Новосибирск -4.2 °C

Чему нужно учиться в ВУЗе?

17.08.2007 00:00:00

Надежды на то, что и здесь все проблемы будут решены с помощью «волшебной руки» рынка, пока не оправдываются.

Помнится, лет 30 назад, еще в эпоху «лучшего в мире советского образования», была в ходу такая шутка: профессор на первой лекции говорит первокурсникам: «Забудьте школу как кошмарный сон и учитесь», а в первый рабочий день молодого специалиста напутствовали: «Забудьте все, чему вас учили в институте, и работайте». Можно смело утверждать, что за прошедшие годы эти остроты не потеряли своей горьковатой прелести.

Надежды на то, что и здесь все проблемы будут решены с помощью «волшебной руки» рынка (новосибирский исследователь Ирина Харченко фиксирует, например, «слабую рыночную координацию» сферы образования и рынка труда), пока не оправдываются. Как, а самое главное — чему учить в вузе в условиях, когда рынок труда стремительно меняется, как измерить результат пятилетних (пока еще) усилий преподавателей и студентов (и родителей студентов, конечно же): вот вопросы, на которые пытаются найти ответ и сами вузы, и кадровые службы, и органы власти, и ученые.

Хочу предложить свой вариант, основанный на результатах исследования, проведенного нами при содействии Управления высшего и дополнительного профессионального образования департамента науки, инноваций, информатизации и связи администрации области. Мы стремились получить совокупность независимых оценок нескольких участников рынка образовательных услуг. Опрашивались студенты и преподаватели выпускающих кафедр четырех вузов: Новосибирского государственного университета (НГУ), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), а также руководители кадровых служб и структурных подразделений предприятий и фирм, где уже работают выпускники данных учебных заведений. В результате появилась возможность сопоставить эти оценки и взглянуть на образовательный процесс и его результаты под новым углом зрения. Кроме того, была сделана попытка сопоставить ситуацию в такой традиционной сфере, как машиностроение, и в относительно новой — информационные технологии.

С точки зрения студентов, ценность узкоспециальной подготовки выше по сравнению с общеобразовательными курсами. Была выявлена разница в оценке содержания образования: студенты-машиностроители в целом довольны ею больше. Что же касается информационных технологий, то студенты здесь оказались более требовательными к организации и наполнению учебного процесса. Вероятно, сохраняется известная неопределенность в становлении стандартов образования в этой профессиональной сфере, и запросы студентов меняются более оперативно, вслед за сменой приоритетов у потенциальных работодателей.

Оценивая качество образования, студенты должны были оставить только один из предложенных вариантов ответа (всего их было 8), выбирая, по сути, универсальный критерий результативности получаемой ими подготовки. В отличие от аналогичных обследований (проведенных, например, социологами МГУ им. М. В. Ломоносова в 2005 г. или экспертами «Деловой России» в 2007 г.), где важнейшим показателем стала карьера выпускника или уровень его доходов, в нашем случае данные критерии не вошли в число главных.

С тем, что именно карьера или доходы полнее всего характеризует качество полученного в вузе образования, согласен лишь каждый десятый выпускник и той, и другой специальности. Для будущих программистов главным критерием качества оказалась востребованность выпускников у работодателей, тогда как для машиностроителей в этом качестве выступает благоприятное мнение, сложившееся о вузе в городе. Можно предположить, что первые сильнее ориентированы на свою профессиональную востребованность и дальнейшую карьеру именно по полученной специальности, чем вторые, для которых отраслевая направленность получаемого образования менее значима, чем приумноженный за счет диплома о высшем образовании социальный капитал.

Что касается будущего трудоустройства, то выпускники всех направлений главными факторами его успешности считают активность самого выпускника, уровень его квалификации и наличие полезных связей. Таким образом, по мнению будущих молодых специалистов, на современном рынке труда важны прежде всего личные качества претендента на рабочее место, немаловажную роль играет также умение ориентироваться на этом рынке.

Что касается преподавателей выпускающих кафедр (т.е. тех, где студенты специализируются и готовят дипломные проекты), то здесь отраслевая принадлежность также в существенной степени определяет выбор критериев качества вузовской подготовки, а значит, и оценку ими результатов собственного труда. По направлению «информационные технологии» наиболее важную роль играет поиск оптимальной модели узкоспециальной подготовки выпускника, т.е. сочетание теоретических и практических компонентов подготовки), в случае с машиностроением — это благоприятные мнения выпускников и востребованность последних у работодателей.

Для работодателей наиболее серьезным изъяном высшего образования является отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач. Для работодателей по направлению «информационные технологии» существенным недостатком выступает также низкая активность вузов при реализации совместных проектов по подготовке студентов, равно как и слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса. Конкурентоспособный выпускник по данной специальности должен, в первую очередь, обладать знанием современных технологий и умением их правильно использовать; немаловажное значение имеет также наличие таких качеств, как умение применять теоретические знания для практического решения задач, высокая адаптивность к изменчивому внешнему миру, способность генерировать новое на базе полученных знаний. Наименее востребованное качество — выгодно позиционировать себя на рынке труда.

Работодатели по направлению «машиностроение» также указали на необходимость более адекватного учета реальных производственных проблем при организации учебного процесса. Успешный выпускник должен обладать такими качествами, как способность находить общий язык с разными людьми, конструктивно участвовать в деловых переговорах и рабочих встречах, а также обладать знанием современных технологий и умением их правильно использовать, способностью применять теоретические знания для практического решения задач. Наименее востребованное качество — удачливость в делах.

Большинство работодателей признавали, что приходящие к ним молодые специалисты нуждаются в тех или иных видах дополнительной подготовки с целью адаптации к специфическим требованиям компании. Необходимость и специфика подобного рода дополнительного образования также служит важным показателем качества полученного образования. С точки зрения обеих групп работодателей, главной проблемой для молодых специалистов остается недостаток практических навыков и умений; существенно и то, что у выпускников отсутствует опыт работы в команде. Работодатели по направлению «информационные технологии» также обращают внимание на такие стороны профессиональной подготовки, как незнание традиций и специфики отрасли, недостаточное владение иностранными языками и психологическую незрелость молодых специалистов в своей отрасли. Работодателей по направлению «машиностроение» предлагают скорректировать содержание специальной теоретической подготовки, а также способы информирования выпускников о традициях и специфике той отрасли, где они предполагают строить свою профессиональную карьеру.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: