Название «Фонтан», которым этот фильм наградили в отечественном прокате, прямо скажем, «не фонтан». Милая привычка выбирать не самое точное, а самое похожее русское словцо. «The fountain» первым словарным значением имеет
Это третья картина Дарена Аронофски («Реквием по мечте»), снятая им по собственному сценарию. Он начал работу над этим фильмом еще в 1999 году, в прошлом, можно сказать, веке. Говорят, что началось все с того, что Аронофски вдруг понял, что, хотя у многих народов есть рассказы о поисках вечной жизни, фильмов на эту тему создано подозрительно мало, и решил восполнить пробел, причем по принципу «три в одном»: три истории о любви и смерти, причем разнесенные во времени на несколько веков.
Несмотря на то, что сценарий писался долго и долго «вылизывался», при попытке вычленить сюжет получается
Бред? Да, но в данном случае это оказывается не таким уж значимым. Важно одно: что есть смерть, что есть жизнь, что есть вечность. Размышления Аронофски захватывают внимание, затягивают и не отпускают и уже совершенно неважно, на какую сюжетную канву они нанизаны.
Фильм отчаянно, завораживающе красив. Кадры текут, мерцают, сияние звезд будущего превращается в усеянный светильниками зал прошлого, герои окликают друг друга через столетия, а режиссер щедрой рукой осыпает каждый кадр символами, метафорами и прочими «штучками для эстетов», которые можно воспринимать, можно проигнорировать и просто любоваться. Цвет, свет, композиция все точнейшим образом выверено. Джексон работает в полутьме вплоть до превращения в пустоту, в черную движущуюся дыру на фоне неба. Уайз вся в белом, и ее лицо буквально излучает свет.
Кстати, на главную женскую роль Аронофски пробовал множество актрис, но остановился в итоге на собственной невесте и этот выбор оказался удачным. Что особенно хорошо заметно на множестве крупных планов (снятых с видимой любовью). Женщины Уайз в этом фильме в основном «лица переживающие» и актриса филигранно передает все полутона их переживаний. Мужчины Хью Джексона лица скорее «действующие», и это у него тоже весьма недурно получается. В общем, дуэт получился слаженным и гармоничным, а не в гармонии ли счастье?
Полуторачасовая медитация, как и полагается всякому уважающему себя произведению искусства,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин.
Желанье вечное гнетет,
Травой хотя бы сохраниться
Она весною прорастет
И к жизни присоединится.
Судя по разговорам после просмотра, на людей, недавно потерявших близких, фильм оказывает воздействие, близкое к психотерапевтическому.
***
Посмотреть «Фонтан» можно в кинотеатре «Победа» до 4 апреля. Начало сеансов