Новосибирск 9.2 °C

Взлёт и падение «Киносибири»

11.01.2007 00:00:00

Новосибирск мог стать крупнейшим центром киноиндустрии…

Как-то так получилось, что Новосибирск и кино стали неразлучны с самого начала. 28 декабря 1895 года в Париже братья Люмьер впервые демонстрировали публике свое изобретение — кинематограф. В Петербурге и Москве первый сеанс состоялся в мае 1896-го, а в поселке Новониколаевском, как ни удивительно, оценить новый вид искусства благодаря Федоту Махотину уже смогли в декабре этого же года.

Кадр из фильма «Красный газ»

С тех пор кинематограф прочно вошел в быт горожан. Сибирь мало чем уступала западным регионам России: появились кинотеатры, передвижные установки, периодически снималась хроника. Кино стало одним из самых популярных видов проведения досуга. Это было зрелище, «счастливо сочетающее приятное с полезным».

Из всех искусств для нас важнейшим…

Но после революции и Гражданской войны сибирское кинохозяйство почти полностью развалилось. Исчезли две трети кинотеатров — денег нет, фильмов тоже: в России их почти не снимают, из-за границы не везут. В Новониколаевске, например, к 1921 году не работал ни один кинотеатр. Власти, хорошо понимая, что кино может успешно решать просветительские и пропагандистские задачи, пытались его реанимировать. Особенно это было важно для Сибири. Грамотность здесь была в два раза ниже европейской: три из четырех человек не умели читать и писать.

По документам можно проследить историю налаживания кинодела в Сибири в советский период. Вначале при губернских отделах народного образования организуются губернские секции фотокино, которые прибирают к рукам все киноимущество. Им на смену в 1920 году пришел «Сибирский фотокиноотдел Сибполитпросвета». Два года он пытался упорядочить прокат и как-то более сносно распределить имеющиеся в наличии фильмы по городам. Следующим был «Сибирский областной фотокинокомбинат». Он ведал и прокатом, и эксплуатацией кинотеатров, и организацией кинопроизводства. В ноябре 1922 года Совет народных комиссаров организует «Госкино», и «Сибфотокинокомбинат» становится его Сибирским отделением.

Вскоре было образовано «Совкино», к которому перешло Сибирское отделение Госкино. Однако центральному аппарату «Совкино» было не до Сибири, его интересовали лишь дела столичные. Задача была простая — собрать как можно больше денег за прокат присылаемых из Центра фильмов и быстренько отправить их в Москву — на развитие кинопроизводства прежде всего там. Ни о какой кинофикации сибирской деревни не могло быть и речи, тем более о собственных съемках в Сибири.

Даёшь сибирское кино!

А делать свои фильмы о Сибири и для Сибири очень хотелось. Тем более что был пример для подражания. В 1924 году в Новониколаевске своими силами сняли художественный фильм «Красный газ», который критики даже назвали «лучшим достоянием советской кинематографии». Главное — сибиряки доказали, что могут самостоятельно заниматься кинотворчеством и кинопроизводством. Конечно, вначале нужна была помощь, особенно техническая, но выбирать темы, жанр хотелось самим.

Шел 1926 год. Многие города Сибири — Омск, Томск, Красноярск — уже пытались самостоятельно снимать небольшие фильмы, преимущественно рекламные. Нужно было заснять на кинопленку для истории и современности быстрый рост промышленных гигантов, строительство железных дорог, развитие сельского хозяйства. Как писали газеты тех лет: «Глаз объектива киноаппарата и рука кинооператора не должны отставать от общего темпа роста».

Власти Сибири пошли на риск. 5 сентября 1926 года бюро Сибкрайкома ВКП(б) решает организовать краевое акционерное кинематографическое общество «Киносибирь». 23 октября утверждается устав общества, а 1 ноября «Киносибирь» уже начинает свою работу. Статус смешанного акционерного общества давал право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами и работать под девизом: «Деньги от кино — на развитие сибирского кино». Его учредителями стали Крайисполком, Крайсовпроф, Краевой потребительский союз кооперативов, Краймолоко — всего десять акционеров. Председателем правления, наверное не случайно, стал полномочный представитель ОГПУ по Сибири Л. Заковский, а директором — профсоюзный деятель Г. Алтайцев. «Киносибирь» ставила перед собой две главные задачи: кинофикация края и создание своего, сибирского фильмопроизводства.

Москва обеспокоилась конкуренцией

Появление новой организации совсем не понравилось «Совкино», оно видело в ней конкурента. Столичное руководство «Совкино» даже затянуло на полтора года юридическое оформление «Киносибири». Контора «Киносибири» располагалась в Новосибирске — в Доме госучреждений. Власти решили предпринять еще один смелый шаг — привлечь к работе дореволюционных специалистов: омского киновладельца Абрама Каплуна и отбывающего в Сибири административную ссылку Якова Задорожного. В подборе кадров как нельзя кстати большую помощь оказал начальник сибирской чекистской организации края Заковский. Когда он просматривал списки осужденных, то обращал внимание на «киношников». Ссыльные ценные специалисты попадали в «Киносибирь». Так случилось с кинодраматургом Львом Гольденвейзером, редактором-монтажером Борисом Булатовым и многими другими.

«Киносибири» принадлежали по краю 12 кинотеатров, два фотокиномагазина, четыре кинопередвижки, одна киноустановка на стадионе и одна киноремонтная механическая мастерская. Мастерская изготавливала детали для киноаппаратов. В ближайшее время планировалось собрать для Сибири десять аппаратов собственного производства. Большое внимание акционерное общество уделяло кинофикации не только городов, но и сибирской деревни. Например, в Бердске «Киносибирь» установила электростанцию для полной электрификации села. А потом открыло настоящий кинотеатр. Бердчане увидели фильмы: «Броненосец «Потемкин», «Робин Гуд», «Коллежский регистратор», «Бухта смерти» — то есть репертуар хорошего городского кинотеатра. Естественно, что «от такой неожиданности жители Бердска были в восторге».

В планы «Киносибири» входила подготовка киномехаников, устройство выставок, конкурсов. И, конечно же, главной задумкой было создание своих, сибирских фильмов. Начинать приходилось с нуля: не было ни кинотехники, ни пленки, ни света, ни лаборатории, ни монтажной. Да и денег особо не было, выручали лишь сборы в кинотеатре «Пролеткино» (ныне «Победа»), отошедшем к «Киносибири». Здесь, в подвале кинотеатра, Яков Задорожный организовал небольшую лабораторию обработки пленки и крохотную монтажную. Так появилась первая за Уралом киностудия. В наследство от земельного управления «Киносибири» достались несколько сот метров отснятой пленки о жизни села.

Фильм снял агроном

Через месяц после начала работы «Киносибири» выходит журнал «В помощь земледельцу» N 1. Затем выйдут второй и третий номера. В будущем их сменят журналы «Киносибирь», «Сибирский киноальманах», «Сибирь на экране». Шла съемка и первого полнометражного документального фильма «На переломе». План его был составлен еще в земельном управлении. Автор и режиссер — агроном по профессии Павел Сворков.

Фильм рассказывал о сибирской деревне — ее прошлом, настоящем и будущем. Съемки проходили даже на новосибирском вокзале. Снимали переселенцев, приехавших с западными поездами. Они охотно проходили перед киноаппаратом, лишь старики боялись, что их «заснимут». К маю 1927 года работа над картиной была закончена, и Задорожный повез ее в Москву. Показ был устроен в Доме крестьянина журналистам, руководителям хозяйств (как раз в это время проходило всероссийское совещание). Дебют прошел успешно.

О фильме писали все центральные газеты. Его купили во всероссийский прокат, на Украину, в Белоруссию, даже пытались показать в Германии. А в Сибири фильм «На переломе» рекомендовали иметь в каждом административном округе и использовать в пропагандистских целях. Фильм не только оправдал затраченные на него 15 тысяч рублей, но и принес доход.

Почти сразу же начинаются съемки второго полнометражного документального фильма — «Золотое дно» (о проблемах сибирского маслоделия). В начале весны 1928 года он имеет еще больший успех. Эти фильмы назывались тогда «культурфильмы». В первую очередь их снимали для деревни: «О чем мычит корова», «Как повысить урожай»… Потом перешли к другим темам: «Фабрика здоровья«, «Уголь-металл», «Кусок мыла», «Карагасия», «10 лет советской Сибири».

Кроме журналов кинохроники, «Киносибирь» снимает хроникальные короткометражные фильмы (10–20 минут): «Заем укрепления крестьянского хозяйства», «Пермская на маневрах», «Краевой съезд Советов», «Женский лагерь Осоавиахима».

Киностудия в Новосибирске

В 1928 году молодая студия переезжает в реконструированный клуб завода «Металлист» на улице Добролюбова (ныне старая часть современной кинокопировальной фабрики). В подвале — лаборатория, на первом этаже — кинотеатр, на втором — монтажные и рабочие кабинеты. Вскоре вместо кинотеатра оборудуется съемочный павильон. И в начале 1929 года первая за Уралом профессиональная киностудия «Фабрика акционерного общества «Киносибирь» приступает к съемкам художественных фильмов.

За глаза ее называли «прямо Голливуд за Каменкой». Первым художественным фильмом, вышедшим даже на всесоюзный экран и снятым без единого профессионального актера, был «Конец Журавлихи». Его создатели взяли за основу документальный материал из жизни двух коммун — «Красный Октябрь» под Колыванью и «Молот» в районе Нижней Ельцовки. Фильм снимался там же, с участием местных жителей.

Едва закончив снимать «Конец Журавлихи», «Киносибирь» приступает к съемкам следующего художественного фильма — «Тунгус с Хэнычара». Они проходили в реальном стойбище на Нижней Тунгуске (неподалеку от Туруханска). Главные роли исполняли эвенки — два парня и девушка. Во время съемок фильма они впервые увидели город, пароход, паровоз. Главный герой наотрез отказывался ходить в Новосибирске без провожатого в столовую: «Заблужусь, однако, обязательно. В тайге я день пойду и ночью вернусь тем же путем, а тут попробуй запомни все дома — все какие-то одинаковые».

Остальные роли исполняли члены съемочной группы и жители стойбища. Трудностей было много. Например, для подсветки при съемке портретов члены съемочной группы вынуждены были возить с собой большое зеркало из вестибюля кинотеатра «Пролеткино». Пришлось для такого дела трюмо разобрать.

Третьим художественным фильмом стал «Огненный рейс». Здесь впервые появились московские профессиональные киноартисты. Местные жители использовались лишь в эпизодах. Фильм снимался с размахом — в Красноярске, Барнауле, Новосибирске, Ростове, Москве. Это была «кинодрама с налетом мелодрамы». Снимали картину совместно с «Межрабпомфильмом». Успех был гарантирован.

Мечты остались мечтами

Только в декабре 1929-го никакой «Киносибири» уже не было. Ее имущество, фабрику передали «Совкино». Новые хозяева первым делом прекратили снимать художественные фильмы (невыгодно) и полнометражные тоже. Бывшая фабрика «Киносибири» превращается в «Сибтехфильм». Параллельно образуется Новосибирская студия кинохроники.

Однако после войны по инициативе Сталина «Сибтехфильм» переводят в Свердловск, чтобы создать там свою киностудию. В Новосибирске же остается лишь студия кинохроники. Это была, конечно, трагедия. Благодаря созданному осенью 1926 года акционерному обществу «Киносибирь» Новосибирск мог стать крупнейшим за Уралом центром киноиндустрии, ведь только за три неполных года «Киносибирью» было создано более сорока лент, и около трети из них — полнометражные.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: