Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Первый советский джип родом из Сибири

05.01.2007 00:00:00

Так утверждает читатель «ВН», «раскопавший» весьма интересную информацию

В семидесятые, да и в более поздние годы, пожалуй, самым популярным у сибиряков автомобилем был первый советский джип — «Нива» (ВАЗ-2121). Но мало кто из наших земляков знает, что ведущим дизайнером «Нивы» был наш земляк, уроженец Новосибирской области Валерий Павлович Семушкин. Корреспондент «ВН» узнал об этом от нашего читателя Иршата Бульхина.

— Некоторое время назад я был в деловой поездке в Тольятти, — рассказывает Иршат. — И там мне случайно попалась на глаза местная газета, посвященная 35-летию АвтоВАЗа. Из этой газеты я и узнал о Семушкине. С тех пор я начал собирать информацию о Валерии Павловиче — копался в Интернете, перебрал массу журналов и газет автомобильной направленности.

Специалисты утверждают, что имя Семушкина в дизайне автомобилей значит не меньше, чем, например, имя Калашникова в оружейном деле. Внедорожники, сделанные по дизайн-проектам Семушкина, в 70-е разошлись по всей Европе в сотнях тысяч экземпляров. Между тем, в отличие от имени Калашникова, имя Семушкина практически неизвестно широкому кругу обывателей.

Автомобилями Валерий Семушкин интересовался с детства. В одном из интервью он вспоминает, какое потрясающее впечатление произвел черный блестящий BMW, неизвестно как попавший в глухую деревушку под Новосибирском: «Брутальная внешность немецкого авто, красная обивка салона, портативный радиоприемник и льющаяся из него музыка — на фоне ламповой громадины «Родина« и патефона, с которыми мне, пацану, приходилось иметь дело, — все это просто опрокинуло!»

У деревенского мальчика, родившегося за год до начала Великой Отечественной войны, рано проявился талант художника. Его работы выставлялись в Новосибирской картинной галерее, еще когда он был подростком. Выпускник сельской школы Валера Семушкин хотел поехать учиться куда-нибудь в столицу — Москву или Ленинград.

После армии Валерий Семушкин поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Отработав одну из производственных практик на АвтоВАЗе, молодой человек решил, что трудиться он будет только здесь и свою жизнь посвятит автомобилям. Руководство завода с радостью прислало молодому специалисту приглашение.

Бюро дизайна на Волжском автозаводе в те времена состояло из трех художников, трех слесарей, нескольких модельщиков и именовалось цехом N 92. Задание разработать автомобиль повышенной проходимости завод получил в начале семидесятых. Первый ходовой образец окрестили «крокодилом Геной». Кузов машины был открытый, с тентом. Уровень комфорта оставлял желать много лучшего. Если б первую разработку приняли за основу, «Нива» была бы похожа на УАЗ, заслуживший в народе не очень лестные прозвища «бобик», «козлик».

Семушкину задумки его коллег не понравились. Начинающий дизайнер после января 1972 года втайне от начальства стал создавать свой проект автомобиля для сельской местности. «Здесь мне должны были помочь 17 лет жизни в Сибири», — отмечает Валерий Семушкин.

По мнению Семушкина, советский вездеход должен был быть не менее комфортабельным, чем обычная легковушка, а не представлять собой грубую конструкцию, хлопающую тентом и визжащую шестернями при отсутствии шумоизоляции.

В цехе N 92 художник отгородил уголок и при поддержке нескольких модельщиков-энтузиастов начал создавать свою «Ниву». Руководство завода увидело его детище в мае 1972 года. Главный конструктор завода Владимир Соловьев и ведущий конструктор проекта Петр Прусов, увидев модель за ширмой, спросили: «А это что такое?» — «Макет полноприводника». — «Кто велел?» — «Никто. Сами сделали». Затем был задан вопрос: «Сколько нужно времени, чтобы представить макет в натуральную величину?» «Месяца три-четыре», — ответил Семушкин. — «Хорошо. Встретимся в августе».

Двадцатого августа состоялся технический совет. Идею Валерия Семушкина одобрили. Весной 73-го года на ВАЗе собрали первые две машины по проекту Семушкина. А в апреле 77-го «Нива» встала на конвейер.

По тем временам это был прорыв — первый советский внедорожник, приближающийся по уровню комфорта и ходовым качествам к тогдашним зарубежным джипам. При этом дизайн был полностью оригинальным, а не скопированным с моделей европейских разработчиков (в отличие от вазовских моделей «Жигулей«).

Буржуазные конкуренты пребывали в шоке. Журналисты австрийского журнала «Austro-Motor» в 1978 году писали: мол, русские, очевидно, долго и тщательно анализировали ситуацию, складывающуюся на авторынке, и поэтому очень точно определили пустовавшую нишу. Педантичным австрийцам и в голову не могло прийти, что ничего подобного не было, все вышло, как всегда у нас, по наитию и на авось. Жаль, что подобного успеха, случившегося «нечаянно», потом больше в истории российского автомобилестроения не было.

В 1992 году Валерий Семушкин существенно реконструировал дизайнерское решение «Нивы» по заданию французского концерна «Chevrolet». «Гибридная» «Нива» совершенно не похожа на свой прообраз 70-х годов. Тем не менее классическую «Ниву», несколько усовершенствованную в соответствии с сегодняшними требованиями, на заводе продолжают выпускать. С 1977-го по 2005 год было произведено около 1,7 миллиона автомобилей этого класса.

Иршат Бульхин убежден, что такой человек, как Валерий Семушкин, вполне заслуживает памятника на своей малой родине. По мнению Бульхина, идеальным местом для памятника автору советского джипа была бы площадь Труда — там пересекаются почти все транзитные транспортные потоки, идущие через наш город. Вдобавок рядом железная дорога. Иршат видит памятник в виде отлитого в бронзе автомобиля «Нива» с обязательной табличкой на постаменте, сообщающей о том, что автором дизайн-проекта является наш земляк. Если позволят средства, можно было бы и площадь переименовать.

Бульхин уверен, что руководство АвтоВАЗа, с которым он планирует связаться, и сам Семушкин не будут против. Более того, помогут материально. А там, глядишь, подключатся и городские власти Новосибирска.

Вопрос, конечно, интересный…

Чем для своего времени являлась «Нива»?

Дмитрий Раков, 43 года, бизнесмен:

— Была у меня «Нива». Я гордился ей просто до безумия. В те времена мне казалось, что машины лучше быть не может и никогда ничто не сможет затмить все прелести моей зеленой «Нивы». Ох, как я на ней гонял! Как я ее любил. Да когда я выезжал на ней на Красный проспект, мне казалось, что я — царь мира… Надо заметить, что машина очень мало ломалась, всегда заводилась на морозе, одним словом, практически меня не подводила. Профнепригодность стряслась с ней, когда я зимой не вписался в поворот и налетел на столб, утащив за собой еще и маленького жигуленка. Было очень обидно. Авария прочно засела мне в подсознание, и я долгое время вообще не ездил на машинах. Потом время прошло, забылись прежние страхи. Где-то за городом очень недорого я купил новый автомобиль. Сейчас я без машины как без рук. Но свою зеленую «Ниву» забыть не могу. Вот такая трогательная история из прошлого.

Ольга Павлова, 39 лет, педагог:

— «Не мастерица я полки-то различать». В машинах ничего не понимаю. Не только технически, даже в марках я слаба. Особенно это относится к иномаркам. Они же все на одно лицо. Только цветом отличаются. Ну и внешним видом слегка… Но есть три машины, которые я никогда ни с чем не спутаю. «Волга», потому что она была у моего отца. «Ока», потому что она есть у моего лучшего друга. «Нива». Это машина, о которой я мечтала в детстве.

Маргарита Лашина, 26 лет, студентка:

— Каждая машина достойна уважения, не только «Нива». Главное, чтобы она не ломалась. Не к столу будет сказано — один мой знакомый полгода назад купил старенькую «Оку». Счастью не было предела. Он ее до блеска протирал тряпочкой. Один раз утром выхожу во двор и вижу трогательную картину: знакомый отобрал у дворника шланг и упоенно мыл свою машинку. Он в ней души не чаял. А потом, по истечении некоторого времени, «Ока» стала ломаться на каждом втором километре. Сразу же перестала она блестеть, как прежде. Все грязней становилась, все раздолбанней. К чему я это? К тому, что каждая машина хороша. Неважно, какой она марки и чьего производства.

Степан Савченко, 43 года, метеоролог:

— «Нива» — неплохая машина, и все же бывают и получше. Но раз уж речь идет именно о ней, то вот мое мнение. В свое время «Нива» была действительно очень популярна. Но всему приходит логическое завершение. Эпохам свойственно заканчиваться. Сейчас на улицах города все реже можно увидеть «Ниву». С одной стороны, — жаль. А с другой стороны — и ладно. Сейчас народ предпочитает импортные машины.

Николай Хвостенко, 30 лет, безработный:

— «Нива» для своего времени была тем, чем она и остается по сей день. Автомобиль. Комментарии излишни.

Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.