Мудрость древних. Солон
Сейчас любители повластвовать пытаются в преддверии выборов раскручивать спираль политической жизни, изображая борьбу мнений и преодолевая естественное равнодушие отечественного населения, в большинстве своем убежденного в том,
У меня из головы не выходит фраза школьника из сочинения: «Для молодежи политика стала на последнее место, потому что они перестали понимать политические дела«. Так не может думать человек, если он живет в демократическом обществе. Это не сознание
И мне кажется, что стоит обратиться к опыту древних, которые две с половиной тысячи лет назад придумали то, что сами же назвали
У замечательного греческого писателя Плутарха есть небольшой диалог «Пир семи мудрецов», где известнейшие мыслители обсуждают государственные проблемы. В том числе и проблему того, каким должен быть основной принцип жизни справедливого государства.
Все семь мудрецов, да еще и хозяин пира, высказывают свои мнения по этому поводу. Первым говорит известный афинский реформатор, один из создателей демократического строя Солон: «В том государстве лучше всего правление и крепче всего народовластие, где обидчика к суду и расправе привлекает не только обиженный, но и необиженный».
Да, в истинно гражданском обществе никто не может терпеть несправедливости. И если
Какое же это гражданское общество, если обижаться должен только обиженный? Да и возможно ли оно вообще в современных условиях? У тех же греков была реальная возможность и обязанность реально управлять, когда гражданина по жребию выбирали либо в члены правящего совета, либо в судьи. И отказаться он не мог, потому что был гражданином. Над афинянами можно смеяться, потому что у них в принципе управляли непрофессионалы (но при этом в Афинах расцвела одна из величайших культур в истории человечества). Но остается вопрос: что лучше правление непрофессионалов и сохранение гражданского сознания или привычка терпеть несправедливость, которая автоматически исключает возможность гражданского общества?