Календарная дата: 60 лет назад радиостанция «Голос Америки» начала вещание на Советский Союз
«Вражеские голоса» слушали ночами, программы конспектировали, записывали на магнитофон, их шёпотом пересказывали друзьям Джазмен Сергей Беличенко тоже был в числе тех жаждущих информации, для которых «Голос Америки» был в своё время окном в большой мир.
Мы уже давно свободны от иллюзий. И прекрасно понимаем, что «Голос Америки» как официальный вещательный орган правительства США обслуживает определённые интересы и является рупором пропаганды
Так было и в теперь уже далекие
Сергей Беличенко, джазмен, музыкант, лидер множества джазовых групп, один из основателей джазового движения в Сибири, тоже был в числе тех жаждущих информации, для которых «Голос Америки» был в свое время окном в большой мир
«Ловит, контра, ФРГ »
О джазе Сергей Беличенко теперь знает больше, чем самые продвинутые «джазмены» с «Голоса Америки» |
Для того, чтобы реально почувствовать умонастроения, мироощущение и атмосферу
Мы были голодными, как были голодны все образованные, грамотные люди нашего класса, говорит Беличенко. Мы были жадны до книг, до кино, до музыки. И «западные голоса» были реальными каналами доступа к информации.
Наиболее популярными были, естественно, американские («Голос Америки», радио «Свобода») и английские
Рудик,
У него приемник «Грюндик»,
Он его ночами крутит,
Ловит, контра, ФРГ.
Как и «дантист Рудик», Беличенко по образованию врач (гинеколог). От медицинской практики отошел только десять лет назад. Соединять увлечение джазом с «основной профессией» врача, инженера и проч. было как известно, делом обычным. Не было у нас профессии «поэт» (за что и пострадал в свое время Бродский) или «джазмен»
Немецких радиостанций Беличенко
Ловить было очень сложно. «Глушилки» работали великолепно. Нужен был очень хороший ламповый коротковолновый передатчик доставали либо военный, либо типа «Казахстана». Я знаю людей, которые просто садились и писали карандашиком. Были люди, которые переписывали программы на магнитофоны. Такого, чтобы
Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст
На «Голосе Америки», рассказывает музыкант, его в первую очередь интересовала программа «Час джаза», которую вел Уиллис Канновер.
Передачи выходили два раза: в полночь и в три часа ночи. Вещание шло на 56 стран мира. Давался минимум комментариев и новинки в основном, конечно, американского джаза. Уиллис Канновер не был ни теоретиком, ни историком, и его познания, думаю, намного хуже моих сейчас, как и познания многих американцев. Он был радиожурналистом, который взял на себя просветительскую миссию. Америка, думаю, должна ему памятник поставить. Да и для развития нашего джаза, в том числе и сибирского, он сделал немало
В Союзе между тем джаз называли «вредным суррогатом» и «музыкой духовной нищеты». На страницах «Крокодила» были актуальны пропагандистские шедевры типа: «От саксофона до ножа один шаг!». О джазе в советском эфире говорить не приходилось. И даже во времена хрущевской оттепели, на которую падает пик популярности джаза в Новосибирске, отечественные радиостанции не шли ни в какое сравнение с западными.
На Би-би-си
Если «Голос Америки» обслуживался гражданами США, то в русской редакции
Уже много позднее, в девяностые годы, организовав в 1992 году совместно со швейцарским бизнесменом первую в Сибири частную радиокомпанию «ЕRMATELL», Сергей Беличенко будет поддерживать активные связи с русской редакцией
В этом не было необходимости. Мы уже были сами «упакованы». У нас был договор с «Голосом православия» (Париж) и Александром Солженицыным мы были первыми, кто пустил в эфир «Красное колесо» в его исполнении.
С Уиллисом Канновером Беличенко тоже потом доведется познакомиться лично на джазовых фестивалях в Таллине и в Москве. Он, естественно, постарается использовать эти встречи по полной
Нам стали слишком малы твои тёртые джинсы
А разве еще есть такая радиостанция? изумляется музыкант на наш вопрос, слушает ли он сегодня «Голос Америки»?- А разве сейчас эти радиостанции
«Гуд бай, Америка,
Нам действительно стали малы те тесные джинсы. И уже давно не кажется таким желанным плод, который был так сладок
***
В прошлом году ряд отечественных и зарубежных СМИ попытались было поднять шумиху по поводу того, что радио «Свобода» и «Голос Америки» планомерно изгоняются из эфира. «Вашингтон пост» посчитал, что с 2005 года «Свобода» перестала вещать в 26 из 30 городов России, а «Голос Америки» потерял 37 из 42 региональных партнеров. В этом, естественно, усмотрели железную хватку Кремля. Росохранкультура (это ведомство выдает лицензии на вещание) в свою очередь заявила, что «глушить», как в советские времена, западные «голоса» никто не собирается. Просто оформлять документы надо тщательнее.
На эту новость, размещенную на сайте «русских американцев» ottawa.afisha.ca, наши бывшие соотечественники реагировали так:
«Ночами времен Советского Союза я настраивал очень блатную (японскую, а не нынешнюю китайскую хрень) магнитолу Panasonic и, пробиваясь через пласты «глушителей», слушал на «Голосе Америки» и «Свободе« антисоветчину, например, в виде откровений Василия Аксёнова
На этой же радиоле крутил
«Помню, купили мне «Грюндик»,
Для большинства россиян возня вокруг «западных голосов» прошла незаметно.