятие «санитарно-защитная зона» есть, а в Градостроительном кодексе его нет. Еще хуже ситуация с нормативно-техническими документами. Положения основного действующего нормативно-регламентационного документа «Градостроительные и строительные нормы и правила» (СНиП 2.07.0189*), разработанные на основе предыдущего Градостроительного кодекса, носят преимущественно рекомендательный характер и в большинстве случаев не выполняются. Вызывает беспокойство планируемое принятие Федерального закона N 3170644 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В случае принятия этого Закона из законодательства России будут исключены обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, экологический и санитарно-эпидемиологический надзор.
Если анализировать основные правовые документы местного самоуправления в этой сфере (Правила содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в городе Новосибирске и Положение о застройке города Новосибирска), они не только не обеспечивают улучшение городской среды, но в какой-то мере даже способствуют ухудшению ситуации. Так, в действующей схеме зонирования городской территории имеются зоны с кодовым обозначением А-2 подзона отдыха и оздоровления. К ним относятся, в частности, Нарымский сквер, Первомайский сквер, озелененные территории общего пользования (озелененная территория на ул. Дачная Тимирязева). Нашему «отдыху и оздоровлению» здесь должно способствовать строительство таких разрешенных объектов: крытых спортивных учреждений и их комплексов, спортивно-зрелищных залов, оздоровительных и банно-оздоровительных комплексов, гостиничных предприятий, предприятий общественного питания и даже автостоянок закрытого типа. Выбор вариантов для инвесторов, как видим, богатейший. Зонирование территории Новосибирска и градостроительный регламент разрешенного использования земельных участков отражают по преимуществу интересы застройщиков и инвесторов. В отношении улучшения качества окружающей природной городской среды остается все тот же остаточный принцип.
В 2005 году выпущено 2-е издание замечательной книги В.М. Пивкина и Л.Н. Чиндяевой «Экологическая инфраструктура Сибирского региона» (на примере Новосибирской агломерации), где даны обстоятельные и обоснованные рекомендации, как необходимо практически улучшить экологическую ситуацию в городах Сибири. Но удивляет молчаливое игнорирование рекомендаций авторов со стороны власти. Так как пресс со стороны градостроительной деятельности продолжает усиливаться, а уровень экологического сознания далек от желаемого, требования к качеству законодательных документов особенно высоки. Должны быть приняты объективные показатели экологического состояния, которые бы использовались при разработке новых правил застройки Новосибирска.
В настоящее время создана рабочая группа по разработке областного закона по защите зеленых насаждений городских и сельских поселений. Но для того, чтобы проект закона действительно был полезным и качественным, необходимо, чтобы в его разработке принимали участие представители общественных организаций с обязательным проведением общественной экологической экспертизы проекта закона.