Новосибирск 0.2 °C

Китайские «однодневки»

09.02.2007 00:00:00

Автобусы производства КНР могут разорить перевозчиков?

По мере эксплуатации китайских автобусов (а закуплено их было немало) первоначальная эйфория, вызванная современным внешним видом, предполагаемым удобством пассажиров и вместительностью салона, сменяется жестоким разочарованием перевозчиков, да и пассажиров: «китайцы» оказались слабо приспособлены для российских дорог и сибирского климата.

Красноярские перевозчики уже отказались от закупки дешевых китайских автобусов. Причиной стало то, что ресурс подобной техники составляет всего полтора-два года, после чего автобус начинает буквально «рассыпаться». В результате, начиная с третьего года эксплуатации затраты на ремонт уже значительно превышают экономию, на которую рассчитывал перевозчик, покупая «бюджетную» модель.

Среднестатистические сроки выплаты кредита за автобус составляют от трех до пяти лет, и перевозчик, рассчитывая свою прибыль, предполагает, что в течение этого срока автобус должен выходить на линию как минимум пять дней в неделю. В таком случае любой незапланированный простой — не только потеря прибыли, но и прямые убытки. Ведь банковский кредит — вещь бескомпромиссная и отсрочек за простой не предусматривает.

Срок службы качественного автобуса должен быть не менее 10–15 лет, и после пяти лет эксплуатации и погашения банковских кредитов или лизинговых платежей владелец должен иметь возможность реализовать его на вторичном рынке, чтобы обновить свой парк. Следовательно, и товарный вид автобуса должен быть соответствующим, и сам он к тому моменту должен еще «бегать», а не стоять. А «китайцы» к этому сроку, судя по всему, будут годны лишь на запчасти.

Кстати, запчасти для таких автобусов — проблема отдельная, зачастую близкая к неразрешимой. Региональные склады запчастей отсутствуют, поэтому даже пустяковая поломка может стать проблемой: поиск отечественных аналогов оригинальной китайской запчасти, как правило, отнимает много времени и сил. А импорт деталей в настоящее время практически отсутствует: каталожные номера КНР, не соответствующие российским стандартам, таким образом, ввоз их на территорию России невозможен, разве что контрабандой. В результате наши компании-импортеры, помыкавшись на границе, просто бросают запчасти. И на приграничной территории в Маньчжурии на складах уже скопилось огромное количество комплектующих, которым не суждено в ближайшее время попасть к российским перевозчикам.

Но даже если автобус «на ходу», то это не значит, что проблем нет. Китайские автобусы сейчас активно поставляются в Африку и там чувствуют себя неплохо. Но на сибирский климат они явно не рассчитаны. Хорошо еще, что последние зимы у нас выдались мягкими: в этом году серьезных длительных морозов еще не было. Но, даже несмотря на крайне мягкую для наших широт погоду, перевозчикам приходится нести дополнительные затраты, устанавливая в салонах не предусмотренные конструкцией печки, и даже утеплять кузов автобуса (капризы нашей погоды может предусмотреть только отечественный производитель). По сравнению с холодом в салоне меркнут многие другие конструктивные недоработки: такие, например, как большое количество ступенек в салоне. Это затрудняет вход и выход, а также доставляет массу неудобств пожилым людям, которым не так-то просто подняться в салон.

Стоит отметить, что не все китайские автобусы — «однодневки». В КНР также производятся качественные автобусы, но до России они, как правило, не доходят: их стоимость не ниже (а зачастую и выше) отечественных. А «китайцы», бороздящие сейчас наши дороги, все-таки приобретались в основном по принципу «так дешевле».

Сегодня рынок предоставления качественных услуг по пассажирским перевозкам только начинает формироваться. Для многих городов (таких, как Москва или Санкт-Петербург) дешевые китайские автобусы — уже пройденный этап. Эволюция взаимоотношений с ними обычно такова: сначала перевозчик покупает то, что подешевле, а пассажир едет на том, «что подойдет» (а куда деваться?). Перевозчик, измученный поломками, начинает приобретать более дорогой, но зато и более надежный транспорт, а пассажир при наличии выбора начинает избегать некомфортных автобусов. В конечном счете неконкурентоспособная «дешевка» просто исчезает с рынка, уступив место более цивилизованному транспорту, адаптированному к нашим дорогам, нашему климату и даже… к нашим размерам. Не секрет, что размеры сидений китайского транспорта рассчитаны под «среднекитайские» габариты, а сибиряк в целом все же намного крупней!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: