Новосибирск 3 °C

Зона, свободная от Санта-Клаусов

23.12.2006 00:00:00

Святой Николас приходит в рождественскую ночь к немецким детям, а Дед Мороз — к русским ребятишкам

Точной цифры — сколько именно новосибирцев отмечают этот особо почитаемый у католиков праздник — конечно, нет.

В кафедральном костеле на улице М. Горького сообщили: обычно на богослужении в этот день во всех трех приходах бывает до 600 человек. И предложили такую схему подсчета: какой примерно процент православных горожан неизменно приходит в храмы на литургию в Рождество, такой примерно процент от общей численности новосибирцев-католиков составляют и эти 600 человек. Кто-то отмечает просто в кругу семьи, кто-то предпочитает компанию друзей, а кто-то выбирает официальные торжества, организованные по случаю праздника. В обязательном порядке католическое Рождество отмечается в Российско-немецком доме на улице Ядринцевской: театрализованное представление с поздравлениями и подарками и, конечно, концерт.

Зона, свободная от Санта-Клаусов

 По словам главного режиссёра представления, Станислава Петрова вольностей в этом действе должно быть минимум: Бюргер и Фанат — едва ли не единственные вымышленные персонажи

— Вы сможете перечислить обязательных персонажей и неотъемлемые атрибуты православного Рождества? — поинтересовался при встрече художественный руководитель и главный режиссер Российско-немецкого дома Станислав Петров. — Ну, понятно — елка, Дед Мороз, Снегурочка. А еще? Затруднительно, да? А немцы, как известно, народ педантичный, и потому религиозным и народным традициям стараются следовать. И в этом смысле ставить праздничное представление сложнее: основные герои и основные действа должны быть соблюдены. Мне недавно попалась книга с пятнадцатью сценариями рождественского праздника, изданная в Германии. Я обрадовался — вот, думал, подспорье-то какое! — а почитал и понял: у нас так ставить нельзя. Это уже особенности немцев-переселенцев: одни из них привыкли к такому празднованию, какое устраивали их родители. А другие — их дети — переняли эти традиции. Те же сценарии были слишком вольными…

Порция розог к праздничку

А как отмечали католическое Рождество в старину? Перед праздником все в доме моется, белится и украшается хвойными ветками и комнатными цветами. Уборка должна быть закончена до прихода гонца (Bote), возвещающего о наступающем празднике. Не дай Бог, он забудет зайти к кому-нибудь: это считалось предвестником несчастья.

Потом все отправлялись на богослужение, а дома уже был накрыт стол. Ужин — дело не только приятное, но и необходимое: многие в этот день ничего не ели до первой звезды, то есть до наступления темноты. После окончания вечерней службы отпрыскам раздавали подарки — пряники и конфеты с церковной елки. А потом — праздник в домашней обстановке. И ритуал разнился лишь в зависимости от имущественного положения и от различий в вере.

Для детей чаще всего приглашали ряженого. В сенях (прихожей) раздавался страшный грохот и звон цепей. Появлялся мужчина, переодетый в вывороченный овечий тулуп, меховую шапку и огромные валенки и опоясанный железными цепями. В левой руке — колокольчик, в правой — хлыст. Это Пельцникель (дословно: Николай в меховой шапке). Страшным голосом он требовал к себе того или иного шалуна. Дети забивались в углы и прятались под кровати и столы. А он либо сам вытаскивал непослушных детей, либо приказывал это сделать другим и начинал наказывать детей за шалости и прегрешения (заранее сообщенные родителями). И только взяв с детей слово больше не шалить, хорошо учиться, почитать родителей, уходил.

Станислав Петров: «Ну чем святой Николас не Дед Мороз?»

А за ним появлялся рождественский ребенок, младенец Христос, который, как говорили детям, спускался с небес по длинной лестнице. Обязательно его роль исполняла молодая женщина — Кристхен (или Кристкинд) — во всем белом и с закрытым вуалью лицом. В одной руке у нее был прут, а в другой — завязанные в платочек пряники, конфеты, игрушки. Она тоже спрашивала детей о шалостях, но, в отличие от Пельцникеля, наказывала их прутиком слегка. И еще заставляла читать заученную для данного случая молитву — после чего раздавала подарки.

Обычаи пугать детей постепенно исчезли. Пельцникель и Кристхен-Кристкинд являлись только веселыми ряжеными, но розги присутствуют сегодня на каждом праздновании Рождества. И согласитесь, очень полезно, что после наказания прутики оставлялись в доме и висели в качестве напоминания о неотвратимости наказания за ослушание старших.

— На массовых рождественских представлениях под розги попасть может каждый, невзирая на его должность и материальное состояние, — делится своими наблюдениями Станислав Петров. — Из собственного опыта: остановился как-то Пельцникель перед одним гостем, и тот послушно встал в известную позу. Получил свою порцию ударов, пообещал больше не грешить, а кругом все веселятся: оказывается, о-о-очень известный в городе человек попался под розги!

Никакой отсебятины

Получить в Рождество порцию розог — это очень весело!

— Немцы и в составлении меню на Рождество стараются придерживаться исстари принятых правил, — продолжает знакомить с католическими порядками Станислав Юрьевич. — Обязательно подают ярко раскрашенное блюдо с яблоками, орехами, изюмом. Рыбный пирог — где-то обязателен, где-то желателен. Как и свиные колбаски. Что касается напитков, то, сколько бы ни читал литературы на этот счет, нигде не встречал, чтобы были разрешены водка или шнапс. Вино — пожалуйста, а более крепкие напитки, похоже, не приветствуются. Почти везде самым подходящим напитком в этот день считается глинтвейн. К чаю — сдоба. А всего на столе бывает от семи до девяти блюд. И никакой отсебятины: меню, можно сказать, годами проверено. Вольность допускается лишь в фирменных, как говорится, нюансах хозяйки, которая готовит то или иное блюдо: сдобные крендельки по своему рецепту, колбаски — кто с чесноком, а кто с перцем и

т.д. Ну а в приготовлении традиционного рождественского фаршированного гуся (генденбратена) — такой простор для фантазии каждой домохозяйки!

Между прочим, и яблоки, и орехи, и сдоба — не только для стола. В католических семьях они имеют свой тайный смысл: яблоко осталось от яблони познания добра и зла в раю, орехи с твердой скорлупой и вкусными сердцевинками намекают: «Бог дал орех, но человек должен расколоть его». И еще они — и яблоки, и орехи, и рождественское печенье «плетцхен», и печенье с имбирем «лебкухен» — отправляются на елку, чтобы ребятня их оттуда доставала и лакомилась.

Один из обязательных атрибутов Рождества у многих немцев — календарь, в котором всего 24 листочка: по одному на каждый день, с первого декабря и до самого праздника. За каждым листочком — новый библейский сюжет. Раньше такие календари для своих детей делали родители, а теперь их издает каждая немецкая типография, и перед праздниками их можно купить в любом магазинчике.

— По статистике, более 90 процентов немцев считают Рождество домашним праздником и предпочитают встречать его в кругу семьи, — говорит Станислав Юрьевич. — Обстановка в доме в праздник максимально уютна. Свои дома они украшают сосновыми и еловыми венками, в которые ставят свечи, зажигая по одной в каждое воскресенье с первого декабря. А в день Рождества горят все четыре. С наступлением вечера во всех домах зажигаются праздничные гирлянды и свечи. Наступает время дарить подарки.

Свинья в носке

О том, как и что дарят в католических семьях детям, известно, наверное, почти всем по сказкам и рассказам. «Тара» для подарков — носки, чулки, сапожки. Понятно, что сегодня под них стилизованы специальные пакеты или конверты, но размеры изменились, а форма осталась прежней. Оно и понятно: если раньше дарили конфеты, печенье да мелкие игрушки — носок годился для упаковки, а если сегодня дитя ждет компьютер?

Подарки с недавних пор стал раздавать детям в семьях католиков Вайнахтсманн (Рождественский дед) или Фростманн (Дед Мороз). И в разнообразии сюрпризов, в отличие от меню и ритуала, ограничений нет. Но есть некоторые традиционные дары. В Южной Германии в качестве подарка нередко получают стеклянных или фарфоровых свинок, а вот почему — сложно сказать. Хотя напрашивается параллель со свиными колбасками, так любимыми немцами…

Дед Мороз у католиков и Дед Мороз у православных — практически близнецы-братья, но наш постарше будет. И наряд несколько разнится: у Вайнахтсманна-Фростманна — не шуба, а куртка покороче. Мешок для подарков обязателен у обоих. Но солидарны они не только в стремлении сделать приятное людям в праздник, но и в своем неприятии нашествия Санта-Клаусов в последнее время.

В Германии сейчас даже развернулась кампания, направленная против Санта-Клаусов. Ее организаторы считают американизированного Деда Мороза чуждым символом Нового года и выступают за возвращение святого Николаса. И даже появляются буклеты и наклейки: «Зона, свободная от Санта-Клаусов». На них — перечеркнутый американский Дед Мороз.

Этот проныра Санта внедряется и в российскую новогоднюю повседневность. Пусть весьма топорным, но действенным методом: выдает себя за Деда Мороза. И не слишком-то осведомленные в символике россияне часто на это покупаются. А ведь Санта-Клаус у рождественской елки и немцев, и русских так же неуместен, как пельмени вместо рождественского гуся где-нибудь в Манхэттене. Пусть Дед Мороз у каждого будет свой: неприятных сюрпризов от него не получишь…

На репетиции рождественского праздника в Российско-немецком доме побывали Сергей ДАНИЛИН, Владимир ПОЛЯКОВ (фото).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: