Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Невыносимая сложность бытия художника

2007-03-16

Что мешает нормально работать и жить новосибирским графикам и живописцам

В феврале художники стояли в пикете на площади Ленина, пытаясь этой экспрессивной акцией привлечь внимание властей и общественности к своим проблемам. «ВН» уже писал об этом событии. После пикета мы встретились с председателем Новосибирского отделения Союза художников России Вадимом Иванкиным, чтобы обсудить ситуацию уже в спокойной, немитинговой обстановке.

Пикет как эмоциональный выплеск и повод привлечь внимание к своим проблемам

Главная головная боль художников — это нерешенный вопрос с индивидуальными творческими мастерскими и выставочными залами по адресам: ул. Свердлова, 13 (так называемый «Дом художника») и ул. Челюскинцев, 44.

Мастерская как дорогое удовольствие

— Поскольку положение о творческих мастерских до сих пор не разработано, то юридически все они остаются некими нежилыми помещениями, в которых художники сидят на птичьих правах, — объясняет невеселое положение дел Вадим Иванкин. — А по недавно принятому Федеральному закону N 131 помещения подобного рода должны быть отчуждены от муниципальной собственности, и до 1 января 2009 года их необходимо передать в частные руки. Планы приватизации на будущий год начинают составляться уже сейчас. А если речь пойдет о продаже с аукциона, то художники, как люди очень небогатые, вряд ли попадут в число покупателей…

Обеспокоенность людей искусства вполне можно понять. Всего творческих мастерских в городе порядка 90. Почти все они были получены художниками еще в советское время. Значительная часть из них — это помещения, которые специально строились как индивидуальные художественные мастерские, остальные — это приспособленные под мастерские подвалы и первые этажи. Неопределенность статуса тянет за собой целый шлейф неразрешимых для художника проблем — в частности, по каким тарифам оплачивать эти площади: как жилые помещения или как производственные? Должна ли быть включена в этот список плата за аренду? И так далее.

Сумма, в которую на сегодняшний день обходится мастерская, более чем в два раза превышает ту, которая предусмотрена за оплату жилой квартиры той же площади. Большинству это дорогое удовольствие просто не по карману. К тому же каждые 11 месяцев пользователь мастерской должен заключать с городом договор как юридическое лицо. Процедура весьма утомительная и затратная по времени. На хождение по инстанциям, по словам тех, с кем приходилось говорить, уходит до трех месяцев. Поэтому большинство из художников договоров просто не заключают, и сидят в своих мастерских, рискуя «каждую минуту пролететь, как фанера над Парижем», выражаясь их собственным языком.

— Ситуация абсолютно тупиковая, и она никак не решается, — говорит председатель союза. — Художники просто вынуждены заниматься тупым добыванием денег, о творчестве и речи не идет. А мы при этом болтаем о развитии молодежного искусства. Я не так давно вернулся с молодежной выставки из Новокузнецка. Мнение у всех одно: молодежное искусство стало мелкотравчатым, развлекательным, гламурным. И многие их этих проблем имеют причиной ту экономическую ситуацию, в которой мы оказались.

Чтобы не изобретать велосипедов…

В той же ситуации оказались и другие города. В некоторых дела обстоят еще хуже, чем у нас — там художников уже начали выселять из мастерских. В особом положении находятся разве что Москва и Санкт-Петербург. Обе столицы, как субъекты Федерации, не попадают под 131-й закон. Там, кстати, все мастерские переданы художникам в безвозмездное пользование (то есть пользователь оплачивает лишь коммунальные услуги, не внося арендной платы) на срок 25 лет. По пути передачи мастерских в безвозмездное пользование пошли и в ряде других городов — в частности, во Владимире, Находке и Хабаровске. А в Тольятти, например, хотя арендная плата и взимается, но по очень щадящей схеме. С художниками там заключаются договоры, где прописано, что они должны сделать для пользы города. Оплата за этот труд и идет в счет погашения арендной платы. Для этих целей в бюджете предусмотрена специальная строка.

Есть и иные варианты решения вопроса. Чтобы не изобретать велосипедов, наши художники изучили самый разный опыт и предлагали несколько схем разработки положения о мастерских. Предлагался, например, вариант передачи помещений из городской собственности в областную. Или, как возможный путь, — принятие городским Советом решения о запрете перепрофилирования и продажи мастерских…

Обсуждался также и вопрос о создании муниципального управления культуры, куда бы все мастерские были переданы в оперативное управление. Тогда бы все они, по тому же 131-му закону, подпадали под положение о праве муниципалитетов оставлять у себя в собственности объекты, существующие для удовлетворения культурных нужд населения.

— Создание МУП позволило бы решить и проблему с выставочными залами, — комментирует ситуацию Вадим Иванкин. — Можно было бы создать единый комплекс из мастерских и выставочных залов. Директором этого комплекса был бы чиновник. А представители нескольких творческих союзов — включая два союза художников, которые существуют в городе, союзы фотохудожников и дизайнеров — составили бы наблюдательный совет. При таком раскладе можно было бы устраивать большие совместные выставки. Это тем более актуально, поскольку и Союз фотохудожников, и Союз дизайнеров, как и мы, не имеют своего выставочного зала…

Выставочные площади как яблоко раздора

Вопрос о выставочных площадях требует некоторого пояснения. При разделе некогда единственного в городе творческого союза на две организации — НО Союза художников России и Новосибирский союз художников России (председатель Арам Григорян) — выставочные залы (ул. Свердлова, 13), художественный салон (ул. Челюскинцев, 44), а также творческо-производственный комбинат (ул. Липецкая, 25/3) остались за союзом Арама Григоряна. По поводу этой собственности уже несколько лет идут судебные процессы.

— То, что в городе сегодня есть два союза, — вопрос решенный, и к этому надо относиться спокойно, — говорит Иванкин. — Между собой мы разобрались еще в 2003 году: им не хочется быть с нами, нам не хочется быть с ними. Все. Другое дело, что есть судебные разбирательства. Головная организация Союза художников России в Москве и Художественный фонд России отстаивают свои права на творческо-производственный комбинат, и процесс выходит на заключительную стадию…

— Что касается художественного салона по улице Челюскинцев, то с ним вопрос решен. Процесс выиграла мэрия. Есть исполнительное производство по поводу освобождения занимаемого помещения, которое возбуждено еще в апреле прошлого года. По данному адресу приходили приставы, но их приход закончился ничем. Здесь, думаю, нашим муниципальным властям необходимо проявить определенную настойчивость и волю. Практически завершены и судебные разбирательства с выставочными залами и по улице Свердлова — союз Арама Григоряна проиграл первую инстанцию, проиграл и апелляцию о выселении…

— В июне прошлого года мастерские посетила представительная делегация во главе с губернатором и мэром, по результатам посещения Виктор Толоконский дал поручение разобраться со всеми вопросами, указав конкретные сроки. Однако положения о мастерских так и не выработано. У нас нет никакого желания вставать в боксерскую стойку. Главное, чтобы нас услышали и чтобы наш диалог не был разговором немого с глухим…

***

Следующий, 2008-й год будет для художественной общественности города годом проведения юбилейной, десятой по счету, региональной выставки «Сибирь», где будут представлены все регионы Сибири — от Иркутска до Омска. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что первая региональная выставка тоже проходила в Новосибирске, было это в 1964 году.

Художники уже начали готовиться к предстоящему событию. И очень надеются, что к тому времени проблемы с мастерскими и выставочными залами будут решены. По оптимистическим прогнозам, под экспозицию будут отданы и те площади, вокруг которых сегодня идут споры…

— По крайней мере, в это очень хочется верить, — говорит Вадим Иванкин.

Справка

Творческо-производственный комбинат на улице Липецкой — это двухэтажное здание общей площадью 3 тыс. кв. метров. В свое время в его структуре имелись монументальный, скульптурный и столярный цеха, керамическая мастерская, участки декоративно-оформительского искусства, резьбы по дереву и кинорекламы и проч. Подобные комбинаты строились во всех крупных городах страны, новосибирский построен одним из последних. При разделе собственности СХ СССР комбинаты отошли СХ России и сдаются местным подразделениям в оперативное управление. Последние 15 лет комбинат не функционировал. На его территории располагалась СТО, теперь там производят пластиковые стаканчики. Здание находится в аварийном состоянии.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Нововведение с бесплатным питанием учеников младших классов может ударить по доходам школьных столовых. Дети стали реже посещать буфет, касса, рассказывают повара, «стала меньше в три раза». А работы им заметно прибавилось. В плюсах и минусах реформы разбирался VN.ru.
Хозяйственным мылом и ржаной мукой предлагает мыть голову Рапунцель из Новосибирска. Модные шампуни - ерунда, они только портят шевелюру, утверждает обладательница длинной косы. Секретами шикарных волос и тайными рецептами сохранения своего богатства женщины поделились с VN.ru. В чем сила женской косы и стоит ли ради нее страдать?
В Новосибирской области выбрали казачьего атамана. Мандат доверия на пять лет получил ныне действующий руководитель Алексей Харитонов. За тем, как прошел большой отчётно-выборный круг, наблюдали корреспонденты ОТС.
Пособие по безработице для семей с детьми, появившееся в разгар эпидемии коронавируса, необходимо увеличить и выплачивать на постоянной основе. Такая идея содержится в предложениях Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) к генеральному соглашению между правительством, объединениями профсоюзов и работодателей на 2021–2023 годы.
23.09.2020 Видео
Во время декады пожилых людей участникам войн, блокадникам и еще некоторым категориям пенсионеров привезут на дом продуктовые наборы. Доставлять их начнут с первого октября.
В Новосибирске разгорается скандал вокруг строительства ресторана. Жители дома в центре города возражают против соседства с заведением общепита. Переговоры с собственником здания, где планируют разместить ресторан, результата не дали: реконструкция помещения идет полным ходом.
x^