Они крутятся, стоя на одной руке и болтая ногами в воздухе. Прохожие смотрят на них с интересом и не более. А для них брейк нечто большее, чем просто танец
Недавно в нашем городе прошел чемпионат по брейк-дансу, оставшийся для большинства жителей, по сути, незамеченным. Только сами участники осознавали значимость происходящего для их последующего карьерного и духовного роста. А «общественная незамеченность» объясняется, вероятно, незаинтересованностью подавляющей части горожан этим проявлением хип-хоп культуры. Возможно, потому, что реклама была слишком «ненавязчивой», а возможно, событие и в самом деле не настолько значительно, чтобы овладеть умами широкой общественности. Вероятна и третья более симпатичная участникам чемпионата причина: относительная необразованность общества, не понимающего сути и места хип-хопа в общей культуре.
Брейк-данс-команда Da funky style Crew
Надя и Ушастый под такими именами они пожелали общаться с корреспондентом «ВН» представители самой крутой брейк-данс-команды нашего города Da funky style Crew. В их личном активе несколько побед на различных чемпионатах и открытие собственного хип-хоп центра. Неудивительно, что на прошедшем чемпионате они входили в состав судейской комиссии. Тема беседы сущность хип-хопа как направления, взбудоражившего умы подростков. А началась она с короткой ремарки собеседников, что СМИ, как правило, неверно освещают культуру хип-хопа. Поэтому следующие строки целиком и полностью принадлежат им.
Хип-хоп
как образ жизни
Надя. Мы не танцуем брейк-данс, мы живем хип-хопом. Это единственное наше дело, которое мы несем на протяжении всей своей жизни. Мы добиваемся успеха, достигаем своих целей. Жить в хип-хоп культуре это здорово, это позитив.
Человек, живущий хип-хопом, свободен. Вот я сейчас сижу на улице, а могу спокойно встать и начать танцевать. Я не буду бояться, что кто-то на меня посмотрит и скажет: «Что за дура, почему она здесь сейчас танцует и почему она выглядит мальчиком?» Меня эти вопросы не интересуют. Я знаю, кто я есть и чего я хочу. Я свободна в своей душе, в своих мыслях.
Ушастый. Мы в своем городе поднимаем хип-хоп культуру. Открыли свой хип-хоп центр, в котором у нас есть и граффити, и MC, и диджеинг, и брейк-данс (верхний и нижний). Мы учим людей, даем им основы культуры хип-хопа. А дальше они должны учиться сами.
Как влиться в хип-хоп
Надя. В последних классах мы прогуливали школу. Сбегали с занятий и тренировались на улице. Смотрели клипы Da Boogie Crew и из них черпали новые элементы. Кроме того, Da Boogie Crew в течение нескольких лет создавали авторские рубрики в программах «До 16 и старше», «Башня», посвященные хип-хопу в целом и брейк-дансу в частности. Каждую передачу мы записывали на кассету.
Ушастый. Танцевали на картоне, денег не было даже на оргалит. В Европе говорят, что мы сами всего добиваемся из-за нашего социального статуса. Конечно, ведь у них иной уровень жизни, поэтому у них нет стимула. А у нас есть желание чего-то добиться в жизни. Не чтобы родители купили машину, а самим заработать.
Надя. Многие выбирают следующий путь: выучиться в институте, пойти на хорошую работу и зарабатывать деньги. Мы не хотим сидеть в офисах. Это скучно. Это очень простая жизнь, простой путь, который проходят миллионы людей.
Ушастый. Образование приходит с опытом. Хип-хоп культуру простым людям сложно понять, пока они не окажутся внутри ее. Ты смотришь на танцы и видишь в них лишь трюки, а не стиль.
Надя. Это невозможно понять с первого раза. У каждого движения есть свое название, есть куча вариантов движений, есть несколько плоскостей, которые ты можешь менять. Ты можешь прыгнуть вверх, можешь опуститься вниз, побежать туда, прокрутиться ты свободен и делаешь что хочешь. Здесь нет четких правил, как в балете или хореографии «это движение делается именно так«.
Ушастый. Есть своя обширная база движений. Как ты будешь ее собирать твое дело.
Надя. Это как огромный пазл, только он собирается как хочешь. На чемпионатах все танцуют по-разному. Кто-то танцует готовыми наработками, кто-то танцует фристайл, кто-то делает маленькие элементы и сочетает их. Это зависит от личного желания, опыта и развитости.
Битва слов или битва танца
Ушастый. Рэп это баттл (от англ. battle битва) слов. Брейк-данс баттл танцевальных умений. В рэпе сражаются с помощью слов кто кого круче обзовет, подколет, какую рифму завернет. Рифма одно из главных составляющих рэпа.
Для тех, кто танцует брейк-данс, есть свои баттлы, или чемпионаты. Танцуя, мы пытаемся доказать, что мои навыки, умения лучше твоих. Русский язык не очень подходит для рэпа, лучше американский английский он более приятен для слуха. Американцы владеют интонацией, стилем речитатива. А в России сложилось мнение о том, что рэперу ни слуха, ни голоса не надо. Это не так. В рэпе есть свои ноты и своя стилистика.
О стиле одежды
Надя. Мы всегда одеваемся просто и удобно, не стремимся наряжаться. Стиль одежды для нас это самовыражение. Каждый должен одеваться так, как ему хочется, каким он себя видит. Хотя многие начинающие копируют манеру одеваться западных рэперов.
Ушастый. Некоторые рэперы надевают на себя золото и бриллианты. Это доказательство того, что они поднялись. Они вылезли из гетто и своим творчеством заработали много денег, купили маме дом и проч. И они хвастаются этим.
О возрасте
Надя. Конечно, здорово, когда ты начинаешь заниматься, когда ты молод. У тебя много сил, ты свеж, у тебя куча энергии. Однако к нам приходят люди, которые совсем уже немолоды, и им нравится. Если ты толстый это не значит, что ты не можешь танцевать. Очень важно эмоциональное состояние, что ты показываешь своим танцем. Когда ты выходишь танцевать, особенно на баттле, это твое общение с соперником. Ты ему рассказываешь свою историю под музыку, которую слышишь.
Ушастый. Есть такой человек Кен Свифт, ему под пятьдесят. И он так зажигательно танцует! У него большие гонорары. Есть Крейзи Легз, ему 41. И никакого брюха у него нет. Возраст не главное в брейк-дансе.
Возникает такое чувство, как будто тебя наполняет энергия из космоса. В танце ты должен раскрыться, выплеснуть свою энергию. Танец должен заражать.
О планах на будущее
Ушастый. Самое крутое в хип-хоп культуре это уважение. Если, к примеру, Пугачева когда-то была очень крутой примадонной, сейчас о ней мало кто вспоминает. А мы всегда уважаем тех, кто чего-то добился; мы знаем своих учителей. Наша цель сейчас чтобы нас заценили.
Надя. Я очень хочу, чтобы, когда мы приезжаем в Америку, нас узнавали. Они не знают, что в Сибири есть хип-хоп культура. На одном из чемпионатов мы общались с американцами, и они были просто шокированы нашими движениями.
Хип-хоп
появился в США в конце
1970-х в среде афроамериканцев. В нем есть своя музыка, свой жаргон, своя мода, танцевальные стили, графическое искусство и кинематограф. Направление это относительно молодое и по истории существования, и по возрасту участников. В России и, в частности, в Новосибирске
хип-хопом заинтересовались только в конце
80-х.
И вот рядом с разрисованным разноцветными баллончиками забором (граффити) под ритмичное «тыц-тыц» на картоне (а лучше оргалите) несколько мальчишек или девчонок (они же B-boy и B-girl) крутятся, стоя на одной руке и болтая ногами в воздухе (брейк-данс). MC (от англ. Master of Ceremony ведущий представления) произносит со сцены заранее сочиненные острые рифмы (рэп) и представляет диджеев. Диджеи смешивают треки, то есть плавно переходят от одной композиции к другой, и наполняют атмосферу ритмичностью и динамичностью.
Хип-хоп
не сходит с уст современной молодежи. Копируя западных звезд, подростки выходят на улицу и начинают повторять увиденные элементы. Вряд ли это можно назвать образом мысли, это скорее приятное времяпрепровождение. Рисовать баллончиком на заборе, петь о том, что ты из нищего квартала и твоя мать работает уборщицей на заводе да, это очевидно такая культура не могла пройти мимо России. Заниматься
хип-хопом не так дорого стоит, как, например, бальными танцами или фигурным катанием. Все движения и элементы
брейк-данса можно выучить практически каждому (при большом желании, разумеется), чтобы петь рэп, необязательно оканчивать консерваторию. Достаточно лишь чувствовать в себе жажду адреналина, желание самовыражения и быть свободным. Внутренне и внешне.
Однако слабо верится, что хип-хоп может претендовать на глобальность, на «смысл жизни», как заметила в начале разговора Надя. А с необходимостью ограничить личную свободу, о которой они говорили дуэтом, каждый из них столкнется сразу, когда, к примеру, встанет вопрос о создании семьи. Конечно, и за детским питанием можно будет отправляться, танцуя, но целью этой прогулки будет все-таки не танец, а именно детское питание для своего малыша.
Наши родители открывали первые дискотеки и твердо верили, что за ними дискотеками будущее, что это может быть смыслом их жизни. А их родители объединялись в ВИА и считали точно так же. Теперь абсолютное большинство из зачинателей дискотек и ВИА занимаются другим делом политикой, бизнесом, например и неплохо себя ощущают в этом пространстве. И к прежней своей привязанности относятся снисходительно, но вспоминают о ней непременно с теплотой. И они дискотеки и ВИА нисколько им не помешали достичь того, чего они достигли. А коли так, то да здравствует и хип-хоп!