С 7 по 13 сентября в нашем городе проходил Десятый фестиваль документального кино «Встречи в Сибири».
Оптимизм в кадре и за кадром
Открылся фестиваль показом документального фильма именитого Эмира Кустурицы. Этот фильм был снят в 2001 году и посвящен творчеству
Многие фильмы представляли на фестивале сами режиссеры. Жанна Берту привезла свой фильм «Вне времени» из Швейцарии. На фестивале ей достался главный приз «Большой кофр». Замысел фильма очень интересен. В Швейцарии, казалось бы благополучной стране, существует большая безработица. Но есть один способ, при котором трудоустройство обеспечивается практически стопроцентно. Это пожить и поработать полгода в России. С чем, собственно, и приехали герои ее фильма. Когда зрители впервые услышали о таком проекте из уст самой Жанны, дружный смех был лучшим комментарием. Наша родина глазами иностранцев: водка, баня, борщ, лица кавказской национальности на продуктовых рынках, обсчитывающие покупателей, и проч. Однако картина отнюдь не унылая, а с долей оптимизма. Странное дело: российские кинематографисты порой видят свою страну в куда более темных тонах.
Другим почетным гостем фестиваля стал американский режиссер Алан Хейм, обладатель премии «Оскар» за монтаж фильма «Весь этот джаз». Он представлял ленту «На острие прогресса: магия монтажа кино» в качестве продюсера картины. Впечатлений от России у него масса:
Больше всего мне понравился у вас Академгородок. Меня очень тепло встретили, я не ожидал такого приема.
Трое молодых венгров приехали в Новосбирск, оказывается, не только чтобы показать три своих короткометражных фильма, но и снять несколько сюжетов о Ленине. На церемонии закрытия они показали фотографии с площади Ленина и общие планы нашего города. Кадры с памятником им очень пригодились.
Российских «кинознаменитостей» было больше: Владимир Козлов, Раиса Ерназарова, Алексей Федорченко и сама Элла Давлетшина, генеральный директор фестиваля.
Некоторые фильмы имели отношение непосредственно к Новосибирску. Питерский режиссер Наталья Малашина сняла фильм «Случай в городе Н.», где напомнила старожилам и удивила молодых историей двадцатилетней давности. Летчик Валентин Привалов, приехав с товарищами из Канска для показательных выступлений, влюбился в наш мост. И не смог удержаться, чтобы не пролететь под ним. В фильме приведены воспоминания очевидцев: история обросла слухами и превратилась чуть ли не в легенду, поставив под вопрос существование самого события. Некоторые утверждали, что летчик пролетел под железнодорожным мостом, другие под двумя сразу, и не один раз,
Что, это подвиг разве? звучит с экрана интервью того самого
Правда, за такое ребячество начальство чуть не лишило аса летной карьеры.
Что объединяет народы
В день закрытия показывали фильмы только новосибирских режиссеров. В картине Марии Халиной «Под луной» новосибирцы не могли не узнать наши местные достопримечательности: мост и зоопарк. О традициях, местных достопримечательностях и особенностях быта жителей Карасукского района рассказал и Юрий Шиллер в фильме «Карасук». Кино снято в стиле «Вот моя деревня, вот мой дом родной» старожилы говорят о прошлом района, показывают границу с Казахстаном тоже своеобразную достопримечательность.
Самой популярной темой была, конечно, жизнь и быт местных жителей. Кроме Юрия Шиллера, об этом рассказали Наталья Малашина (фильм «Затерянные в горах» о семье шорцев), и Мира Эрдевичка («Севдах: мост, который будет жить» ), и Раиса Ерназарова («Возвращение к Анге» о жизни ульчской шаманки), и ряд других.
В традиционной фестивальной рубрике «Театральный сеанс» была сделана попытка некоторые театральные шедевры увековечить, сняв спектакли на видео. В «Снах Гамлета» Эллы Давлетшиной прозвучал знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть» и попытки актера вжиться в эту роль. Монолог прозвучал за весь фильм, наверное, раз пять, и каждый раз с новой интерпретацией.
Неоднозначное впечатление у зрителей оставил фильм «Моя страна, моя страна» американского режиссера Лоры Пойтрас, повествующий о выборах в Иране. Лицо Буша не сходило с экранов, в кадре то и дело слышались новостные сводки, взрывы, всюду виден был страх и покорность местного населения. В общем, для Америки самая актуальная тема. Другим фильмом с «политическим» уклоном был «Севдах: мост, который будет жить», о войне в Югославии, разрушившей страну и разъединившей нации. Теперь только музыка объединяет народы.
Фильмы разных стран и на разных языках. Поэтому возникали трудности с переводом. Подчас не было даже субтитров на русском языке, поэтому три или четыре фильма переводчик переводил «с листа», за что ему отдельное спасибо. Переводить с английского на русский, читая субтитры с экрана в течение
Тем не менее показ всех фильмов прошел с аншлагом (на многих сеансах зрители даже стояли вдоль рядов) и бурными овациями. После сеансов разгорались ожесточенные дискуссии с режиссерами, в результате просмотры затягивались, а сеансы начинались позже положенного. Элла Давлетшина, генеральный директор фестиваля, призналась, что давно такого не было.
Одной из целей фестиваля, по словам организаторов, является «формирование в Сибири творческого сообщества, открытого для культурных контактов на международном уровне и способного создавать и развивать новые формы в искусстве». Кажется, учитывая аншлаги и бурные обсуждения, эта цель вполне осуществима.