Разговор о модернизации образования
«Комплексным проектом модернизации образования Новосибирской области
1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей.
2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
3. Развитие региональной системы оценки качества образования.
4. Развитие региональной образовательной сети: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства.
5. Расширение общественного участия в управлении образованием.
Эти задачи и особенно связанные с ними проблемы стали стали предметом обсуждения на «круглом столе», который состоялся в газете «Вечерний Новосибирск» 16 августа 2007 года.
В нем приняли участие:
Андрей Николаевич Головнин начальник управления образовательной политики в сфере общего, начального и среднего профессионального образования департамента образования НСО.
Олег Васильевич Паринов учитель школы N 54 г. Новосибирска.
Елена Анатольевна Ефанова директор школы N 165 г. Новосибирска.
Людмила Алексеевна Каменщикова зав. кафедрой управления образовательными учреждениями НИПКРО.
Дмитрий Алексеевич КнЯзев директор Тальменской средней школы Искитимского района.
Леонид Александрович Жуков зам. начальника управления образования администрации Искитимского района.
Наталья Васильевна Ярославцева директор гимназии N 10 г. Новосибирска, канд. пед. наук.
Вел заседание «круглого стола» доктор философских наук, профессор Олег Альбертович Донских.
Главные цели качество и доступность
О. Донских: О важности темы образования говорить не нужно. Но часто получается, что мы далеко не всегда понимаем, что в действительности происходит в области образования. Участники образовательного процесса, несмотря на то, что вроде бы задачи стоят схожие, очень сильно расходятся в понимании сути дела в частности, в том, что важнее, расходятся в определении целей многих реализуемых программ и т. д. Взять, например, Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Когда мы обсуждали введение ЕГЭ, я задал участникам вопрос, для чего он вводится, и получил шесть разных ответов по количеству участвующих. Хотя есть официальные определения целей и задач. На самом деле ситуацию не только с ЕГЭ можно оценивать неоднозначно. И сразу возникает вопрос, как реализовывать
Сегодня наша тема модернизация образования в Новосибирской области. Есть комплексный проект модернизации образования, там определено пять задач. Первый вопрос, который я хотел бы задать участникам заседания, что, с вашей точки зрения, является самым главным из того, что намечено? То, без чего все остальное просто невозможно.
Л. Каменщикова: В обсуждаемом комплексном проекте нельзя выделить одну такую цель. Их две, на которых все соединяется. Потому что, хотим мы или не хотим, ключевая фигура в образовании это педагог. Без педагога нет образования. Естественно, необходимо повышать заработную плату учителя. Экономическая составляющая, конечно, главная для этого процесса, но если бы мы пошли только по пути повышения заработной платы, мы смогли бы принять любую концепцию, предлагаемую модернизацией. Вторая составляющая, которая также должна определять оплату труда учителя, это качество. Это повышение качества, это изменение качества, это соответствие качества мировым тенденциям А все остальное это инструмент, механизм.
Н. Ярославцева: Почему можно и нужно говорить о модернизации образования Новосибирской области? Первое. Один маленький пример: каждый день в мой кабинет входят люди, приезжающие из Кемерова, Омска, и когда мы спрашиваем о том, что их сюда привело, они говорят о малой ценности образования там, где учились их дети. Второе. В Новосибирской области вообще уделяют огромное внимание образованию, поскольку это одна из составляющих комплексной программы развития области. Сейчас, к сожалению, принято говорить об образовании как об услуге. Если ставить вопрос чисто коммерчески, Новосибирская область действительно имеет определенный потенциал и может развивать эту услугу, поскольку мы имеем значительные возможности. Если нам еще и помогут с этими комплексными программами и финансированием, то мы действительно сможем продвинуться в решении таких серьезных вопросов, как финансирование образования и повышение его качества. На этом фоне и благосостояние педагогов существенно возрастет. И еще: мы можем принимать замечательные решения на любом уровне, но все равно все упрется в управление.
О. Донских: Итак, начало всего это осознание абсолютной ценности образования. Второе структура образовательного процесса и его управления, в частности.
Л. Жуков: Как управление образования, мы выделили основные моменты и этапы модернизации. Если говорить о повышении качества образования, то в сельской местности качество образования невозможно повысить без принятия комплексных мер и существенного изменения структуры. Мы несколько лет работали над этим и пришли к такому выводу. За это время был произведен полный анализ сети образовательных учреждений определили и качественный состав учителей, их возраст, и даже количество учащихся в прогнозе до 2012 года. И мы увидели, что в существующей структуре перспективы никакой нет, а при этом еще и количество детей неуклонно уменьшается. И в течение шести лет мы уже действуем в направлении модернизации. Мы составили образ будущей системы и постепенно, шаг за шагом реструктурируем образовательную систему. Обозначили базовые школы, обозначили образ новой «базовой» системы. То есть некоторые маленькие школы упраздняются и объединяются в базовые школы, которые могут реально обеспечить качественное образование. Но здесь должны быть решены вопросы не только непосредственно со школами, но это и дороги, и транспорт: каждый школьник должен быть привезен в базовую школу и обратно домой Основная цель всей работы повышение качества образования.
О. Паринов: Как определить качество образования? Здесь поможет только внешняя экспертиза, насколько оптимально и как работают учебные учреждения. В последнее время основным вопросом было введение ЕГЭ в школах. Но вопрос в действительности шире. Вторая составляющая открытость образования, открытость во всем. Здесь и общественные организации, и организации родителей учащихся. Необходимо, чтобы с учебными программами и планами мог ознакомиться каждый.
Е. Ефанова: В программе модернизации действительно многое учтено. Но не прописана роль учителя. Учитель от всего этого ждет только повышения зарплаты по большому счету. Но он должен понимать, что зарплата может следовать только за эффективностью работы. Платить можно больше тому, кто эффективнее работает. А учитель обыкновенной школы чего ждет? Он считает, что и так хорошо работает, значит, ждет меньше нагрузки и больше зарплаты. А получается наоборот. Все это нужно объяснить учителям. Это самая большая проблема.
А. Головнин: Главная цель модернизации в принципе сформулирована в Законе об образовании это доступное и качественное образование. Вот ключевые позиции, они определяют все остальное. Каждый ребенок должен иметь эту возможность получить хорошее образование, иначе перспективы нашей области и страны в целом оказываются весьма неопределенными. Понятно, почему это необходимо, это конкурентная среда, в которой находится страна, Новосибирская область, каждый ребенок, когда он вступает во взрослую жизнь. Доступность. Здесь можно развивать очень интересную социальную тему. В Новосибирской области есть школы, в которых учится
Л. Каменщикова: Вот еще ситуация. Ребенок заканчивает девятый класс. Кто определяет его дальнейшую судьбу? Учительница, которая не хочет его дальше учить? Но это несправедливо. Школьное образование предусмотрено Конституцией. Когда мы говорим о доступности образования, мы говорим не просто о доступности обучения. Мы говорим о праве на образовательные, социальные ресурсы, на культуру. Концепция заключается в доступности для каждого ребенка именно качественного образования, возможностях выбирать и правильно расставлять приоритеты, о его готовности обучаться дальше.
О. Донских: Мы можем сколько угодно говорить о качестве образования, но в любом случае все сводится к ситуации «учитель ученики». И качество образования -это то, что учащиеся получают от своего учителя на уроке. Поэтому я уточнил бы вопрос: как те административные меры, которые принимаются в области образования, положительно определяют ситуацию урока?
Д. Князев: Чтобы те цели, которые мы ставим, были достигнуты, необходимо эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В то же время школы находятся в разном положении, даже чисто географически. Но дети от этого не должны страдать. Основная проблема в том, что как бы мы ни пытались, не сделаешь так, чтобы хороший, умный и квалифицированный педагог поехал
Как измерить качество?
Н. Ярославцева: Я проучилась девять классов в средней школе далекого рудничного поселка, где у меня были прекрасные учителя, шикарные кабинеты (до сих пор не могу у себя в школе такие создать). Потому что на руднике был хозяин. Я приехала оттуда и спокойно поступила в НГУ. И есть еще один аспект доступности. В нашем городе и в области никто так и не решился выяснить, как, каким образом создать для талантливых детей, которые хотят учить языки, возможность их изучать в школе, а не платить за это обучение «Инотексту»
О. Донских: Говоря о качестве, мы подразумеваем нечто всем понятное. Но ведь оценка качества опирается на определенные критерии, и это тем более важно, что они теперь будут определять зарплату. Отсюда и вопрос что является критериями качества? Например, мы говорим об учителе, что он воспитал у ребят любовь к литературе. Это критерий? Конечно. Но как его измерить? Каким образом они, эти критерии, будут работать? Что можно законно требовать от учителя? Нельзя же требовать любви к детям.
Сказано
«Всё движется к тому, чтобы люди понимали, что нельзя платить одинаково разным людям
«Открытость это принцип, который надо выращивать»
«Мы всегда считали, что по жизни школа за всё отвечает, за весь мир, а мы должны научиться выполнять свою профессиональную задачу»
«Каждый будет знать, за что он получает и платит деньги»
«Есть даже такое звание почетный родитель»
О. Паринов: Для меня главное комфорт ученика и его желание идти к этому учителю на урок. Оценить это можно с помощью различных опросов, наблюдений, усиления работы психологов в школе Самое главное для ребенка желание идти в школу. Если ребенок не захочет, то ни о каком качестве мы дальше уже говорить в принципе не можем. И насчет внешней оценки. ЕГЭ, например, при всех его недостатках, дает такую объективную внешнюю оценку. Если ученики одного учителя получили по 90 баллов, можно ему сразу давать звание заслуженного. Это показатель качества.
Л. Каменщикова: Но желание идти в школу
Н. Ярославцева: Неоспоримый критерий оценки школы это когда
Л. Каменщикова: В концепции модернизации в первом разделе речь идет о новой образовательной политике России. И прописано, что это такое, учитывая мировые тенденции. Одно из положений нас всегда шокирует необходимо формировать современное мышление у молодого поколения. Педагоги спрашивают а кто это должен делать? Они? Но ведь они представляют не то поколение. Кроме того, часто известные критерии стараются подогнать
А. Головнин: Соглашусь со всеми выступающими в том, что это проблема крайне сложная.
Н. Ярославцева: Вопрос: что делать с ребенком, совершившим правонарушение? Дело в том, что при такой системе ребенок с правонарушением будет всегда из школы выталкиваться. А может быть, нужно балл добавлять школе за то, что ребенка в школе оставили и продолжают с ним работать? Если школа для ребенка, то и критерии должны быть про ребенка.
О. Донских: Вопрос такой: допустим, учителям будет объяснено, кто будет получать теперь больше, а кто меньше. Снимутся ли проблемы в школе в этом смысле?
Е. Ефанова: Опять же учитель учителю рознь.
А. Головнин: Необходимо учитывать, что сама психология учителя выстроена таким образом, что для любого учителя очень важно общественное мнение коллеги, ребенка, администратора И это всегда будет болезненно. Надо различать две вещи понимать и соглашаться. Ключевое, что мы можем сейчас сделать, о чем и говорит собственно модернизация, дать учителю понимание, за что он будет получать именно эти деньги. Для этого как раз все эти правила и положения, требование публичного доклада, сайт школы. Человек, во всяком случае, начинает понимать, что и почему. А другое дело соглашается он с этим или нет. Механизм должен быть прозрачен.
Д. Князев: Я двадцать лет назад работал на заводе им. Чкалова. Тогда ставили оценки за работу. И я обратил внимание, что наш начальник очень опытный и умный человек ставил всем единицы. Занимался уравниловкой. И, как я понимаю, у него задолго до того, как я туда пришел, была эта проблема один работает много, другой мало. Возмущаются: почему все получают одинаково. Внедрили новую систему. Она продержалась недолго, и вернулись к прежней. Если говорить о критериях, то они,
Родитель в школе
О. Паринов: Да, здесь ключевое звено это открытость. Все должны видеть и понимать. Если этого не будет, то люди этого этого не примут. Возникнут группировки и среди учителей, и среди родителей, начнется борьба, и все потеряет смысл.
Л. Жуков: Надо сказать, что здесь и начинается настоящая конкуренция. Вот есть школа в селе, расчитанная на 400 ребят, а учатся в школе 190. А что получится, если будет работать принцип, что деньги идут за учеником? Тогда ученик сможет реально выбирать учиться ли ему в селе или ездить
Д. Князев: Здесь есть проблема. Возьмем, например, родительскую общественность. Я знаю всех родителей нашего села. Я дам процентов 90 гарантии, что только небольшая часть родителей будет
Л. Каменщикова: Но в любом случае это родители ваших детей. И они обсуждают так или иначе то, что происходит в школе. И все равно открытость это принцип, который надо выращивать.
А. Головнин: Несомненно, проблема очень серьезная, и с оттоком детей в город, и с мнением родителей. Думается все же, что школа не должна брать на себя такую уж огромную социальную роль. Школа в любом случае часть системы. У нас есть рабочий поселок Линево, где четыре школы.
Л. Каменщикова: Мы были в Зеленогорске, и там директор школы рассказывал, что у него есть шесть степеней поощрения родителей. Есть даже такое звание почетный родитель это тот, кто много делает для школы.
Д. Князев: Я говорю о некоторых фактах. Хорошая школа сейчас работает на город. Это факт. Поэтому в связи с тем, что меняется система, должна меняться школа. В связи с тем, что пришла новая техника в село, мы заключили договор, по которому мы готовим ребят к работе на этой технике, не только учеников наших, но и выпускники были в этой группе. Обучили 15 детей. Сейчас двое из них уже работают. Хочется еще сказать по поводу
Н. Ярославцева: Здесь много эмоций. Мы всегда считали, что по жизни школа за все отвечает, за весь мир, а мы должны научиться выполнять свою профессиональную задачу. Вы знаете, с чем я сейчас сталкиваюсь? Ко мне приходят новые педагоги, они смотрят в контракты и говорят: у меня это не прописано в контракте, я этого делать не буду. У них другая психология. Они уже живут в рынке. В этом смысле надо сохранить те ценности, которые у нас есть, но важно понимать, что мы никуда не уйдем от формализма. Мы будем в школе работать с заказом. Один пример: Англия, провинциальный городишко, не Лондон, несколько школ в этом местечке. Идет заседание совета попечителей. Четыре директора рассказывают о том, что им надо. А в совете сидят пожарный, одна
А. Головнин: Главная цель проекта дать ребенку качественное образование. Нам очень нужна обратная связь. Сейчас действует сайт управления образования. Мы готовы получать все вопросы и отвечать на них.
Е. Ефанова: Я думаю, что учителя, руководители, родители все начинают понимать, что общество изменилось, а образование пришло из прошлого века, и пришло время ему меняться. И когда это понимание станет всеобщим, все пойдет легче. Потому что пойдет снизу.
О. Донских: Спасибо всем за заинтересованное обсуждение! Возникает такое ощущение, что школа сейчас действительно переживает серьезнейшую трансформацию. Если то, что здесь обсуждалось, станет реальностью, то через несколько лет это будет другая школа. Но для этого необходимо изменение ценностей, ценностных установок. Как говорили древние киники, нужно перечеканить монету. Как учителям, так и родителям. Все общество должно не просто почувствовать ответственность за образование, но каждый может определить свою вполне конструктивную роль.