Около четверти новосибирцев используют безналичную систему проезда в городском транспорте
Год назад в Новосибирске свершилось значимое для города событие в общественном пассажирском транспорте начала действовать безналичная система оплаты проезда по электронным пластиковым картам. Первый пассажир, карту которого зафиксировало считывающее
Старт и дальнейшее продвижение проекта по внедрению электронной транспортной карты стали событием не только для Новосибирска. Нашим опытом заинтересовались во многих регионах, в том числе
ДЛЯ СПРАВКИ. В настоящее время пластиковой электронной картой в городе пользуются почти 300 тысяч новосибирцев всех социальных категорий от школьников до пенсионеров, используя четыре вида проездных: 73561 гражданин совершают поездки по единой транспортной карте, 27826 по студенческой карте, 8837 по карте школьника, 185136 по социальной карте. Ежедневно по пластиковым картам осуществляется порядка 180 тысяч поездок, более половины из них по социальной карте.
Проездные работают по бесконтактной технологии и содержат единый «электронный кошелек» для всех видов транспорта, включая метрополитен и коммерческих перевозчиков. Единая транспортная карта билет не персональный и может использоваться для проезда любыми пассажирами. Карта находится в свободной продаже, и приобрести ее может каждый желающий. При этом действуют скидки в 5, 10 или 15 процентов (в зависимости от суммы денег на карте в момент последнего пополнения).
Студенческая карта содержит данные владельца, который может выбрать один из двух тарифов: «безлимитный» неограниченное число поездок при фиксированной сумме пополнения на 1 месяц, и «экономный» предоставляется скидка 50 процентов на каждую поездку. Поменять тариф можно бесплатно в любое время в пунктах пополнения. Карта школьника разработана специально для безналичной оплаты проезда учащихся. При этом школьник оплачивают половину установленной стоимости проезда. И социальная карта, которой пользуются более половины всех обладателей пластиковых проездных, выдается тем гражданам, которые имеют право на получение социальной поддержки. Карта имеет персональные данные и выполняет функцию учета количества поездок. Владельцы социальных карт за фиксированную плату могут совершать неограниченное количество поездок во всех видах наземного транспорта и в метро. «Социалку» можно пополнить в 109 ЖЭУ или самостоятельно в одном из 90 терминалов по сбору платежей, расположенных на станциях метрополитена и других наиболее посещаемых точках города.
За год продуктивной работы транспортной карты даже скептики убедились в том, что это удобный инструмент расчета, подчеркнул Андрей Ксензов. Используя технологию «Золотой короны», мы смогли выполнить задачу учета пассажиропотоков и уже сегодня можем регулировать наполняемость транспорта, интенсивность движения на тех или иных маршрутах. Мы видим, сколько и в какое время людей перемещаются по городу, в каких направлениях. В рамках проекта «Электронный Новосибирск» будет продолжаться модернизация системы. Так, например, уже в скором времени терминалы будут устанавливаться в маршрутные такси, а затем появятся в троллейбусах, трамваях и автобусах. Таким образом, в недалекой перспективе мы перейдем на форму обслуживания без кондуктора.
Еще о более широких перспективах и возможностях применения пластиковых карт рассказал директор проекта «Электронный Новосибирск», представитель «Золотой короны» Александр Гришин. По его словам, в недалеком будущем карту можно будет использовать для получения лекарств, денежных выплат, компенсаций и пособий, для начисления субсидий на оплату услуг ЖКХ, для осуществления банковских операций, предоставления скидок при покупках товаров.
Начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин подтвердил, что электронная транспортная карта получает среди новосибирцев все большую популярность. Если к началу года пластиковыми проездными пользовались чуть более 30 процентов пассажиров метро, то сегодня уже 45 процентов. За второй квартал нынешнего года на 13 процентов увеличилось число поездок школьников и студентов.
Я был одним
Такая нестыковка одна из нескольких, но не главная причина того, что частные перевозчики не спешат применять у себя систему электронного контроля и учета. Потому что водители и кондукторы кладут в свой карман от четверти до половины выручки за смену. Причем с ведома хозяина. Потому что этот самый хозяин в бухгалтерских и налоговых отчетах указывает зарплату сотрудников
Если вам говорят, что считывающее
В целом система электронных транспортных карт позволяет муниципальным предприятиям покрывать значительную часть убытков по обслуживанию льготников, которые совершают столько же поездок, сколько и обычные пассажиры (тратят около