Так считает фотохудожник Евгений Иванов
На минувшей неделе
Справка
Как сам говорит о себе Евгений Иванов, «работал сторожем, кочегаром, вахтером, стрелком ВОХР, дворником по уборке лестничных клеток, рабочим по уборке квартир, фотографом «Новосибгорразнобыта». «Специальное» образование получал в библиотеках, выставочных залах и тусовочных местах Москвы и Питера. Как большинство самоучек, воспитывался на «Советском фото«, чешских фотожурналах, на видовых фотоальбомах. Интенсивно занимаюсь фотографией с 1977 года. С 1987 года штатный фотограф Новосибирского академического театра оперы и балета. Член Союза фотохудожников России. В настоящее время заместитель председателя Новосибирского регионального отделения союза фотохудожников России».
История Фани
Жизнь Фани удалась, действительно удалась,
Двадцать лет назад я пришел работать в Театр оперы и балета, и так получилось, что все друзья были только из этой среды, рассказывает Евгений Иванов. Любили неформально посидеть и пообщаться. И вот однажды возник Фаня (Олег Феофанович Фомин), сын обкомовского чиновника, закончивший консерваторию и никогда не работавший в оркестре . На этот счет у него была своя философия. В момент нашего знакомства у него был другой профиль. По собственному желанию переквалифицировался в портного. И причем отлично шил и жил при этом очень прилично. Между прочим, вся одежда, что на фотографиях, сделана его руками. И никакая музыка ему была не нужна, хотя любил ее очень сильно. В общем, вел такой «плейбойский» образ жизни.
Вскоре время изменилось, да и все это шитье Фане порядком надоело. Он стал выпивать, вести разгильдяйский образ жизни и тем самым понемногу выпадал из социума. Пил «прилично», но умел контролировать ситуацию. Друзья никогда не видели его в «обрубленном», как говорят, состоянии. Ни детей, ни жены у него на тот момент уже не было. Жил только для себя под девизом: «Хочу работаю, а хочу не работаю».
Каким еще был Фаня? Жил в самом центре города, под «Строкой» и гордился, что у него самый высокий на Красном проспекте балкон. Несмотря на то, что друзей было
В начале 2000 года я ему и говорю: «Фаня, ты ведь музыкант, так что берешь свой аккордеон, идешь в метро и играешь, продолжает разговор фотохудожник. А он мне: «Да ну, так дело не пойдет, я ведь с консерваторским образованием».
На самом деле на тот момент других вариантов зарабатывания денег у Фани просто не было. Переломив свое консерваторское представление о музыке и о самом себе заодно,
Репертуар у Фани был самый разнообразный. Относился он к своей новой работе очень серьезно. Если посмотреть на фотографии, и особенно на те, которые сняты в метро, то можно увидеть, что он действительно чувствовал горожан: подстраивался под тех людей, которые шли мимо. Если молодежь шагает, то он тут же играет «Ленинград». Для людей постарше «Шербурские зонтики«, песни Владимира Высоцкого
Несколько дней жизни для всей России
Долгое время Евгений Иванов хотел сделать фотосессию с Фаней в главной роли, но тот сопротивлялся, не давал разрешения. Уличный музыкант считал, что мотива подходящего не было. Но в 2004 году Евгению подвернулся конкурс
Я быстро прикинул, кого бы я хотел снять, рассказывает Евгений. Конечно, Фаня герой повседневности. Он мне близок и понятен и к тому же внешне фактурный, что важно для фотографии. Ко всему он во всех отношениях неординарная личность. Объяснял ему, что хочу с помощью этого конкурса показать, что уличный музыкант душа города. И он согласился.
Съемки шли три дня. Многие фотографы считают, что эта фотосессия чистой воды импровизация, но на самом деле весь сценарий съемок тщательно проработан.
Снимать люблю, рассказывает фотохудожник. Снимаю все: от жесткого репортажа до абстракции. Отдельная история портретная фотография. Когда весь в работе, то обязательно должен чувствовать особое ощущение.
На этой выставке представлено более тридцати работ, из которых (и многих других) в свое время на конкурс выбрали двенадцать. В ночь с 28 февраля на 1 марта 2004 года Евгений их отправил. Сказал Олегу (Фане): «Нужно сделать перерыв». 9 марта звонят друзья из консерватории и говорят,
Но на этом фотосессия уличного музыканта не закончилась. Евгений Иванов решил снять и похороны Фани, и его пустую квартиру, в которой уже начался ремонт после смерти.
По сути, получается фотороман срез нашей жизни через Фаню.
Чуть позже в Нижнем Новгороде прошел открытый конкурс, куда Евгений отправил фотографии Фани и тоже получил первую премию. А потом сделал мультимедийный фильм из фотографий: на одном кадре есть человек, а на другом его нет. Простая грустная человеческая история.