Так утверждает читатель «ВН», «раскопавший» весьма интересную информацию
В семидесятые, да и в более поздние годы, пожалуй, самым популярным у сибиряков автомобилем был первый советский джип «Нива»
Некоторое время назад я был в деловой поездке в Тольятти, рассказывает Иршат. И там мне случайно попалась на глаза местная газета, посвященная
Специалисты утверждают, что имя Семушкина в дизайне автомобилей значит не меньше, чем, например, имя Калашникова в оружейном деле. Внедорожники, сделанные
Автомобилями Валерий Семушкин интересовался с детства. В одном из интервью он вспоминает, какое потрясающее впечатление произвел черный блестящий BMW, неизвестно как попавший в глухую деревушку под Новосибирском: «Брутальная внешность немецкого авто, красная обивка салона, портативный радиоприемник и льющаяся из него музыка на фоне ламповой громадины «Родина« и патефона, с которыми мне, пацану, приходилось иметь дело, все это просто опрокинуло!»
У деревенского мальчика, родившегося за год до начала Великой Отечественной войны, рано проявился талант художника. Его работы выставлялись в Новосибирской картинной галерее, еще когда он был подростком. Выпускник сельской школы Валера Семушкин хотел поехать учиться
После армии Валерий Семушкин поступил в Ленинградское высшее
Бюро дизайна на Волжском автозаводе в те времена состояло из трех художников, трех слесарей, нескольких модельщиков и именовалось цехом N 92. Задание разработать автомобиль повышенной проходимости завод получил в начале семидесятых. Первый ходовой образец окрестили «крокодилом Геной». Кузов машины был открытый, с тентом. Уровень комфорта оставлял желать много лучшего. Если б первую разработку приняли за основу, «Нива» была бы похожа на УАЗ, заслуживший в народе не очень лестные прозвища «бобик», «козлик».
Семушкину задумки его коллег не понравились. Начинающий дизайнер после января 1972 года втайне от начальства стал создавать свой проект автомобиля для сельской местности. «Здесь мне должны были помочь 17 лет жизни в Сибири», отмечает Валерий Семушкин.
По мнению Семушкина, советский вездеход должен был быть не менее комфортабельным, чем обычная легковушка, а не представлять собой грубую конструкцию, хлопающую тентом и визжащую шестернями при отсутствии шумоизоляции.
В цехе N 92 художник отгородил уголок и при поддержке нескольких
Двадцатого августа состоялся технический совет. Идею Валерия Семушкина одобрили. Весной
По тем временам это был прорыв первый советский внедорожник, приближающийся по уровню комфорта и ходовым качествам к тогдашним зарубежным джипам. При этом дизайн был полностью оригинальным, а не скопированным с моделей европейских разработчиков (в отличие от вазовских моделей «Жигулей«).
Буржуазные конкуренты пребывали в шоке. Журналисты австрийского журнала
В 1992 году Валерий Семушкин существенно реконструировал дизайнерское решение «Нивы» по заданию французского концерна «Chevrolet». «Гибридная» «Нива» совершенно не похожа на свой прообраз
Иршат Бульхин убежден, что такой человек, как Валерий Семушкин, вполне заслуживает памятника на своей малой родине. По мнению Бульхина, идеальным местом для памятника автору советского джипа была бы площадь Труда там пересекаются почти все транзитные транспортные потоки, идущие через наш город. Вдобавок рядом железная дорога. Иршат видит памятник в виде отлитого в бронзе автомобиля «Нива» с обязательной табличкой на постаменте, сообщающей о том, что автором
Бульхин уверен, что руководство АвтоВАЗа, с которым он планирует связаться, и сам Семушкин не будут против. Более того, помогут материально. А там, глядишь, подключатся и городские власти Новосибирска.
Вопрос, конечно, интересный
Чем для своего времени являлась «Нива»?
Дмитрий Раков, 43 года, бизнесмен:
Была у меня «Нива». Я гордился ей просто до безумия. В те времена мне казалось, что машины лучше быть не может и никогда ничто не сможет затмить все прелести моей зеленой «Нивы». Ох, как я на ней гонял! Как я ее любил. Да когда я выезжал на ней на Красный проспект, мне казалось, что я царь мира
Надо заметить, что машина очень мало ломалась, всегда заводилась на морозе, одним словом, практически меня не подводила. Профнепригодность стряслась с ней, когда я зимой не вписался в поворот и налетел на столб, утащив за собой еще и маленького жигуленка. Было очень обидно. Авария прочно засела мне в подсознание, и я долгое время вообще не ездил на машинах. Потом время прошло, забылись прежние страхи.
Ольга Павлова, 39 лет, педагог:
«Не мастерица
Маргарита Лашина, 26 лет, студентка:
Каждая машина достойна уважения, не только «Нива». Главное, чтобы она не ломалась. Не к столу будет сказано один мой знакомый полгода назад купил старенькую «Оку». Счастью не было предела. Он ее до блеска протирал тряпочкой. Один раз утром выхожу во двор и вижу трогательную картину: знакомый отобрал у дворника шланг и упоенно мыл свою машинку. Он в ней души не чаял. А потом, по истечении некоторого времени, «Ока» стала ломаться на каждом втором километре. Сразу же перестала она блестеть, как прежде. Все грязней становилась, все раздолбанней. К чему я это? К тому, что каждая машина хороша. Неважно, какой она марки и чьего производства.
Степан Савченко, 43 года, метеоролог:
«Нива» неплохая машина, и все же бывают и получше. Но раз уж речь идет именно о ней, то вот мое мнение. В свое время «Нива» была действительно очень популярна. Но всему приходит логическое завершение. Эпохам свойственно заканчиваться. Сейчас на улицах города все реже можно увидеть «Ниву». С одной стороны, жаль. А с другой стороны и ладно. Сейчас народ предпочитает импортные машины.
Николай Хвостенко, 30 лет, безработный:
«Нива» для своего времени была тем, чем она и остается по сей день. Автомобиль. Комментарии излишни.
Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА