Новосибирск 2.1 °C

От аэропортов до оврагов

15.06.2007 00:00:00

Почему объекты, построенные 40–50 лет назад, до сих пор в хорошем состоянии

Новосибирец Яков Григорьевич Фастовский в свои 94 года сохраняет юношеский задор, цепкий ум и хорошую память. Он прошел всю войну, был лично знаком с основателем Академгородка академиком Михаилом Лаврентьевым, строил аэропорт Толмачево и Бердское шоссе, принимал участие в ликвидации оврагов в Новосибирске.

Своей работой Яков Фастовский по праву гордится
Фото Екатерины ВАРГАСОВОЙ

Началом своей взрослой жизни Яков Григорьевич считает 39-й год, когда его, выпускника Московского автодорожного института, распределили на Дальний Восток лейтенантом дорожно-строительных войск. Вопреки модным ныне историческим гипотезам о царившем в стране перед войной бардаке и о командующем отдельной Краснознаменной Дальневосточной армией маршале Блюхере, который, дескать, завалил поставленную перед ним задачу строительства дорог на Дальнем Востоке, Яков Фастовский утверждает, что на Дальнем Востоке перед войной усиленно прокладывались дороги.

— Я был прорабом на строительстве дороги к заставе Новоалексеевская, — вспоминает Яков Григорьевич. — В основном все дороги шли в направлении границы. Хотя, может быть, процесс строительства дорог надо было начинать раньше, потому что японцы на своей стороне к тому времени проложили около тысячи километров железнодорожных путей, 220 километров грунтовых дорог и построили около 50 аэродромов.

Академик в сапогах

В СССР усиленное строительство аэродромов началось после войны. Как говорится, когда жареный петух клюнул.

— Меня с Дальнего Востока вызвали в Москву, — продолжает Яков Фастовский. — Я попал в Пятый аэродромно-строительный полк, в составе которого в 1953 году прибыл в Новосибирск.

В Новосибирске Фастовский строил аэропорт Толмачево. Вернее, это сейчас он называется аэропортом. А тогда был маленький плохонький военный аэродром с одной взлетной полосой (которая, кстати, функционирует до сих пор) и несколькими ангарами. Секретные аэродромы также были в Купино и Омске. Дело в том, что Сибирь рассматривалась как важнейший тыловой регион, наименее доступный врагу в случае войны. Поэтому именно здесь размещали все суперсекретные военные заводы, научно-исследовательские институты, подавляющее большинство которых, опять же, имели военную направленность, резервные аэродромы, полигоны и прочее. Новосибирский Академгородок тоже был военным объектом. Строительными работами по возведению научно-исследовательских институтов, жилья и коммуникаций руководил полковник Николай Иванов, возглавлявший военную организацию «Сибакадемстрой».

Знакомство Якова Фастовского с Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым состоялось в 1958 году.

— Я работал старшим офицером в отделе капитального аэродромного строительства СибВО. У нас в отделе раздался звонок. Предупредили, что к нам идет Лаврентьев. Мне дали задание выйти на проходную его встречать.

Академик оказался обычным с виду мужиком в костюме и… сапогах.

— Я к вам вот по какому вопросу, — начал Лаврентьев. — Нужно построить дорогу от Новосибирска до Академгородка, а также дороги в Академгородке. Возьметесь?

— Мы люди военные. Будет приказ — возьмемся.

— Будет вам приказ, — заверил академик.

Приказ перебазировать Пятый аэродромно-строительный полк на строительство дороги в Академгородок исходил, как говорят, от самого Хрущева, с которым Лаврентьев находился в каких-то не очень близких, но все же родственных отношениях.

Возможно, полагает Яков Фастовский, благодаря этому, на всех этапах строительства не было никаких препон, а те, которые возникали, устранялись на удивление быстро. Асфальтовых технологий в те времена еще не было. Все дороги были «бетонками». Бетон укладывали в рельсы, которые одновременно служили и опалубкой и направляющими для движения бетоносмесительной техники. Всю работу, не требующую высокой квалификации, выполняли солдаты-срочники.

Первый блин в виде 100 метров бетонного полотна вышел комом. Строители не учли климатические условия Сибири и положили бетон на мерзлый грунт. При Сталине, возможно, за это полетели бы чьи-то головы. Но к тому времени, слава Богу, наступила «оттепель». Руководство строительного полка решило промах не афишировать, тихонечко демонтировать неудавшееся полотно и сделать все заново. В дальнейшем этой ошибки не повторяли — грунтовое основание укрывали специальными материалами, чтобы не промерзала земля. Благодаря этому, строить можно было круглый год, а не только летом (современные асфальтовые дороги, как известно, зимой строить нельзя).

За три года — с 1959 по 1961 — шоссе протяженностью 22 километра 400 метров, имеющее две полосы для движения каждая шириной по 7 метров, было построено. Оно соединяло улицу Большевистскую и гостиницу «Золотая долина». Одновременно военнослужащими Пятого аэродромно-строительного полка были построены улицы в самом Академгородке — проспект Строителей, улица Институтская. Поначалу все они были бетонными.

Этой своей работой Яков Фастовский по праву гордится: прошло сорок с лишним лет, а сооруженные военными строителями водостоки до сих пор функционируют, поребрики стоят и бетонное основание целехонько. Только асфальт, уложенный много позже, каждый год трескается.

Город на песке

Борьба с оврагами в Новосибирске началась с 1967 года. К тому времени Фастовский по выслуге лет уже был военным пенсионером, но сидеть дома не собирался. Несмотря на то, что зарплата, предложенная ему в Главном управлении благоустройства, выглядела смешной: «Моя военная пенсия в 67-м году составляла 200 рублей. А оклад мне предложили в размере 90 рублей. Я согласился, потому что ликвидация оврагов была делом новым. Мне были интересны передовые технологии. Тем более, что разрабатывали их новосибирские специалисты — инженеры института «Новосибгражданпроект«. Ну и, уж простите за пафос, хотелось внести вклад в благоустройство города, ставшего мне родным».

Расхожую среди новосибирцев версию, будто городские овраги попросту засыпали мусором, который потом утрамбовывали бульдозерами, и будто бы полгорода у нас стоит на мусорных свалках, Яков Григорьевич опроверг. Конечно, были недобросовестные водители мусоровозов, которым лень было везти груз на свалку, они подъезжали к ближайшему оврагу и опрокидывали кузова. Но на самом деле с оврагами боролись совсем не так.

— Наибольшее количество оврагов было в русле реки Каменки, которая протекает через весь город. Эти овраги в наибольшей степени уродовали лицо города. Поэтому Каменку взялись приводить в порядок первой. Сначала саму речку, начиная от железнодорожного моста, забрали в коллектор. Потом на Оби поставили земснаряды, которые по трубам качали песок с водой. В овраг проводили такой трубопровод и намывали песчаное основание.

Яков Григорьевич утверждает, что такие песчаные основания — очень крепкие. Им не страшны сезонные колебания, которым подвержены обычные грунты, преобладающие в нашей местности, в них не образуются грунтовые воды. На бывших замывах сейчас стоит улица Ипподромская.

Следующим объектом была речка Ельцовка-1. Но на нее, как говорит Яков Фастовский, «не хватило пороха». Коллектор начали строить в 90-е годы. Потом случилась перестройка, денег не стало, все забросили.


— Мы начинали с аэродромов, а там, как вы понимаете, нельзя было строить плохо, — так Яков Григорьевич объясняет парадокс, что объекты, построенные 40–50 лет назад, стоят до сих пор, а современные новостройки, будь то дороги или дома, бывает, что начинают рушиться еще на этапе строительства.

Мудрость тогдашнего руководства страны, по мнению Фастовского, состояла в том, что восстановление страны, обескровленной после Великой Отечественной, началось со строительства дорог и аэродромов. Причем строили их не как-нибудь, а по передовым технологиям, разработанным в Германии и Америке. Многие из этих сооружений, как уже было сказано, функционируют до сих пор.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: