50 лет назад Железнодорожный район получил своё современное название
Железнодорожный район один из старейших районов города. Именно на его территории появились первые дома, станция Обь (ныне
Железнодорожный один из старейших районов Новосибирска |
В 1896 году в поселке Новониколаевском, спустя всего три года после его возникновения, был составлен первый план усадебного землепользования с границами будущих улиц и жилых кварталов. Новое поселение условно разделили на три части: Вокзальную, Центральную и Закаменскую. Слово «район» тогда не употреблялось. Так нынешний Железнодорожный район получил своё первое название Вокзальная часть.
На протяжении всей истории города его административная карта постоянно менялась: появлялись новые районы, исчезали старые, перекраивались их границы. Так, например,
Железнодорожный же район никуда не исчезал, менялись лишь немного его границы да названия. До 1932 года он существовал как Вокзальная часть (район) города. А 3 августа 1936 года району присвоили имя Лазаря Кагановича, тогдашнего наркома путей сообщения, первого секретаря ЦК партии. То, что у нас в городе существовал Кагановический район, мало кто помнит. Да и самого Лазаря Моисеевича
В 1925 году Лазаря Моисеевича по рекомендации Сталина назначают Генеральным секретарем ЦК КП(б) Украины.
Первая половина
Строительство Московского метрополитена неразрывно связано с именем Лазаря Кагановича. Пресса называла его в то время Магнитом Метростроя и Первым Прорабом. Рассказывают, что он вникал во все детали проектирования и строительства, спускался в шахты. Недаром Московское метро более двадцати лет носило имя не Ленина, как сегодня, а Кагановича.
Звёздным часом Лазаря Моисеевича был 1935 год, когда его назначили наркомом путей сообщения. Его не только называли «ближайшим соратником» и «лучшим учеником» Сталина, но и на всех вокзалах страны вывесили портреты Кагановича, лозунги типа «Привет железному наркому т. Кагановичу». Рой Медведев в своей книге «Они окружали Сталина» рассказывал, что это был «локальный ведомственный культ Кагановича в системе НКПС». Газеты постоянно печатали заголовки: «Будем работать, как работает тов. Каганович», «Верного руководителя дал нам товарищ Сталин». Среди заголовков встречались и такие: «Лазарь Моисеевич был у нас на станции».
А Трёхгорная мануфактура
10 августа 1957 года в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР произошло переименование района в Железнодорожный. С тех пор, вот уже 50 лет, он носит современное название.
Причин для переименования было две.
А,
В 1957 году, можно сказать, завершилась политическая карьера Кагановича. Его направили в Свердловскую область управляющим трестом Союзасбест. А в 1962 году вообще исключили из партии. Свой век, а прожил он почти сто лет, Лазарь Моисеевич спокойно дожил в Москве, порой обижаясь, что его мало кто узнавал. Однажды врачу из местной поликлиники, упорно называющего его «гражданином Казановичем», он заметил: «Не Казанович, а Каганович.