Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Специалисты по контактам

08.06.2007 00:00:00

…«Вы знаете, что для них самое важное? Чувствовать себя нужными не только в семье, понимаете?» Взволнованная тирада матери юноши-инвалида понятна. Как-то так с давних пор сложилось, что наши молодые соотечественники с проблемами в здоровье оказались словно отрезанными от жизни. Недавний сюжет по телевизору потряс: со всей России собрались юные музыканты — на колясках, с костыльками — и в зале Московской консерватории большим оркестром в сотню скрипок, виолончелей вдохновенно сыграли Моцарта. Они среди нас, но почему-то в других странах на них не смотрят с обидной жалостью, а принимают как равных…

Кем они хотят стать, к чему душа лежит, какой профессией овладеть, как им помочь определиться… Об этом говорили участники «круглого стола», организованного Центром конфликтологии и исследований социальных проблем, кафедрой социальной работы НГТУ и общественной организацией «Институт социальных технологий». «Они не должны — и большинство не хотят — быть иждивенцами, многие готовы учиться». «Инвалид тоже может быть профессионалом!» «Модель профориентации должна стать интеграцией детей в общество, а не их резервацией». «Очень важно суметь рано выявить их наклонности — к компьютеру ли, к художественному творчеству, к экономике, юриспруденции. А профориентация у нас построена хуже некуда, надо предлагать детям те профессии, которыми они смогут овладеть, и те, которые они хотят». «Нужно опрашивать не только детей, но и их родителей». Именно этому посвящен проект «Образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья» при финансовой поддержке совета по международным исследованиям и обменам «Айрекс». Начинается первое исследование, посвященное профессиональному самоопределению инвалидов. По области будет проведен опрос 1200 подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

Это лишь одно направление, которое ведет коллектив кафедры социальной работы Технического университета. Здесь учатся в том числе и те самые ребята — с ограниченными возможностями. И делают успехи. Автору этих строк рассказали про выпускника, который подготовил проект по виртуальной технологии обучения и адаптации детей-инвалидов, и подчеркнули, что юноша «может стать находкой для любой фирмы». На кафедре провели эксперимент. Сначала студенты-инвалиды обучались в отдельной группе, потом их объединили в общую с обычными ребятами. Успехи возросли у тех и других, взаимопомощь стала неотъемлемой частью микроклимата.

…Социальный работник — что за профессия? Не секрет, что при этих словах возникает в воображении немолодая женщина, нагруженная сумками. Носит продукты одиноким старикам, моет у них полы, стирает… Да, так. Но уже подрастает смена совсем других специалистов. Раньше всех, восемь лет назад, их стали готовить в НГТУ, было три выпуска, на подходе четвертый.

Как мы знаем, социальное обслуживание у нас государственное. Но есть и иная форма: через посредников — негосударственные организации. Они выигрывают конкурсы, получают социальный заказ. Такая система называется субсидиарной. Мы к этому не привыкли. А вот в Америке государственных учреждений нет вообще. Частично это государственная программа, частично социальные проекты. Сейчас социальные службы появляются и у нас — в фирмах, на предприятиях. Бизнес на новом уровне развития становится социально ответственным. И сюда нужны специалисты. Вспоминается подзабытый человеческий фактор.

— У нас обучение дается блоками: социологический, экономический, психологический и правовой. Мы обучаем их писать проекты, причем под заказ, вполне реальные. И выпускники выходят универсалами по работе с людьми. Трудятся, и успешно, например, в психофизиологической лаборатории очень крупной областной организации, — говорит заведующая кафедрой социальной работы НГТУ профессор Людмила Осьмук. — Наши ребята пытались работать в государственных учреждениях, но проблема в том, что их там не очень принимают. Более успешны те, кто уезжает из Новосибирска в провинцию, где сложно с кадрами. Наши выпускники востребованы там, где идет работа с людьми — с клиентами, с персоналом. Где надо уметь налаживать контакты, решать проблемы людей, где нужна переговорная практика. Они работают в центре социальной работы с бомжами, в центре помощи детям-сиротам, в органах внутренних дел — с беспризорниками, с трудными подростками и трудными семьями. У нас социальной работе учатся инвалиды. Мы активно сотрудничаем с различными организациями — государственными, общественными.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.