« Потому что дома все пьют»
Пацаны, оглянувшись по сторонам, закурили. Только что увлеченно резались в настольный теннис, и вот уже легкий дымок взвился в зелень густых берез. Но кайфу не суждено было продолжиться мальчики заметили воспитателя, сигареты мгновенно будто испарились. На спортивной площадке мы немного пообщались. Разговор наш, правда,
На вид мальчикам лет по двенадцать, тринадцать, оказалось на два года больше.
Их ровесница Оксана последние три года жила у прабабушки, «потому что дома все пьют и мать, и отчим». В седьмом классе девочка осталась уже на третий год. Здесь вместе с ней семилетний брат и трехлетняя сестра. Наверное, им придется всем отправляться в детский дом. «Нет, немедленно возражает девочка. Мать звонила, сказала, что закодировалась, сейчас ищет работу, будет материнские права восстанавливать». Как говорится, дай Бог, но, увы, на фоне сотен и тысяч
Все обитатели областного Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, рано столкнулись с тем, что деликатно называют «теневой стороной жизни». Большие ребята стесняются об этом говорить, а малыши более откровенны. Семилетний Дима поведал, что «сестра Настя работает на огороде, а мама и бабушка смотрят телевизор, но я домой не очень хочу». Будущая первоклассница Катя: «Дома бардак, мусор, пока я здесь, мама все приберет. А сейчас она работает, поваром». Девчушка, похоже, смышленая, но пока не может отличить неделю от месяца, считать даже до десяти не умеет. «Дома я с Викой нянчилась, ей три года, уложу ее спать, и сама уже так устала».
И всё равно пряник для мамы
Двенадцать лет назад появился Центр, невиданный в советские годы. Необходимость заставила остро обозначилось явление, которое сейчас называют не иначе как кризис семьи. Руководит им Виктор Эллерт, историк по образованию, педагог и хозяйственник по призванию.
Часть ребят попадает сюда из семей, находящихся «в трудной жизненной ситуации», такая придумана формулировка
Не буду расписывать, как тут удобно, чисто, красиво, какие спальни, даже на двоих, какие игрушки у малышей и какие занятия у ребят постарше. Учатся все в ближайшей школе. Сейчас, летом, возят детей на реку купаться. Полгода и больше могут заброшенные дети поправлять тут здоровье, учиться. А что дальше? А дальше вспомним давно известную, но весьма многозначительную формулировку из Семейного кодекса: «Каждый ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье». Так вот здесь этот тезис обрастает, что называется, плотью и кровью, воплощается в отдельные судьбы. Последние восемь лет главное направление устройство детей в семью. Путь был выбран правильный, создание семейных воспитательных групп (СВГ) под контролем сотрудников Центра. Ребенок помещается в семью на время до года, бывает и дольше, но с перспективой дальнейшего устройства. То есть группа получает статус приемной семьи или устанавливается опека. За неполных восемь лет через 143
Помним наших первых девочек Катю и Тамару, сейчас они, наверное, уже школу заканчивают, говорит Виктор Эллерт. Немало замечательных женщин, да и их мужей, которые взяли на себя ответственность за чужие судьбы. Десять детей у Ольги Апокиной. Сначала она создала семейную воспитательную группу, жили в селе Бурмистрово. Теперь это приемная семья, им удалось переехать в город. Как говорит Ольга Николаевна, здесь больше возможностей для учения, всем детям надо дать образование. Вы понимаете, что непросто взять ребенка с уже исковерканной психикой. С ним надо уметь поладить, да так, чтобы на шею не сел. Ольга Николаевна и требовательная, и душевная. Если проявлять строгость без ласки и тепла, то ничего не выйдет. С группами много работают наши психологи, ведь мы опекуны детей, мы их, можно сказать, по жизни сопровождаем.
Повезло Анжеле. В пятнадцать лет попала в Центр, после адаптации очень не хотелось ее отдавать в детский дом. Однажды из Маслянино приехала удивительная женщина Маргарита Николаевна Ташкина.
«Борюсь за каждого ребёнка »
Борюсь за каждого ребенка, чтобы попал в семью, говорит руководитель Центра. Мы теперь имеем статус
Как раз в тот день, когда наш корреспондент побывал в Центре, заместитель директора Татьяна Хромова сообщила, что только что из Маслянино звонили, приглашали педагогов и психологов. У воспитателей семейных групп накопились вопросы. Будут беседы, консультации, в том числе и по подросткам.
Социологи выяснили, что
Живой человек требует человеческого участия. Тонкое это дело, многогранное помощь сиротам, детям, обиженным судьбой ли, государством ли. Такие встречаются непонятные ситуации, такие подводные течения. В прошлом году сотрудники кафедры НГТУ провели исследование по социальному самочувствию семейных воспитательных групп. Вот лишь некоторые выводы.
Опрос социологи делали среди ребят и среди их воспитателей. Почти сорок процентов детей на вопрос, как соседи относятся к семье, где они живут, ответили, что лучше, чем к другим семьям. Остальные ограничились традиционным молодежным «нормально». Помогают ли вам люди, например, соседи? Две трети воспитателей ответили утвердительно. Присмотреть за ребенком можно попросить родных, друзей, знакомых так ответили 90 процентов опрошенных. Отношения в семье, конечно, не всегда безоблачные. В каждой третьей семейной группе существуют конфликты, связанные с разной точкой зрения детей и воспитателей на образование, деньги. Дети очень болезненно переживают конфликты между братьями и сестрами. Для взрослых более важны конфликты, связанные с отношением к деньгам. Как отметили исследователи, надо повышать знания воспитателей в вопросах поощрения и наказания. От этого, в частности, зависит такой важный показатель самочувствия человека, как уровень самооценки. Детей надо больше хвалить в той сфере, которая для них главная и интересная. Девочек в работах по дому, в увлечениях ручным трудом, например, вязанием, вышиванием, а также в клубных занятиях, например, замечать успехи в танцах. Для мальчиков важен спорт, чисто мужские обязанности по хозяйству. Похвалите их, и они будут стараться. Они почувствуют себя нужными. Но разве эти выводы касаются только деток, оставшихся без попечения родителей? Разве в родных семьях не те же проблемы?
Оказалось, что большинство детей хорошо адаптировались в обществе в том населенном пункте, куда их привезли. В незнакомый школьный коллектив девочки вливаются быстрее. Мальчикам в этом надо помогать. Каждый третий ребенок вовлечен в драки со сверстниками. Но проблем с курением, прогулами немного. Увы, многие дети нуждаются в дополнительных занятиях, что понятно, если знать их предыдущий жизненный опыт.