Новосибирск 8.1 °C

«Компакт-массивы»или город-сад?

08.02.2007 00:00:00

Заслуженный архитектор Владимир Пивкин считает, что в застройке Новосибирска надо отказаться от идеи «уплотнения», а поставить во главу угла экологические критерии

Открытое письмо архитекторов возымело действие. На прошлой неделе новосибирцы узнали, что решением губернатора проект строительства международного бизнес-центра за Театром оперы и балета приостановлен. Но это еще не все, считает один из авторов письма — заслуженный архитектор России Владимир Пивкин.

Городом-садом Новосибирск пока что не назовешь…

— Владимир Матвеевич, наша редакция получает сегодня немало писем, в которых горожане расценивают проект строительства около Театра оперы и балета как покушение на сердце Новосибирска и ядро его исторической застройки.

— Это действительно так. Новосибирский театр оперы и балета не только символ нашего города. Это еще и уникальный памятник архитектуры 30–40-х годов, в котором воплощены наиболее яркие архитектурные и технические идеи того времени. Это памятник истории Новосибирска, людям, строившим здание театра. Имеем ли мы, не построившие ничего равного, право распоряжаться зданием, имеющим такую трагическую судьбу?

Дело в том, что строительство международного бизнес-центра не только разрушит восприятие ансамбля театра, оно является угрозой для театра в прямом смысле. При реконструкции театра был получен ряд заключений. Отдельно — по основанию, куполу, стенам и т. д. Однако комплексной оценки здания сделано не было. Дефекты, поправимые и допустимые в одном месте здания, могут неблагоприятно сказаться на других конструкциях. По мнению доктора технических наук, профессора архитектурно-художественной академии С. Д. Шафрая, особое опасение вызывает разная степень обводненности грунтов с северной и южной стороны подошвы фундамента, что ведет к неравномерной осадке стен и каркаса. Это крайне неблагоприятно отражается на работе железобетонного купола, который в результате всех реконструкций имеет нагрузку, превышающую предельно допустимую. У меня есть письмо строителей-ветеранов, категорически высказывающихся против строительства рядом с театром высотного комплекса бизнес-центра. Об опасности такого строительства предупреждает в своих статьях бывший главный инженер театра К. А. Занадворов. В случае строительства комплекса фундамент придется довести до гранитного основания, что перекроет весь водосток в сторону Каменки. В зоне театра может создаться подпор воды, который приведет к новым деформациям здания, затоплению его подвалов и т. д.

— Сейчас принято решение губернатора о приостановлении проекта строительства комплекса бизнес-центра. Но вы считаете, что и этого недостаточно?

— Запрет по поводу бизнес-центра только частично решает проблему сохранения ансамбля театральной площади. Строится 22-этажное здание по улице Депутатской. Готов проект и уже огорожена площадка под строительство 90-метрового монстра рядом с междугородной телефонной станцией с другой стороны площади. Запрет на застройку вокруг площади должен распространяться на территорию в границах улиц Советская — Горького — Каменская — Ядринцевская, иначе эффекта мы не достигнем. Кстати, по принятым ограничениям, высота застройки в исторической части Парижа не может превышать 26 метров. В Берлине застройка первого плана ограничивается 21 метром, а застройка второго плана — 30 метрами.

Пункт нашего письма о введении моратория на застройку территории вокруг площади и объявлении конкурса на разработку проектов освоения данной территории оставлен без внимания. Как до этого было проигнорировано мнение 4,5 тысячи новосибирцев, подавляющее большинство которых высказалось против строительства комплекса бизнес-центра рядом с оперным театром. Как игнорируются жалобы жителей, возмущающихся по поводу точечной застройки. И возмущаются вполне законно: в абсолютном большинстве случаев нарушаются действующие нормативы по инсоляции помещений, удельный показатель обеспеченности придомовыми территориями. При застройке жилых кварталов плотность не должна превышать 420–450 человек на гектар. У нас в местах точечной застройки плотность превышена в 2–3 раза, прежде всего в Центральном и Железнодорожном районах. Существует прямая корреляция между плотностью застройки и риском здоровью населения: чем выше плотность, тем выше риск. Другая проблема застройки — сокращение зон внутриквартального озеленения, территорий наших скверов, от чего теряют уже все горожане. Сегодня обеспеченность селитебных (занятых жилой и общественной застройкой. — Ред.) территорий Новосибирска зелеными насаждениями общего пользования составляет менее 9 кв. м, что ниже действующих градостроительных норм больше чем в три раза.

— Главный архитектор города Валерий Арбатский недавно заявил, что к 2030 году в Новосибирске будут полностью соблюдены все нормы, касающиеся зеленых насаждений.

— За счет чего это будет сделано, сложно представить. В последние годы трудно уже назвать городской сквер, площадь которого бы не сократилась. Понемногу отщипнули от Нарымского сквера, Первомайского, сквера академии водного транспорта, от Березовой рощи. Около театра «Красный факел» извели Михайловскую рощу, а ведь это историческое место города. У Михайловского лога в 1906 году соединились два направления застройки Новониколаевска, идущих от моста и от депо железной дороги. Заложить на месте соединения Михайловскую рощу как сквер было одним из первых решений городских властей Новониколаевска. Для истории города это знаковое место. Мы же застраиваем город, не помня о его прошлом, и не особо задумываемся о настоящем и будущем.

Для таких городов, как Новосибирск, наиболее приемлема схема озеленения в виде водно-зеленого каркаса, где каркас — это Обь с ее естественным озеленением, внутренней кроной которого будут озелененные малые реки с сетью бульваров, скверов, садов, а внешней — лесопарковый пояс и пригородные леса. Эта идея была основополагающей в генплане 1968 года, разработанном под руководством Л. Н. Михалева, и до сих пор она не подвергалась сомнению. Но вот на левом берегу между Октябрьским мостом и Бугринской рощей намечается построить целый район с гостиницей, бизнес-центром, торговыми, выставочными, развлекательными, спортивными комплексами. Даже если этот комплекс сооружений, уже названный «Центр России», будет иметь прекрасное воплощение, экологическая инфраструктура города все равно пострадает.

— Владимир Матвеевич, в свое время рабочая группа по разработке «Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска» одобрила вашу концепцию экологической инфраструктуры города. Учитывается ли она сейчас при разработке генерального плана застройки Новосибирска?

— Формально ссылаются, не более. В новом генплане Новосибирск строится как некий «мировой город», не принимая во внимание его специфику. Прежде всего, то, что Новосибирск расположен в условиях резко континентального климата, отягощенного тяжелой экологической ситуацией. Если вспомнить, последний «гипрогоровский» генплан не был утвержден как раз из-за его экологической несостоятельности. Экспертную группу, выдавшую тогда такое заключение, возглавлял В. П. Арбатский. Насколько последовательным будет он сейчас, посмотрим. Во всяком случае, к модели развития города, его комплексной реконструкции на основе формирования экологической инфраструктуры, которая была одобрена специалистами и общественностью города при принятии «Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска», сегодняшний генплан имеет мало отношения.

Мы основывались на том, что для Новосибирска характерен антициклональный тип погоды с повторяемостью более 50 процентов. При этом над компактными массивами образуются очаги тепла, тепловой купол. Восходящие потоки воздуха в очаге тепла поднимают атмосферные загрязнения вверх, затем, по мере их охлаждения по краям теплового купола, они «скатываются» вниз и, увлекаемые бризовыми потоками, снова поступают в центр. Чем крупней компактный массив застройки, тем сильней потоки воздуха. Если учесть, что находящиеся на окраинах города промышленные зоны не имеют требуемого санитарно-защитного озеленения, можно представить, какого качества воздух поступает с «бризами» на селитебные территории, в жилые кварталы. Промзоны за счет своих тепловыделений создают по периметру города тепловую «завесу». Получается своего рода ловушка для ингредиентов. Разрушить ее можно, уменьшив разницу температур город-пригород и создав за счет зеленых насаждений и акваторий интенсивные нисходящие потоки. Вывод из этого очевиден. Если кратко, от компактной застройки города, от «уплотнения» нужно уходить к упорядоченному функциональному зонированию. При этом промышленные предприятия, энергетические объекты и другие источники загрязнения атмосферного воздуха сосредотачиваются в нескольких четко обозначенных зонах, изолированных от жилой застройки озелененными санитарно-защитными полосами. А компактность остальной застройки лимитируется функциональными, инженерно-техническими и экономическими соображениями. Между «островками» такой застройки должны быть предусмотрены свободные от застройки пространства, занятые зелеными насаждениями и акваториями, играющими роль регуляторов термического режима города. Таким образом построены многие города в США, Канаде, где компактные районы со всей инфраструктурой «нанизываются» на транспортные магистрали, «хайвэи». Да и у нас, вспомним, именно так планировались соцгородки, строился Академгородок, теперь — «Изумрудный». Как ни хотят сделать Новосибирск компактным, а он все равно расползается! Так, может быть, это закономерность, может быть, и дальше нужно не концентрировать город, а формировать его как локальные урбанизированные образования?

Сегодня у разработчиков генплана главная задача — решить транспортную проблему. Но ее никогда не решить, если не поставить во главу угла новую идеологию, экологический критерий. Иначе нельзя сделать город привлекательным для бизнеса и удобным для жизни.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: