Новосибирск 4.3 °C

Очередное изменение формы медицинского рецепта и процедуры его заполнения усложнит жизнь врачам и медсёстрам

28.05.2007 00:00:00

Рецепт «поправился» и обзавёлся… семьёй

Еще свежи воспоминания многих часто болеющих людей (особенно льготников) о недавних мытарствах с выпиской рецептов. Надо было побывать на приеме у своего терапевта, при необходимости — у так называемого узкого специалиста. Затем сходить в аптеку и, если там не оказалось нужного лекарства, вернуться в поликлинику для получения новой «бумажки» на препарат. И везде отстоять очереди — короткие или длинные, но всегда очень нервные… Только-только все вроде бы утряслось и система выдачи рецептов наладилась, как из Москвы пришла весть об очередных нововведениях. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ, появились некоторые изменения формы и содержания многострадального рецепта.

А в общем-то, ничего особенного…

Благодаря усилиям чиновников, скромная бумажка размером с фантик может превратиться в довольно-таки объемный документ. Как пишет «Российская газета», новый усложненный рецепт «…стал инструкцией, как правильно назначать и выписывать лекарства… Бланк регламентирует действия врача практически во всех случаях: идет ли речь о льготах и о том, какой именно льготник — федеральный или региональный; выписывается ли лекарство в поликлинике или стационаре; каков точный порядок приема или использования и т. п.». Существенное новшество в том, что рецепт теперь заполняется в трех экземплярах, имеющих единую серию и номер. У каждого члена этой «семейки» свой путь. Оригинал и одну копию больной должен предъявить в аптеке. Первый документ фармацевты оставляют у себя — для отчетности. А его копию передают в территориальный фонд ОМС для проведения финансовых расчетов. Вторая копия подклеивается в амбулаторную карту пациента.

По мнению главного терапевта Новосибирска Светланы Маянской, новый бланк рецепта мало чем отличается от своего предшественника. Конечно, он стал более четким, конкретным, а в общем-то — бумага и бумага, ничего особенного. Врачи, медсестры и прежде писали на бланках то же самое, причем в тех же трех экземплярах. Только раньше под копирку, а теперь на компьютере. Единственное, что действительно изменилось — это задняя сторона бланка, где сейчас располагается таблица, заполняемая в аптеке (какое лекарство, когда отпущено и т. д.). А также — форма рецепта на наркотические и психотропные средства.

И еще одна существенная деталь, уже организационного плана — в каждом лечебном учреждении должен появиться специальный журнал учета. В него будут записываться все данные рецепта. Понятно, что на все это потребуется дополнительное время. Где же его взять? — горюют медики…

Повторение пройденного

При заполнении нового рецепта должны вроде бы упорядочиться и отношения с фармацевтами. «РГ» пишет по этому поводу следующее: «Усложнит жизнь врачу новый бланк и тем, что, прежде чем выписать его льготнику, он будет обязан связаться с «прикрепленной» аптекой и узнать, есть ли оное лекарство в наличии… Таким оригинальным методом, видимо, пытаются решить проблему «отложенного спроса«, которая в этом году сильно портит нервы и льготникам, и медикам, и — особенно — чиновникам».

Но, по словам Светланы Маянской, в нашем городе подобная практика давно существует, так что это «повторение пройденного». Светлана Дмитриевна уверена: тесная связь с аптеками — в интересах врачей, она позволяет избежать заполнения дополнительных рецептов (на препараты-аналоги).

Что касается возросшей трудоемкости оформления бланков, то Светлана Дмитриевна убеждена, что с этим можно справиться. Ведь там, где четко организована работа с рецептами (поликлиники N 1, 16, 26 и другие), существует разумное распределение обязанностей. Медсестры разгружают терапевтов и «узких» специалистов, они-то и занимаются выпиской рецептов на рекомендованные врачами лекарства.

Карточка резко потолстеет?

Новые рецепты появились в большинстве поликлиник нашего города. И все-таки, как показывает практика, пока с ними не все гладко. Заместитель главного врача поликлиники N 16 Марина Писанко упомянула о некоторых сложностях при выписке лекарств. Не везде есть компьютерная программа по заполнению рецептов (в частности, ее нет в той же шестнадцатой). А это значит, что медикам каждый раз приходится делать это заново, вручную, что, конечно же, приводит к нерациональным затратам времени.

Кроме того, не в восторге Марина Арвовна и от нового правила — вклеивать вторую копию рецепта в амбулаторную карту. Если человек часто обращается за медицинской помощью и получает в месяц 2–4–8 назначений, то нетрудно представить, во что превратится карточка к концу года. Это будет пухлый том с обилием заполонивших его «бумажек». Что неизбежно создаст сложности с размещением таких раздобревших карточек и на столе врача, и в регистратуре. Да и найти нужные страницы с описанием того или иного обострения болезни будет сложно, придется буквально продираться сквозь «заросли» подклеенных бланков…

Высказала свое отношение Марина Писанко и к общению с фармацевтами. Она обеими руками за тесную связь с ними. Но пока «прикрепленные» аптеки только раз в месяц дают в поликлинику сведения об имеющихся лекарствах. А у самих врачей, медсестер не всегда есть время для телефонных запросов. Теперь новый бланк просто обязывает доктора, прежде чем назначить тот или иной препарат, связаться с фармацевтической организацией. Значит, участковый или узкий специалист будет вынужден выкраивать из своего плотного рабочего графика время и для этого. Можно догадаться, откуда он возьмет эти неучтенные минутки: из часов, отведенных для приема больных. Что, скорее всего, отразится на качестве медицинской помощи.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: