Новосибирск 9 °C

Искусство требует жертв, но не таких

12.07.2007 00:00:00

По мнению специалистов, повреждения при некоторых наиболее травматичных видах деятельности можно предотвратить

Оказывается, 95 процентов молодых танцоров, работающих первый сезон после окончания балетной школы, отмечают, что первую травму они получили еще во время обучения. Танцоры-юноши чаще всего — повреждения колена и спины. Девушки обычно жалуются на перегрузку и боли в районе стопы и голеностопа. Конечно, многое зависит от сценической нагрузки, методики репетиционного процесса, техники исполнения движения, ну и, конечно, от анатомических особенностей человека.

Фото с сайта www.summerballet.ru

Эту проблему специалист ОГУЗ медицинского информационно-аналитического центра Анна Сазонова обсудила с солистом Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Олегом Бондарчуком. Вот что он сказал:

— К типичным для танцора повреждениям относятся: травмы стопы, голеностопа, колена, тазобедренных суставов, спины (чаще страдают пояснично-крестцовый отдел позвоночника, шея, верхний плечевой пояс). Кстати, похожие травмы бывают и у спортсменов.

— А у вас были травмы?

— Я в балете семнадцать лет, но серьёзную травму получил два года назад, когда был поставлен диагноз «усталостный (стресс) перелом нижней трети диафиза левой большеберцовой кости». Мне была предложена операция с последующим уходом из балета. После того как испробовал все возможные консервативные методы лечения (кроме операции, что меня не устраивало), начал изучать проблему травмы. И с помощью медицины преодолел болезнь без операции — используя нетрадиционные методы, гомеопатию, диету, компенсирующие методики, йогу, акупрессуру, психотренинг. В настоящий момент практически полностью восстановился и продолжаю танцевать.

— Как же предупредить травматизм у людей вашей профессии?

— Можно выделить несколько способов профилактики. Это, прежде всего, грамотный отбор детей на вступительных экзаменах. А затем — продуманное построение преподавания классического танца, рациональная физическая нагрузка. Если травма получена, необходимо проанализировать возможные ее причины, чтобы избежать подобных случаев в будущем. Имеют значение и специальные физические упражнения (компенсирующие техники, растяжки, устранение дисбалансов в опорно-двигательном аппарате). Другие меры профилактики — это грамотная постановка дыхания, устранение очагов хронической инфекции, применение специальных методов, в том числе — функциональных пластырных повязок. Полезна также своевременная психологическая и физическая разгрузка.

А вот что советует начинающим танцорам заведующая отделением ЛФК, врач высшей категории областного врачебно-физкультурного диспансера Светлана Старовойтова:

— При каждом виде спорта задействованы одни группы мышц в гораздо большей степени, чем другие. Это со временем приводит к более или менее выраженным телесным деформациям. Если, конечно, не противопоставлять им специально подобранные упражнения. Дисбаланс в распределении усилий приводит к неравномерному развитию и самого тела, и способности самоконтроля. У некоторых спортсменов сильно развита верхняя часть корпуса, ноги же сравнительно слабые. А у артистов балета верхняя часть тела слабо развита по сравнению с нижней. Поэтому необходимо соответствие выполняемой нагрузки функциональным возможностям опорно-двигательного аппарата, совершенствование техники движения.

Для того чтобы тот же учащийся хореографического училища или спортсмен успешно действовали, необходимо уделять внимание восстановительным процессам. К ним относятся: педагогические — рациональное составление урока, сочетание комбинаций (более сложные чередуются с простыми); медико-биологические — физиобальнеотерапия, включая массаж и электростимуляцию мышц, медикаментозные средства, психологические приёмы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: