Новосибирск 2.1 °C

Новосибирск обзаведётся кольцами. Транспортными

22.06.2007 00:00:00

Состоялся «круглый стол» по обсуждению планов дорожно-транспортного развития столицы Сибири. А они, эти планы, масштабны: протяжённость дорог вырастет втрое

Город задыхается от нехватки мостов через Обь

На разных уровнях, вплоть до федерального, идет обсуждение Генерального плана развития города Новосибирска. В недалеком будущем наш город должен стать полноценным научным и транспортно-логистическим центром не только Сибирского региона и России, но и международного уровня. Именно поэтому проектам развития транспортной сети Новосибирска уделяется особо пристальное внимание. Недавние визиты в наш город президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, министра транспорта РФ Игоря Левитина и первого вице-премьера Сергея Иванова, посвятившего транспортным проблемам специальное совещание у губернатора области, — яркое тому подтверждение.

Разделы генплана по дорожно-транспортной составляющей на заседании «круглого стола» представлял главный инженер проекта Владимир Ермишкин.

Стоит заметить, что «Вечерка» еще три года назад опубликовала серию материалов на эту тему. Тогда ваш корреспондент несколько раз встречался с разработчиком концепции развития автодорожной сети Новосибирска Вячеславом Борисовским. В своей уютной квартире на улице 1905 года Вячеслав Яковлевич, несмотря на прогрессирующую болезнь, предельно ясно, четко и с увлечением комментировал составленные им и развешанные на стенах карты-схемы. В 2004 году Вячеслав Борисовский вошел в состав временного творческого коллектива (ВТК), который разрабатывал проект, как он тогда назывался, «Комплексной целевой программы по улучшению транспортного обслуживания населения города». И 90 процентов из услышанного и опубликованного тогда в «ВН» было вынесено на обсуждение участников нынешнего «круглого стола». К сожалению, имя Борисовского сейчас нигде не упоминается… Итак, в начале своего выступления современную дорожно-транспортную сеть города Владимир Ермишкин охарактеризовал как «рыхлую». Нет радиальных пронизывающих весь город скоростных магистралей, лучи которых выходили бы на загородные федеральные трассы. Город задыхается от нехватки мостов через Обь. На уже имеющихся дорогах совершенно недостаточно двух-трехуровневых развязок, позволяющих осуществлять непрерывное движение. В полный рост встал вопрос о строительстве Новосибирской кольцевой автодороги — НКАД, которая бы по московскому аналогу опоясала город и разгрузила внутригородские дороги от транзитного и большегрузного транспорта.

Исходя из создавшихся реалий и основываясь на расчетах специалистов (в том числе Борисовского), был составлен перспективный план развития дорожно-транспортной сети Новосибирска в период до 2030 года.

В общих чертах наше транспортное будущее выглядит так. Сеть скоростных магистралей должна составить в пределах и вокруг Новосибирска два автодорожных кольца — внутригородское малое и большое транзитное (НКАД). Частью НКАД является строящийся в настоящее время северный обход, как составная часть федеральной трассы «Байкал». Восточный обход, под условным названием «Чуйский тракт», свяжет Гусинобродское шоссе и «Байкал» с южным направлением: мимо Первомайского района и Академгородка к селу Линево, где соединится с автотрассой на Барнаул и Бийск. Юго-западный обход станет продолжением инфраструктуры будущего Оловозаводского моста через Обь: пересекая улицы Ватутина, Сибиряков-Гвардейцев, по пойме реки Тула с выходом на Ордынское кольцо дорога выйдет к селу Прокудское, где начинается северный обход.

Что же касается внутригородского малого кольца, то перспективы его хоть и отдалены на период до 2030 года, но выглядят менее реалистично, чем создание НКАД. Дело в том, что объездная автодорога будет строиться с нуля и на практически неосвоенной территории — вали лес, подвози грунт, щебень и строй. Только деньги бы выделялись вовремя. В городе куда сложнее. Это — перекладка коммуникаций, снос объектов, строительство новых развязок разного уровня, тоннелей, ливневых канализаций и еще и еще. Но самое главное, опорой малого кольца должны быть новые автомобильные мосты через Обь — Оловозаводской и Ельцовский (вниз по течению за Димитровским мостом).

Всего по проекту протяженность городских дорог до 2030 года должна вырасти с нынешних 260 км до 740 км, две трети из них должны быть скоростными, а значит, без пешеходных наземных переходов и светофоров — с виадуками, переходными мостами и тоннелями. Уровень автомобилизации за тот же период должен вырасти с 300 до 430–450 авто на 1 тыс. жителей.

Одной из таких радиальных скоростных магистралей всегда считалась строящаяся уже не один год Ипподромская. Однако, по мнению Владимира Ермишкина, ее таковой можно назвать лишь условно. Если в восточном направлении магистраль реально и без помех выходит из города на Гусинобродское шоссе, то с другой стороны она пока что упирается в сложную развязку у автовокзала. Поэтому, чтобы стать полноценной скоростной и полезной для города трассой, Ипподромская должна быть продлена опять же новым автодорожным мостом через Обь. Всего по проекту планируется построить пять новых мостов, которые по левому берегу свяжет автотрасса, проходящая мимо промышленных и рекреационных зон.

Кстати, Владимир Ермишкин придает большое значение развитию поймы реки Оби, главным образом, ее левого берега. В перспективе здесь должны вырасти деловые и культурные центры, гостиницы, парки и спортивные сооружения, благоустроена набережная. В свою очередь это даст толчок к эффективному использованию реки как водно-транспортной магистрали. Например, из Бугринской рощи можно будет речным трамваем минут за 15–20 добраться до центра города. Все портовые и промышленные предприятия и сооружения на левом берегу будут вынесены за черту города в сторону поселка Кудряши и Колывани. Таким образом, наша Обь должна в районе Новосибирска «помолодеть» и стать центральной осью города.

— Мы в свое время умудрились не застроить берега реки жилыми многоквартирными домами. «Умудрились» — в прямом смысле слова, — сказал после «круглого стола» корреспонденту «ВН» Владимир Ермишкин. — Поэтому теперь не жалко будет снести ветхие строения, вывести промзоны и базы за пределы города.

Важнейшим пунктом плана главный инженер считает продление улицы Кирова не до Ключ-Камышенского плато, как определялось ранее и где уже разворачивается жилищное строительство, но дальше — по эстакаде через реку Иню, по окраине Первомайского района на Академгородок с выходом на Бердское шоссе.

— Мы отстали от всех градостроительных норм и правил, — показывая схему, говорит Владимир Ермишкин. — У нас два района, Советский и Первомайский, оторваны от остальной части города, и автотранспортное сообщение идет лишь по улице Большевистской и Бердскому шоссе, которое является трассой федерального значения. А городской дороги нет. Поэтому крайне необходимо построить скоростную «межрайонную» автотрассу, по которой можно было бы за 15–20 минут из Академгородка доехать до центра города.


Это лишь некоторые, но наиболее значимые разделы плана. У депутатов областного Совета и заместителя губернатора Владимира Никонова, присутствовавшего на заседании, появилось немало вопросов, относящихся как непосредственно к плану, так и к самой концепции подхода к его разработке. Одному из участников, например, понравилось почти все. Но он посоветовал пригласить иногородних, столичных и зарубежных экспертов, чтобы они провели анализ и дали «независимую оценку проекту».

Пригласить, конечно, можно. Только все такие «анализы» дорого стоят. Хотя и во сто крат дешевле, чем допущенные ошибки. «Я, например, считаю, что решение о реконструкции улицы Станционной с продолжением ее на аэропорт Толмачево было большой ошибкой, которая обойдется городу в громадную сумму, — говорил корреспонденту «Вечёрки» три года назад и за месяц до своей кончины Вячеслав Борисовский. — Тот аргумент, что время в пути от города до аэропорта сокращается в два-три раза, — очень спорен. Вы хотя бы раз попадали в пробку на площади Труда и Энергетиков?.. И это притом что заводы, расположенные вдоль Станционной, еще только набирают темп. А когда предприятия начнут дышать в полную грудь, что тогда? Сейчас на площади Энергетиков строят пешеходную эстакаду, будет изменена схема движения за счет переноса светофоров. Но она абсолютно не решает проблему. Для того чтобы этот искусственно созданный узел развязать, предстоит выбросить несколько миллиардов рублей. Теперь в этом месте должна быть целая система эстакад, только тогда это решит проблему. А ведь еще в 1972 году нами был проработан проект прямой дороги вдоль Оби от Октябрьского моста — к Димитровскому — с выходом на Толмачево за площадкой завода «Сибтекстильмаш«. Таким образом мы решали проблему перераспределения транспортных потоков между мостами. Верно, там предстояло сделать несколько развязок, но они по затратам не входили ни в какое сравнение с нынешними и предстоящими». Удивительно. Как в воду глядел опытный специалист!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: