Новосибирск 4 °C

Мы с тобой с одной барахолки!

15.09.2007 00:00:00

День календаря: 15 лет назад «обрушился» фунт стерлингов

Фото Сергея ПЕРМИНА

Вы ведь тоже сейчас сразу вспомнили 1998 год, когда у нас одновременно грянули и дефолт, и девальвация?

Тогда в стране вообще и в каждом из граждан, в частности, сразу стало пусто. В магазинах, кошельках, желудках. А главное — в душе. Казалось, что уже ничего никогда не изменится. Так и будем получать заработную плату продукцией (там, где производство еще дышало) и есть то, чем запаслись бережливые бабушки. И лишь базарчики с барахолкой жили своей жизнью. На них еще можно было что-то купить, что-то обменять, и весь этот ужас был началом того, что сегодня называется рыночными отношениями.

С тех пор жизнь изменилась. И барахолка внешне меняется, стремясь к большей цивилизованности. Но суть ее — удивительное дело! — осталась прежней…

О философии охотника вещевого рынка

Относительность понятий качества и цены легко и быстро понимаешь на барахолке. Первое ощущение — весь товар здесь редкостная гадость, и ты его ни за что не купишь!

Но вняв советам — «Постирать!», «Поносить!», «Само сядет!» — застыдившись упрека «А у вас нестандартная фигура!» и услышав неопровержимое: «Все это покупают!», наконец, «проникаешь» в истинную суть жизни.

То, что два года назад было самый «писк», сегодня вместо 500 рублей стоит 25. И кого волнует, что даже заменитель кожи на этой сумке стоит сегодня в десять раз дороже? Лишь бы купили за 25!

А то, что сегодня продается за полторы тысячи рублей, вне всяких сомнений, в следующем сезоне будет стоить все те же 25. И стоит ли волноваться из-за цвета, качества, фасона в мире, где главное — быть просто прикрытым от дождя и непогоды? Ведь красота — это ценность одного сезона. Через год в цене будет что-то иное.

Как правило, на волне такого умиротворения твой взгляд вдруг падает на вещь, которую вот только вчера видел в дорогом магазине по цене в три-пять раз дороже. Не веря своим глазам, подходишь ближе, понимаешь, что за эти деньги надо срочно покупать, и… превращаешься в городского охотника-профессионала за главной дичью городских джунглей — товаром!

Именно после таких приобретений самый спокойный горожанин вдруг превращается в азартнейшего покупателя, передвигающегося по торговым рядам легким аллюром борзой собаки, высматривающего, вынюхивающего и запоминающего абсолютно все мало-мальски интересные контейнеры, прилавки и товары для того, чтобы найти и подстрелить нужную для семьи обувь, одежду, шапки, пояса и носки…

После чего устало, с тихой гордостью неся эту свою добычу в рюкзаке за спиной (одновременно с сэкономленной в заповедных, известных только ему, барахольных местах месячной зарплатой), горожанин преисполняется редкостным по силе чувством удовлетворения.

Понятно, что свои секреты и охотничьи угодья не откроет ни один серьезный охотник. В конце концов, даже для того, чтобы составить карту барахольной местности, нужно завести много нужных знакомств, затратить массу физических сил и умственных усилий. Но и самое общее представление может помочь новичку в ней сориентироваться.

Укрепление сердечной мышцы и экономия денег

На самом деле, и что бы о ней ни говорили, барахолка — райское место! Это покупка нужных и точно таких же, как в магазине, вещей сразу в одном месте, но в 2–2,5 раза дешевле, чем в магазине. Причем одновременно с возможностью получить хорошую физическую нагрузку. Причем без всяких глупостей, как в тренажерном зале, в виде почасовой оплаты!

Физическая тренировка начинается с момента посадки в автобус и пережидания в нем 3–4 пробок, понятно, держась зубами за воздух, потому что в нынешних автобусах до поручней не добраться. Ваши занятия спортом продолжатся, когда вы легкой поступью будете преодолевать километры барахольных рядов. А закончатся посадкой в автобус, потому что ведь надо еще суметь вернуться домой…

Помимо достаточно простой задачи вхождения в тесный автобусный салон, есть более сложная. Это — выдержать автобусный дух. Собственно, нигде, как в автобусе, следующем с барахолки, не понимаешь столь хорошо, что слово «сдохнуть» имеет прямое отношение к тому, чем ты дышишь.

То ли дезодоранты стали делать тут же, на барахолке, то ли среди сильных посетителей барахолки дезодоранты не в моде, но запах, исходящий от тел, возвращающихся с вещевого рынка, спутать с ароматом роз (или воздуха) вы не сможете. Но с ног он сшибает мгновенно и верно.

Типы продавцов

Необходимо знать, что на барахолке четыре вида продавцов. Первый — те самые, давно известные всем нам лица нерусской и некитайской национальности в возрасте. По всей видимости, хозяева торговых точек. С ними легко договориться, они легко соглашаются сбросить цену.

Вторая категория — все те же смуглые и черноглазые, но уже молодые люди. Эти — хуже всех. Цены высокие, потому что, как они высокомерно утверждают: «Товар самый модный и качественный!»

С надсадным терпением они пережидают примерку вещей покупателями. А услышав из уст покупателя волшебное слово: «Нам бы подешевле!», брезгливо отворачиваются и, глядя вдаль, оскорбленно роняют: «У меня такого нет!»

Вообще, пребывание на барахолке убеждает: появился новый национальный подвид смуглокожих и кареглазых мужчин-продавцов с Востока. На них не действуют ни мужская солидарность, ни женское обаяние. Цена товара ими назначается в зависимости от производственной необходимости. Поход с друзьями в пивбар, грядущий день рождения любимого дяди и 50 рублей, не хвативших вчера на покупку самсы для любимой девушки, — все это явно проходит перед внутренним взором продавца, думающего, сколько денег ему с вас запросить. Потом, окинув вас задумчивым взглядом и примерно оценив финансовые возможности, он произносит эту цифру, столь же далекую от реальности, как земля от солнца.

Скажу честно, восточный продавец, отказывающийся торговаться и не кричащий вслед каждой девушке: «Эй, красавица, постой!», тем более не делающий ей скидок (вне зависимости от их внешнего вида и возраста), просто пугает. Ощущаешь себя не в своей тарелке, понимая, что с миром что-то произошло и установленный в нем тысячевековой порядок рухнул.

У русских продавцов-мужчин цены, как в магазине, товар (по их словам) — очень качественный, выбор очень маленький. Они тоже очень удивляются, когда слышат слово «подешевле».

Женщины-продавцы делятся на высокопрофессиональных и никаких. Высокопрофессиональная продавщица (честно говоря, встреча с ней настолько большая редкость, что не стоило бы и говорить) безошибочно точно оценит вашу фигуру, особенности сложения и пристрастия, предложив именно то, что вам нужно и что вы будете носить с удовольствием много лет. Торговаться с ней бессмысленно, а вот зазубрить навсегда ее место, для того чтобы потом приходить и приводить друзей, необходимо.

Со второй категорией знакомы все, и говорить о ней нет смысла.

Важно!

На барахолку надо надевать старый спортивный костюм с большими надежными карманами, освобождающими руки, и удобную обувь. Причем не только для того, чтобы спокойно отстоять в набитом автобусе все пробки по дороге туда и обратно, но и чтобы отдавить побольше ног, пробираясь к киоску дешевых товаров. Свободные руки нужны для той же цели — интенсивной работы локтями перед киоском с низкими ценами.

Если вы едете покупать обувь, обязательно наденьте носки. Иначе вам придется мерить обувь в полиэтиленовом пакете. Продавцы наших бывших братских республик явно уверены, что пакеты, в которых обувь укладывается в коробку, созданы именно для этой цели.

О связи цены и ценности

На барахолке в ходу другие человеческие ценности. Голый мужчина, как и голая женщина, не обратят на себя в торговых рядах никакого внимания. Особенно, если они что-то меряют, например, штаны. Лишь бы не стояли в проходе!

Дефилируя по барахольным рядам в поисках джинсов для сына, мы, похоже, навечно запомнили цвет и фасон полупрозрачных трусиков девушки, также занимающейся поисками джинсовых штанов, только в соседнем ряду. Кажется, лишь через час мы сумели совместить лицо и фигуру очень милой и прилично одетой девушки, идущей параллельным нам курсом, с наиболее запомнившейся нам деталью ее туалета. Надо полагать, она тоже наизусть вызубрила цвет и покрой боксеров моего сына.

Единственная возможность привлечь к себе внимание на барахолке — это крупно написать на груди — 100 рублей. Увидев эти цифры, в сущности, неважно, за какие вещи, покупатель останавливается и произносит: «Мне пять штук!» Отойдя на несколько шагов и подумав, он возвращается и покупает еще столько же.

Ведь человеческую суть любой завсегдатай барахолки определит с первого взгляда и легко. Джинсы у тебя — за 300, толстовка — за 250, носки стоят пять. И что еще можно добавить к этому сокровеннейшему пониманию человека?

150 лет назад Киплингом была придумана формула братства:

— Мы с тобой одной крови, ты и я!

В наше время, чтобы добиться тех же самых чувств, достаточно произнести:

— Мы с тобой с одной барахолки!

Вопрос, конечно, интересный…

Привыкли ли вы к рыночным отношениям?

Ирина Светлова, 27 лет, менеджер:
— Конечно, привыкла. А чего к ним привыкать? Рыночные отношения существовали с тех пор, как первые люди, жившие в общинах, стали обмениваться добычей. Они всегда были и будут. Так что не вижу смысла к ним «привыкать». Так что, я думаю, мы будем покупать и продавать, пока живы.

Игорь Смирнитский, 35 лет:
— Я считаю, что рыночные отношения — самые естественные из всех других. Кто-то продает, кто-то покупает. Мы обмениваем еду, вещи на разноцветные бумажки, которые нам дают за труд. Все очень естественно, хотя смешновато звучит в моей интерпретации. Даже обезьяны, и те меняют бананы на кокосы и в обратную сторону. Каждый старается получить выгоду. И каждый старается отследить справедливость. Одним словом, рыночные отношения будут существовать, пока существует человечество.

Лариса Маркеева, 24 года, студентка:
— Последний десяток лет это стало уже зашкаливать. Ничего не делается бесплатно. Сразу вспоминается сюжет из «Ералаша» про то, как бригада «тимуровцев» вскопала бабушке огород, покрасила забор, а потом предъявила счет за все содеянное. А потом еще и за первую медицинскую помощь, ибо бабушка, не ожидавшая такого расклада, лишилась чувств. Это была шутка. Но сейчас такое встречается практически на каждом шагу: платить надо за все. Даже уже за свое существование надо платить.

Как это исправить, я не знаю. Но знаю, что если будет продолжаться в том же духе, все мы скоро вымрем.

Анна Файбисевич, 29 лет, художник:
— Ах, если бы кто-нибудь добрый рассказал мне, что это такое! Рыночные отношения — это когда все друг другу всё продают и все всё покупают, да? Но ведь так было всегда. История как раз и строилась на купле-продаже. Или я опять чего-то не понимаю? Я могу ошибаться, ведь разбираюсь в экономике не больше, чем курица в ядерной физике.

Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: