Новосибирск 7.7 °C

Без политики, бизнеса и гламура…

26.09.2007 00:00:00

В Белом зале кинотеатра им. Маяковского состоялась презентация московского проекта, журнала социально-гуманитарной направленности «Русская жизнь»

Среди тех, кто представлял издание, были главный редактор журнала Дмитрий Ольшанский и издатель Екатерина Мень. Был обещан также обозреватель «РЖ» Дмитрий Быков — лауреат премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», поэт, писатель, телеведущий. Но он, к сожалению, приехать не смог.

О чем издание?

«Русская жизнь» ставит перед собой достаточно амбициозную задачу — воскресить лучшие традиции русской журналистики, вернуть в журналистику литературу.

Один из принципов русской литературы, как известно, строится на сочетании fiction и documentary, что в современной нашей журналистике практически никогда не смешивается. За fiction в ней отвечают гламур и желтая пресса. А за documentary -многочисленные ежедневники и еженедельники, создающие и комментирующие поток новостей. Однако:

— Читатель устал от многочисленных бизнес-журналов, — как полагает главный редактор «РЖ», — хотя сам я хорошо к ним отношусь и пришел из журнала «Эксперт». Устал он и от бесчисленных публикаций о шопинге, элитном отдыхе в Куршавеле и тайной жизни звезд. Читатель сегодня желает чего-нибудь иного, что не входит в этот непритязательный набор. Он хочет показа жизни не как парада звезд, а как существования обычных людей — старушек, бедных, умных, сложных, странных… И это тем более актуально, что в сегодняшней России нет того количества бизнеса и роскоши, о котором сейчас идет речь в 90% всех выходящих журнальных изданий.

Возвращать литературу в журналистику «Русская жизнь» намерена в ее нынешнем — полуигривом, полудокументальном обличии. Журнал появился на российском медиарынке чуть менее года назад. Это 112-полосное издание, которое выходит два раза в месяц. Именно такая периодичность, полагают в журнале, наиболее оптимальна, «поскольку позволяет обратиться к событию, когда оно не стерлось, но отодвинулось, его уже можно разглядеть и еще хочется разглядывать».

На первый план в издании выдвигается автор (журнал строится по принципу авторских рубрик). Автор, соответственно, должен мыслить нестандартно, быть предельно эрудированным, владеть материалом на концептуальном уровне и обладать хорошим стилем.

В каждом номере обязательно заявляется «тема номера», которая выносится на обложку. Из тех выпусков журнала, которые довелось держать в руках, это были номера, привязанные к официальным датам (причем обычные темы разыгрывались очень неожиданно), и выпуски, посвященные событиям, не входящим в официозную повестку дня, — Первой мировой войне, земельным вопросам, коммерции, 37-му году…

Для кого?

Сегодняшнее книгоиздание, как известно, нацелено вовсе не на книжника, шоу-бизнес — отнюдь не на меломана, а киноиндустрия — не на притязательного зрителя. Принято считать, что интеллектуальный читатель (слушатель, зритель) как потребитель сегодня несостоятелен. А выпускать продукт заведомо убыточный мало кому интересно. «Русская жизнь» позиционирует себя как издание, ориентированное на людей думающих. И при этом издатели намерены оспорить устоявшуюся парадигму об экономической несостоятельности интеллектуала — «восстановить в правах» ту часть интеллигенции, которая до 90-х годов существовала как движущая интеллектуальная сила общества, а позднее оказалась на обочине.

— Читатели, у которых созрел запрос на качественную прессу, предполагающую пищу для размышлений, новые смыслы и знание, — это состоявшиеся в социальном плане люди, преуспевающие в делах, творчестве, много путешествующие, опытные потребители современных благ и товаров, — полагают в журнале.

В число «людей думающих» издание включает не только учителей, сотрудников научных лабораторий и менеджеров среднего звена, но и банкиров с Рублевки, а также тех новых «буржуев», которых еще совсем недавно отличал пиджак определенного цвета.

— «Буржую» уже давно не интересен «глянец» с его бесконечными советами, куда поехать отдыхать. Он знает об этом гораздо лучше всех пишущих вместе взятых. Но современный «буржуй» имеет семью, детей, и он теперь, сознательно или подсознательно, желает иной, более духовной, жизни. И мы видим своей целью нащупать эти струнки в буржуйской душе…

Ответ скептикам и оппонентам

Большинство из тех, кто пришёл на презентацию, были настроены позитивно
Фото Сергея ПЕРМИНА

Большинство из тех, кто пришел на презентацию, были настроены позитивно. Что, в общем-то, неудивительно. Издание, действительно, достойное. И высокий уровень публикаций — не простая декларация. И, тем не менее, среди собравшихся нашлось немало скептиков и оппонентов.

Генеральный директор журнала «Сибирские огни» Владимир Берязев, в частности, отметив хорошее издание и оформление журнала и даже похвалив ряд авторов, которых «он с удовольствием опубликовал бы на страницах своего журнала», все же позволил себе усомниться, что издание непременно кинутся читать те, кому оно в первую очередь адресовано:

— Учителей и буржуев вы отпугнете своими изысками стиля, умничаньем и задиристостью. А в авторской рубрике Дмитрия Данилова «Анекдоты» у вас и вообще чернуха. Россия — она не такая, и русская жизнь у вас не вся. И вообще, надо ли возвращать журналистике литературу, если это две разные вещи?

На что редактор «РЖ» резонно заметил, что и Достоевский занимался чернухой. «И дай Бог нам с вами хотя бы на один миллиметр приблизиться к его мастерству, его умению видеть и описывать жизнь». Что же касается русской жизни, то «она всегда не такая и всегда не совсем вся». И далее рассказал поучительную личную историю:

— Когда я был маленький, то не смотрел ТВ, не играл в компьютерные игры, а ездил на велосипеде к ларьку и покупал там газеты и журналы, наиболее интересные из тогда выходящих. И я надеюсь, что будет другой мальчик, в другом месте, который тоже будет читать. И сам процесс возрождения любви к чтению заслуживает того, чтобы ломались копья.

Скептиков, присутствующих в зале, в свою очередь занимало, как долго журнал собирается сохранять свою «девственную невинность». Время от времени компании единомышленников, собравшись вместе, полагают выпускать чудесные издания, которые было бы интересно читать даже им самим. Но потом в журнал приходят новые журналисты со своей идеологией, меняются хозяева, начинает диктовать свои законы реклама. На этот вопрос члены редакции ответили следующее:

— Если мы испортимся, то сразу, одномоментно и навсегда. Уже по одной причине, что мы — люди отмороженные и сумасшедшие. В этом наше неоспоримое достоинство. Мы не умеем портиться постепенно, мы гнием сразу, с головы и бесповоротно.

Пока же у ребят «с головой» все в порядке. Они строго придерживаются заявленных позиций. Рубрикатор журнала — «Насущное», «Былое», «Думы», «Священство», «Лица», «Гражданство», «Мещанство», «Художества» — говорит о единстве представляемого им мира. Каждый номер является одновременно и самодостаточным, и является частью единого журналистского цикла, представляющего современную русскую жизнь.

— Мы хотим сделать журнал, который бы не листали, не рассматривали, а именно читали, причем от начала и до конца. А потом ставили бы на полку, и складывали стопкой, и отправляли на дачу, чтобы там открыть его через пять, через десять, через пятнадцать лет, как открывают читанную когда-то книгу…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: