Официально в Новосибирске — десять районов. Но к городу вплотную примыкает, опоясывая его кольцом, ещё один — Новосибирский сельский район. И его жители испытывают транспортные проблемы. Как их решить?
На сайте нашей мэрии есть раздел «Инвестиционный паспорт города Новосибирска». Сегодня он не заполнен. Попробуем в этом помочь. В прошлом году в статье «Колесо и деньги» («ВН» от 9, 16 и 23 ноября) я приводил слова
Новосибирск — уже давно мегаполис с огромной потребностью в рабочей силе, и жители окрестных городов и посёлков в большинстве своём работают в Новосибирске. Что для города довольно удобно: социальная инфраструктура достаётся области, а рабочие руки — городу. Например, 70% работоспособного населения Новосибирского сельского района. А всего в районе живут 117 тысяч человек. При этом областная больница — в Новосибирске, районная администрация — в Новосибирске, районная муниципальная больница, паспортный стол, отдел ГИБДД и отдел соцзащиты — в Краснообске и т.д. Так что жить в изоляции от города жителям нашего сельского района очень трудно. Я уже не говорю о том, что в районе расположено большинство дач жителей Новосибирска, где проводят лето пенсионеры и дети.
Своего транспорта в районе нет, жители города и района пользуются электричками и примерно тысячей автобусов и «газелей» городской и областной прописки. На режим работы электричек нареканий нет, но они покрывают достаточно узкие коридоры территории, остальное — автобусы. Городские автобусы делятся на муниципальные и частные, областные — все частные. Если не считать нескольких малых сёл, расположенных
При этом, поскольку
Есть такое решение: разделить городские и пригородные перевозки, то есть горожане доезжают до границы города и пересаживаются на пригородный транспорт, а сельчане — наоборот. С точки зрения транспортной теории, может быть, и разумно, но для жителей — удорожание проезда
Коммерческие тарифы сложились в результате конкуренции, расписание работы — тоже: после восьми вечера автобусов практически не бывает. Муниципальные тарифы удерживаются искусственно: 8 рублей, хотя реальная себестоимость поездки уже давно в среднем 10 рублей (у троллейбусов — ниже, у автобусов и трамваев — выше). Способов субсидирования тарифов (дешёвый транспорт = занятость!) в городе пока не придумали, и муниципальный транспорт работает в убыток. Но кто ж вам даст повышать тарифы в год выборов!? Поэтому транспортные предприятия банкротят, число транспортных единиц продолжает сокращаться, закрываются целые маршруты.
К чему это приводит? Вот, например, 4 апреля закрыли
Частного перевозчика тоже можно понять. Вот что говорит Николай Самойлов, директор группы компаний ПАТП, которой принадлежит большая часть машин, обслуживающих
После обращений главы Краснообской администрации Д. Леймана, депутата облсовета В. Нестяка, совета ветеранов прошёл ряд совещаний, перед высаженными из автобусов ветеранами обещали извиниться, договориться с частными перевозчиками о провозе льготных пассажиров, а с 1 июля ввести в оборот социальную карту, как у новосибирцев. Перед ветеранами извинились, хотя не все, частные перевозчики продолжали регулярно высаживать льготников, социальную карту в оборот не ввели.
Самойлову пришлось дополнительно защитить проездные билеты голограммами, за счёт чего острота проблемы несколько снизилась. Ещё одна жительница Краснообска: «Ну что я могу сказать? Мучаемся, пенсионеры. Когда не было вот этой голограммы, нас просто выгоняли с автобуса. Как понять? Билет берём, ещё и 8 рублей плати! Не заплатишь — выгоняют просто! Мы хотим, чтобы нам социальную проездную карту дали! Как у городских!»
Перевозчик тоже заинтересован во введении соцкарты. Предприятие Самойлова первым в городе стало возить пенсионеров по электронным проездным: «Поверьте, мы вздохнули, потому что сейчас можно строить совершенно чёткие схемы по учёту перевозки льготников. Данные мы получаем ежедневно с точностью до человека. Никаких споров на этот счёт у нас сейчас не возникает. И, наоборот, у нас очень много споров и разговоров, и невозможность учесть правильно по бумажным проездным! Я не могу понять, что мешает ввести электронные проездные для Новосибирского сельского района, — я говорю о своей проблеме. И пользуясь возможностью, я бы хотел обратиться к Виктору Александровичу Толоконскому:
О состоянии дел на сегодня говорит председатель совета ветеранов Краснообска Надежда Воронова: «В этом году единственный
Поэтому мы будем повторно, наверное, обращаться к Виктору Александровичу с просьбой решить эту проблему».
По ходу беседы Надежда Леонидовна прервалась для разговора по сотовому, потом объяснила, что есть пенсионерка, ветеран тыла, с пенсией в 1600 рублей, которой надо делать операцию по замене хрусталика, на это требуется 6 тыс. руб., и она разговаривала со спонсором. На мою реплику, что 1600 руб.- это не пенсия, а издевательство, Воронова сказала, что из четырех тысяч пенсионеров Краснообска примерно у тысячи пенсии такие же или ещё меньше. Это я к вопросу о социальных картах, господа власть имущие! Если не можете нормальные пенсии установить.
И к вопросу о равенстве возможностей сельских и городских жителей.