Новосибирск 6.8 °C

Тяжела ты, милость государства…

01.03.2007 00:00:00

Появятся ли в негосударственных вузах бюджетные места?

Национальный проект «Образование», вызвавший большой энтузиазм у чиновников от науки, не возбуждает столь же бурных чувств у представителей негосударственного образовательного сектора и ректоров небольших провинциальных университетов и академий. Условия конкурса инновационных проектов, победители которого получат большие гранты, декларируют равные права и возможности для всех вузов, независимо от статуса. Тем не менее, общественность высшей школы склоняется к тому, что победителями станут крупные учебные заведения, уже сейчас пользующиеся мощной государственной поддержкой.

У новосибирских частных вузов, не стала скрывать руководитель департамента высшего образования Управления по науке администрации Новосибирской области Марина Ананич, шансы получить что-нибудь из государственной казны невысоки. Основная масса наших институтов имеет гуманитарную направленность, а на государственном уровне предпочтение отдается все-таки техническому образованию. Кроме того, чтобы разработать инновационный проект, нужна мощная база, которой опять же не располагают негосударственные учебные заведения.

— Госвузы, особенно те, что находятся в пределах Садового кольца, сегодня наделены гораздо большими привилегиями. Минобрнауки ведет свои заведения, выделяет средства из бюджета. Все остальные изначально поставлены в более тяжелое положение. Это касается и финансирования, и научно-исследовательской работы. Наши студенты платят только за обучение, откуда же мы возьмем деньги на науку? — сетовали ректоры.

По мнению заместителя председателя совета ректоров негосударственных вузов Новосибирска, ректора Сибирского независимого института Александра Ревуженко, система грантов, изобретенная правительством, — тяжкое бремя для вузов: «На то, чтобы написать инновационный проект, тратятся огромные силы и масса времени. Не лучше ли эти силы и это время потратить на обучение и воспитание студентов? А люди, облеченные властью, пусть принимают решения сами. Тем более, тот факт, когда один вуз, сумевший представить самое большое «планов громадье«, получает огромные деньги, а все остальные остаются за бортом, далеко не всем кажется справедливым».

Педагогическая общественность как государственного, так и негосударственного образовательного сектора живет в ожидании нелегких времен: грядет демографическая яма. Вдобавок на государственном уровне затеяна масштабная профпереориентация: всяческой обструкции подвергаются экономические и юридические специальности, напротив, поддерживаются технические и естественно-научные направления.

И все-таки, считает Александр Ревуженко, негосударственный сегмент образовательного рынка устойчивее в том плане, что частные вузы никогда ничего не получали от государства и привыкли рассчитывать только на то, что сами заработают.

Впрочем, данная ситуация в скором времени может измениться. Члены московского Союза ректоров негосударственных вузов планируют добиваться пересмотра бюджетного кодекса, который сейчас не позволяет направлять в негосударственные вузы федеральные средства. По действующему законодательству учебные заведения любого статуса могут участвовать в конкурсе на распределение контрольных цифр приема. Но два законодательных акта вступают в противоречие друг с другом. Если это противоречие удастся устранить, в негосударственных вузах могут появиться бюджетные места.

И работодатели, и студенты, и преподаватели негосударственных вузов главным своим отличием от государственных называют «камерность». Большинство частных учебных заведений — небольшие. Поэтому педагоги имеют возможность работать индивидуально с каждым студентом. Кроме того, маленькому вузу легче перестроиться в соответствии с меняющимся законодательством и требованиями рынка.

Преподаватели негосударственных институтов так же, как их коллеги, озабочены грядущим тотальным введением ЕГЭ и намерены противостоять окончательному принятию этого решения. «Тестирование, если оно будет широко использоваться, особенно как форма итоговой отчетности, приведет к тому, что мы будем воспитывать не настоящих специалистов, а людей послушных, умеющих мыслить только по заданной схеме», — считают профессора и доценты.

P.S. Компания Begin Group провела исследование на тему: какие специальности пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов российских вузов. Первое место в рейтинге заняла специальность «связи с общественностью». Соответственно, обучение на ней самое дорогое. На втором месте «коммерция». На третьем — «менеджмент». Далее по убывающей: «мировая экономика», «реклама», «информационные системы и технологии», «автоматизация технологических процессов», «государственное и муниципальное управление». Специальностей, так или иначе связанных с фундаментальными научными дисциплинами — физикой, химией, биологией или такими «общечеловеческими» предметами, как педагогика и медицина, в списке не оказалось вообще.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: