Появятся ли в негосударственных вузах бюджетные места?
Национальный проект «Образование», вызвавший большой энтузиазм у чиновников от науки, не возбуждает столь же бурных чувств у представителей негосударственного образовательного сектора и ректоров небольших провинциальных университетов и академий. Условия конкурса инновационных проектов, победители которого получат большие гранты, декларируют равные права и возможности для всех вузов, независимо от статуса. Тем не менее, общественность высшей школы склоняется к тому, что победителями станут крупные учебные заведения, уже сейчас пользующиеся мощной государственной поддержкой.
У новосибирских частных вузов, не стала скрывать руководитель департамента высшего образования Управления по науке администрации Новосибирской области Марина Ананич, шансы получить
Госвузы, особенно те, что находятся в пределах Садового кольца, сегодня наделены гораздо большими привилегиями. Минобрнауки ведет свои заведения, выделяет средства из бюджета. Все остальные изначально поставлены в более тяжелое положение. Это касается и финансирования,
По мнению заместителя председателя совета ректоров негосударственных вузов Новосибирска, ректора Сибирского независимого института Александра Ревуженко, система грантов, изобретенная правительством, тяжкое бремя для вузов: «На то, чтобы написать инновационный проект, тратятся огромные силы и масса времени. Не лучше ли эти силы и это время потратить на обучение и воспитание студентов? А люди, облеченные властью, пусть принимают решения сами. Тем более, тот факт, когда один вуз, сумевший представить самое большое «планов громадье«, получает огромные деньги, а все остальные остаются за бортом, далеко не всем кажется справедливым».
Педагогическая общественность как государственного, так и негосударственного образовательного сектора живет в ожидании нелегких времен: грядет демографическая яма. Вдобавок на государственном уровне затеяна масштабная профпереориентация: всяческой обструкции подвергаются экономические и юридические специальности, напротив, поддерживаются технические
И все-таки,
Впрочем, данная ситуация в скором времени может измениться. Члены московского Союза ректоров негосударственных вузов планируют добиваться пересмотра бюджетного кодекса, который сейчас не позволяет направлять в негосударственные вузы федеральные средства. По действующему законодательству учебные заведения любого статуса могут участвовать в конкурсе на распределение контрольных цифр приема. Но два законодательных акта вступают в противоречие друг с другом. Если это противоречие удастся устранить, в негосударственных вузах могут появиться бюджетные места.
И работодатели, и студенты, и преподаватели негосударственных вузов главным своим отличием от государственных называют «камерность». Большинство частных учебных заведений небольшие. Поэтому педагоги имеют возможность работать индивидуально с каждым студентом. Кроме того, маленькому вузу легче перестроиться в соответствии с меняющимся законодательством и требованиями рынка.
Преподаватели негосударственных институтов так же, как их коллеги, озабочены грядущим тотальным введением ЕГЭ и намерены противостоять окончательному принятию этого решения. «Тестирование, если оно будет широко использоваться, особенно как форма итоговой отчетности, приведет к тому, что мы будем воспитывать не настоящих специалистов, а людей послушных, умеющих мыслить только по заданной схеме», считают профессора и доценты.
P.S. Компания Begin Group провела исследование на тему: какие специальности пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов российских вузов. Первое место в рейтинге заняла специальность «связи с общественностью». Соответственно, обучение на ней самое дорогое. На втором месте «коммерция». На третьем «менеджмент». Далее по убывающей: «мировая экономика», «реклама», «информационные системы и технологии», «автоматизация технологических процессов», «государственное и муниципальное управление». Специальностей, так или иначе связанных с фундаментальными научными дисциплинами физикой, химией, биологией или такими «общечеловеческими» предметами, как педагогика и медицина, в списке не оказалось вообще.