Новосибирск 4.3 °C

Искусство нежных и сильных мужчин

23.12.2006 00:00:00

Так отзывается о своём ремесле керамист Ариф Мехтиев

В его мастерской гордо расправляют крылья глиняные орлы, пучат глаза здоровенные «садовые» жабы, маршируют красные слоны, а греческие девы томно закатывают глаза, кокетничая с обнаженным Аполлоном. Весь этот дивный керамический народец обязан своим рождением главному художнику студии «Ритм» Арифу Мехтиеву — профессиональному керамисту, недавно занявшему призовое место на Сибирском фестивале керамики.

Лепка красного слона

Красные слоны — сегодняшняя головная боль Арифа Мехтиева

…Чтобы вдохнуть жизнь в маленькую керамическую безделушку, которыми сейчас так густо наводнены сувенирные прилавки, Арифу Имрановичу приходится допоздна засиживаться в своей мастерской: рисовать эскиз, подбирать краски, а потом из хрупкого гипса «отливать« будущую форму. Ведь профессиональный художник-керамист, убежден мастер, это «человек-оркестр», в котором гармонично сочетаются и скульптор, и портретист, и просто «чернорабочий», которому не зазорно надеть на себя заляпанный гипсом фартук и часами замешивать глиняное «тесто».

— Керамика любит нежных и сильных мужчин, — Ариф Имранович как всякий творческий человек, склонен к философии. — Сила должна быть в руках, а нежность — в сердце. Керамические вещи — они, как женщина, хрупки и капризны. Одно неловкое движение руки, неправильный «замес», и будущий шедевр может расколоться на части уже при обжиге в печи. А если неправильно подобрать цветовую «ткань», то можно безнадежно испортить свое творение. Вот как было с моим «Свиданием»…

И мастер снимает с полки трогательную пару — он в папахе с цветочком, она — в чем-то национально-восточном и с недовольно поджатыми губами. Нежная пастель, мягкие краски — этот керамический этюд и занял призовое место на минувшем фестивале. А рядом — неудачный клон «Свидания»: те же фигуранты, но в другой «одежде». Действительно, в керамическом деле важна каждая деталь…

— Я не делаю разницы между заказом клиента и собственными творческими «излияниями», — рассказывает Ариф Имранович. — Даже обычную жабу, которая стала такой популярной у наших садоводов, можно сделать характерной и необычной. Правда, попадаются весьма капризные клиенты…

 

Пришел солидный клиент — представитель компании, чьи офисные «сети» протянулись по всей России, и с порога керамистов огорошил: хотим, говорит, красного слона для наших внутрикорпоративных нужд — могучего, сильного и воинственного. Мастер попытался художественно клиента «образумить»: не бывает в природе красных слонов, давайте сделаем его коричневым. Уперлись заказчики — красный и точка, и в количестве двух тысяч штук. Слепил им мастер красного слона, клиент нос воротит: а почему он у вас на бегемота похож? Переделали. Опять заказчик недоволен: уж больно слон тщедушный вышел, на спринтера похож…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Мы два месяца с этим слоном возились, — смеется Ариф Имранович, — то хобот у него слишком длинный, то слишком короткий — морока, да и только. Теперь, можно сказать, в нашей студии одни красные слоны живут…

А руководство одного из новосибирских санаториев на студию сильно осерчало.

— Принесли нам корявую матрешку и сказали — сделайте такую же, но в больших количествах, — вспоминает художник. — Я как художник решил все огрехи образца сгладить, а они разволновались: мы просили без поправок!

«Нечисть» тоже требует вдохновения

В последнее время, по наблюдениям мастера, полюбили горожане разные керамические обережки в виде смешных домовых, куколок и клоунов. Считают, что такая яркая безделица может принести в дом счастье и покой — сам же «отец» этого керамического полчища от таких «суеверий» далек: говорит, что керамическая вещица может принести только эстетическое удовольствие.

— С удовольствием разрабатываю модели домовят и разной смешной «нечисти», но сам в них не верю, — смеется автор. — Но если люди верят и им это нравится — буду делать их с еще большим удовольствием. И честно говоря, не люблю разговоров о том, что яркие копилки и слоники на этажерке — кич и пошлость. Я их придумываю от всей души, и пусть они приносят людям только радость.

 

 

 

 

 

 

 

Особая гордость художника — керамический «крупномерный» зверинец, который живет на просторных полках студии. Черепахи, хамелеоны, крокодилы, жабы и лемуры — здоровые, яркие, веселые: как только начинается садово-огородный сезон, зверюг растаскивают на свои сотки любители ландшафтных «излишеств».

— Недавно на моей выставке, которая проходила в художественном музее, подошла одна женщина, — вспоминает Ариф Мехтиев. — Спасибо, говорит, вам за жабу, которую вы для меня сделали. Как только я ее в своем саду поселила, так помидоры-огурцы сразу «заколосились».

…А я, просматривая коллекцию художника, пришла в восторг от тощей керамической девочки, которую нужно сажать на компьютер. Уж такой у нее был знакомо-понурый и печальный вид — прямо как у некоторых журналистов перед сдачей очередной «нетленки»…

— Есть в моей работе минуты светлого отдохновения, — мечтательно улыбается мастер. — Это когда я завершу очередную работу, поставлю ее на свой стол, закурю и любуюсь ею. Ох, что же я вам говорю: уже полгода как курить бросил…

Заработался…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: