Почему объекты, построенные 4050 лет назад, до сих пор в хорошем состоянии
Новосибирец Яков Григорьевич Фастовский в свои 94 года сохраняет юношеский задор, цепкий ум и хорошую память. Он прошел всю войну, был лично знаком с основателем Академгородка академиком Михаилом Лаврентьевым, строил аэропорт Толмачево и Бердское шоссе, принимал участие в ликвидации оврагов в Новосибирске.
Фото Екатерины ВАРГАСОВОЙ
Началом своей взрослой жизни Яков Григорьевич считает
Я был прорабом на строительстве дороги к заставе Новоалексеевская, вспоминает Яков Григорьевич. В основном все дороги шли в направлении границы. Хотя, может быть, процесс строительства дорог надо было начинать раньше, потому что японцы на своей стороне к тому времени проложили около тысячи километров железнодорожных путей, 220 километров грунтовых дорог и построили около 50 аэродромов.
Академик в сапогах
В СССР усиленное строительство аэродромов началось после войны. Как говорится, когда жареный петух клюнул.
Меня с Дальнего Востока вызвали в Москву, продолжает Яков Фастовский. Я попал в Пятый
В Новосибирске Фастовский строил аэропорт Толмачево. Вернее, это сейчас он называется аэропортом. А тогда был маленький плохонький военный аэродром с одной взлетной полосой (которая, кстати, функционирует до сих пор) и несколькими ангарами. Секретные аэродромы также были в Купино и Омске. Дело в том, что Сибирь рассматривалась как важнейший тыловой регион, наименее доступный врагу в случае войны. Поэтому именно здесь размещали все суперсекретные военные заводы,
Знакомство Якова Фастовского с Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым состоялось в 1958 году.
Я работал старшим офицером в отделе капитального аэродромного строительства СибВО. У нас в отделе раздался звонок. Предупредили, что к нам идет Лаврентьев. Мне дали задание выйти на проходную его встречать.
Академик оказался обычным с виду мужиком в костюме и сапогах.
Я к вам вот по какому вопросу, начал Лаврентьев. Нужно построить дорогу от Новосибирска до Академгородка, а также дороги в Академгородке. Возьметесь?
Мы люди военные. Будет приказ возьмемся.
Будет вам приказ, заверил академик.
Приказ перебазировать Пятый
Возможно, полагает Яков Фастовский, благодаря этому, на всех этапах строительства не было никаких препон, а те, которые возникали, устранялись на удивление быстро. Асфальтовых технологий в те времена еще не было. Все дороги были «бетонками». Бетон укладывали в рельсы, которые одновременно служили и опалубкой и направляющими для движения бетоносмесительной техники. Всю работу, не требующую высокой квалификации, выполняли
Первый блин в виде 100 метров бетонного полотна вышел комом. Строители не учли климатические условия Сибири и положили бетон на мерзлый грунт. При Сталине, возможно,
За три года с 1959 по 1961 шоссе протяженностью 22 километра 400 метров, имеющее две полосы для движения каждая шириной по 7 метров, было построено. Оно соединяло улицу Большевистскую и гостиницу «Золотая долина». Одновременно военнослужащими Пятого
Этой своей работой Яков Фастовский по праву гордится: прошло сорок с лишним лет, а сооруженные военными строителями водостоки до сих пор функционируют, поребрики стоят и бетонное основание целехонько. Только асфальт, уложенный много позже, каждый год трескается.
Город на песке
Борьба с оврагами в Новосибирске началась с 1967 года. К тому времени Фастовский по выслуге лет уже был военным пенсионером, но сидеть дома не собирался. Несмотря на то, что зарплата, предложенная ему в Главном управлении благоустройства, выглядела смешной: «Моя военная пенсия
Расхожую среди новосибирцев версию, будто городские овраги попросту засыпали мусором, который потом утрамбовывали бульдозерами, и будто бы полгорода у нас стоит на мусорных свалках, Яков Григорьевич опроверг. Конечно, были недобросовестные водители мусоровозов, которым лень было везти груз на свалку, они подъезжали к ближайшему оврагу и опрокидывали кузова. Но на самом деле с оврагами боролись совсем не так.
Наибольшее количество оврагов было в русле реки Каменки, которая протекает через весь город. Эти овраги в наибольшей степени уродовали лицо города. Поэтому Каменку взялись приводить в порядок первой. Сначала саму речку, начиная от железнодорожного моста, забрали в коллектор. Потом на Оби поставили земснаряды, которые по трубам качали песок с водой. В овраг проводили такой трубопровод и намывали песчаное основание.
Яков Григорьевич утверждает, что такие песчаные основания очень крепкие. Им не страшны сезонные колебания, которым подвержены обычные грунты, преобладающие в нашей местности, в них не образуются грунтовые воды. На бывших замывах сейчас стоит улица Ипподромская.
Следующим объектом была речка
Мы начинали с аэродромов, а там, как вы понимаете, нельзя было строить плохо, так Яков Григорьевич объясняет парадокс, что объекты, построенные
Мудрость тогдашнего руководства страны, по мнению Фастовского, состояла в том, что восстановление страны, обескровленной после Великой Отечественной, началось со строительства дорог и аэродромов. Причем строили