Новосибирск 7.7 °C

Подросток: сплошные проблемы!

22.01.2001 00:00:00

 Я, конечно, живу еще сравнительно недолго. Но все же помню: когда упал «железный занавес», больше всего меня поразило то, что клубника у «них» появляется не летом, как у нас, а в любое время года, с открытием первых магазинов. И то, что на Западе совершенно не принято плакаться в жилетку своим родным и близким. На все вопросы они отвечают «O Kей!», а решать свои проблемы ходят к психоаналитикам! «Бедные, - думала я тогда, - они даже не представляют себе, какое это облегчение - прийти к подруге и выплакаться, получить колоссальную эмоциональную поддержку и кучу советов! И притом - бесплатно!»...

Друзья - это, конечно, хорошо, даже здорово. Только вот, оказывается, существуют в нашей жизни такие проблемы, справиться с которыми даже с помощью дружеских советов очень и очень тяжело, прямо-таки невозможно... Но что делать, если тебе, скажем, 12-15 лет, и кругом одни проблемы, а взрослые... Что взрослые? Они как будто никогда и детьми-то не были, где уж им понять да помочь...

У вашего ребенка неприятности в школе? Можно, конечно, сказать ему «мне бы твои проблемы...» и махнуть рукой. Но кто знает, не выльется ли, например, неумение заводить друзей и знакомых во что-то более страшное, непоправимое, то, что может искалечить всю жизнь? Тут, увы, никакие друзья-товарищи не помогут. Лучше всего в подобных ситуациях обращаться к специалистам.

«Ювентус» - муниципальный консультативно-диагностический центр для подростков. В нем есть отделение медико-социальной реабилитации и профилактики - его сотрудники как раз и призваны помогать подрастающему поколению в решении их проблем. Прерогативными направлениями деятельности «Ювентуса» считается реабилитация подростков, заразившихся инфекциями, передающимися половым путем (далее - ИППП), или подвергнувшихся сексуальному насилию. Конечно же, в центре работают опытные психологи и психотерапевты - специалисты, которые помогут решить практически любые психологические проблемы, в том числе и коммуникативные.

Равный поможет равному!

 Кроме опытных взрослых специалистов, в центре работает еще и группа ребят в программе «равный поможет равному». Эти ребята (как правило, учащиеся последних классов школы и первых курсов вузов) проходят, естественно, соответствующую подготовку, получая знания по различным темам, в том числе и по основам гигиены пола, и по профилактике фармакологических зависимостей. А затем эти ребята-волонтеры передают свои знания ровесникам. Этот метод признан во всем мире: считается, что подросток наиболее восприимчив к информации, которая исходит от сверстника. И, согласитесь, очень важно, чтобы этот сверстник мог грамотно и адекватно рассказать обо всем, что волнует собеседника, а не рассказывал всякие байки и небылицы типа «я знаю одного мужика, который десять лет сидел на героине и ничего, не умер, а вовсе даже и бросил»... У этой программы есть оборотная, но не менее важная сторона. Известно, что наибольший потенциальный риск с точки зрения вовлечения в проблему наркомании представляют учащиеся выпускных классов и студенты первых-вторых курсов вузов и среднеспециальных учебных заведений. То есть как раз те, кто и работает в программе «равный поможет равному». Но, как мне кажется, эти ребята застрахованы от подобной проблемы - во-первых, потому, что обладают полной информацией о наркотиках и наркозависимости. А во-вторых, потому, что всю свою энергию, которую большинству остальных подростков попросту девать некуда (вот некоторые и «девают» в наркотики), они тратят на данную программу.

Что такое социальная реабилитация?

 Отделение «Ювентуса» называется подростковым центром медико-социальной реабилитации и профилактики. Что такое медицинская реабилитация, я могу себе представить.

- А что такое социальная реабилитация? - адресую я свой вопрос Елене Владимировне Зайцевой, психологу центра. - И разве подростки нуждаются в ней?

- Безусловно, нуждаются. Вот, например, к нам приходят девушки - пациентки венерологов. С ними, конечно, уже недостаточно просто провести работу по первичной профилактике половых инфекций. Им необходима реабилитация именно социальная - сам факт заражения является очень болезненным, и это отражается во всех сферах жизни - в том числе и на взаимоотношениях с родителями, друзьями, противоположным полом. Наша задача в данной ситуации - помочь девушке разобраться с определением мотиваций: почему она начала жить половой жизнью, почему именно с этим человеком, почему не было безопасного секса и так далее.

Вообще, не надо понимать под социальной реабилитацией реабилитацию какой-то определенной группы людей (например, тех, кто подвергся насилию, прошел через аборт или заболел ИППП). Понимаете, особенность подростка состоит в том, что ему необходимо общаться с лидерами. Это, конечно, получается далеко не у всех. Отсюда и начинаются стрессы, ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями... То есть под социальной реабилитацией мы понимаем оказание реальной помощи подросткам: «стань адекватным в своей среде».

Зри в корень

 - Неужели подросток не может получить это в семье?

- К сожалению, многие из родителей сами не умеют быть адекватными. Причем не надо считать, что это проблема касается только людей из социально неблагополучных слоев общества, нет. Проблемы социальной адаптации касаются всех - и так называемых «новых русских» в том числе. Вообще, если у ребенка возникают какие-то проблемы, то корни, причину, как правило, нужно искать в семье. По нашим данным, приблизительно в 90 процентах семей нет взаимопонимания и взаимодоверия, не создан такой тип воспитания, при котором ребенок чувствует себя одновременно и нужным, и самостоятельным. Для большинства родителей характерны два неверных типа воспитания.

- Какие?

- Во-первых, это гиперопека. То есть жесткий контроль со стороны родителей, полное игнорирование того, что ребенок хочет быть самостоятельным: «я лучше тебя знаю, что тебе нужно, а твоего мнения никто и не спрашивал!» Такой контроль отталкивает подростка, он начинает искать выхода из-под гнета, причем «выход» может быть найден и в наркотиках, и в каких-то правонарушениях.

Во-вторых, гипоопека, когда, наоборот, родители практически совсем не смотрят за ребенком, не интересуются его личной жизнью, его внутренним миром. Такой тип воспитания чреват тем, что ребенок чувствует себя ненужным. Ну а что может подросток сделать, чтобы привлечь к себе внимание, в том числе и собственных родителей, думаю, можно оставить и без комментариев.

- А важны ли в процессе социальной реабилитации подростка участие и помощь родителей?

- Безусловно. Самый неприятный момент в нашей работе - видеть, как ребенок «растет», меняется, а в семье все остается по-прежнему. Скажем так: пока родители не решат своих собственных проблем, ребенку очень сложно решить свои.

- И как часто родители соглашаются и, главное, хотят помогать?

- Почти всегда, когда мы об этом просим. И потом, ребенок практически всегда предугадывает реакцию своих родителей, так что если он говорит «нет», то мы не просим помощи. Хотелось бы сказать, что, увы, в Новосибирске и НСО не так уж и много центров, где помощь оказывалась бы именно семье - комплексно. К сожалению, и мы не исключение, ведь у нас - подростковый центр, и с родителями мы работаем во внеурочное время, по собственной доброй воле...

Урок вне расписания

 - Елена Владимировна, насколько мне известно, в вашем центре была разработана программа полового воспитания подростков...

- Нет, что вы! Половым воспитанием должны заниматься в семье, и ни школа, ни мы не должны брать на себя такие функции. Программа, которая нами разработана, называется «Основы гигиены пола, ВИЧ, СПИДа, ИППП и фармокологических зависимостей». Она рассчитана на повышение уровня знаний подростков по этим вопросам и на выработку безопасного стиля поведения, причем не только в сексе, но и в остальных сферах жизни.

- И вы считаете, что такая программа необходима?

- Да. На ее необходимость указывает многое, в том числе и то, что мы называем «болезнями поведения» - наркомания, ИППП среди подростков, которые не только не снижаются, а, наоборот, с каждым годом все увеличиваются и увеличиваются. Кроме того, наша программа поможет выработать подростку безопасный стиль поведения, научит уверено говорить «нет» - будь то «нет» наркотикам, алкоголю или сексуальным притязаниям.

- Несмотря на ее необходимость, программа до сих пор не утверждена...

- Да, к сожалению. Но тем не менее, в некоторых школах все-таки работают по нашей методике. Кстати, мы можем представить наши методические разработки и всем другим школам, если их это заинтересует.

- Мне кажется, достаточно сложно обучать по одной такой программе подростков разных возрастов - ведь, скажем, в 10 лет уровень знаний один, а в 14-15 - совершенно другой...

- Безусловно, наша программа адаптирована в соответствии с возрастами ребят. По каждому возрастному уровню дается соответствующая информация по заявленным темам, причем в разных аспектах - социальном, медицинском, психологическом, личностном.

Вообще, менталитет русского народа удивителен. Вот если у нас болят, скажем, зубы или сердце, мы и не пытаемся лечить это сами - нет, мы обращаемся к специалистам - зубному врачу или кардиологу. Но вот если болит не тело, а «мозги» или душа, мы к специалисту не идем. Причины могут быть самые разные - от «авось, само пройдет» до решения, что нас (или ребенка) «сглазили», и похода к «бабкам». Но ведь гораздо лучше обратиться к специалисту, не правда ли?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: