6 ноября 1968 года почти сорок лет назад торжественно открыли один из самых величественных памятников Новосибирска монумент Славы
Так принято именовать его в народе. На самом же деле он называется несколько длиннее мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну
Каждый год 9 Мая здесь собираются ветераны войны, вспоминая военные годы. По праздникам у Вечного огня замирают в почётном карауле школьники. Кстати, Пост N 1 появился не сразу, а лишь спустя два года после открытия монумента.
30 апреля 1970 года бюро Новосибирского горкома ВЛКСМ постановило: «В целях улучшения
Здесь бывает многолюдно не только в праздничные дни, но и в будни. Самые частые посетители дети. «Пойдём на «огонёк», клянчат дети и тянут за руку своих мам и бабушек в сторону монумента. Не понимая значения и величия памятника, они просто любят посмотреть на огонь и бросить в чашу монету. А может, с этого незначительного эпизода и начинается патриотическое воспитание? Со временем вопросов у них становится всё больше: «А кто такие фашисты? А зачем они напали? Расскажи про войну». Наверное, это и есть Память.
Две стороны медали
Автором проекта мемориального ансамбля является известный
Памятник расположился почти на двух гектарах земли в большом сквере Славы возле кинотеатра «Металлист». Композиция монумента очень необычна. Если подниматься по одной из пяти дорожек с улицы Станиславского, то вначале видишь огромную площадь, вымощенную квадратными светлыми плитами. В одном ряду таких плит 28, каждая размером девять квадратных метров. Это площадь Торжеств, или Подвига. Она ведёт к пяти высоким десятиметровым пилонам, символизирующим пять раскрытых книг летописи войны: «Призыв», «Тыл», «Трудные испытания», «Победа», «Мир«. На них фигурные рельефы, атрибуты, строки из песен военных лет, слова наказа трудящихся Новосибирска воинам, фрагмент солдатской клятвы, выдержки из фронтовых писем.
Центральный пилон чуть выдвинут вперёд: с одной стороны на фоне языков пламени выбиты даты
А на обратной стороне пилонов монумента Славы 30 тысяч фамилий жителей Новосибирской области, погибших на фронтах войны. Тогда это было
Самое интересное, что никто не знал точно, сколько человек погибло. Говорили,
У подножия скульптуры Скорбящей Матери в круглой чаше был зажжён Вечный огонь. За ним могила Неизвестного
Сам Чернобровцев о своём детище рассказывал так: «Новосибирск не воевал, но тысячи новосибирцев не вернулись с фронта. Так что мемориал здесь оправдан, нужен. Но иметь он должен
Монумент Славы мог быть на набережной Оби
Но мало кто знает, что этого памятника могло не быть на этом месте, его могло не быть вообще. Не сразу поняли городские власти идею мемориального ансамбля слишком он был нестандартным и непривычным для тех лет. Председатель горисполкома Новосибирска Иван Севастьянов объявил городской конкурс, и место под мемориал отвёл не в Ленинском районе, а на набережной Оби. Чернобровцев представил на конкурс не макет, так как он в силу многочисленных переделок просто не выдержал бы переезда, а фотографию макета. И место менять не стал. Его монумент Славы оставался в Ленинском районе.
Представители Росстроя СССР местоположение на набережной раскритиковали, поэтому все проекты участников конкурса были отвергнуты. Остался проект Чернобровцева. Большую поддержку
Действительно, это была народная стройка, в ней участвовали тысячи рабочих, служащих, студентов. Каждый комсомолец завода «Сибсельмаш» по постановлению комитета ВЛКСМ должен был отработать на сооружении памятника неделю. На стройку приходили и вечерами, и в выходные дни. С 20 августа 1966 года по 1 ноября 1967 года работал штаб строительства. Энтузиазм и самоотдача людей были неимоверны. Когда отливали из бетона пилоны, нужно было готовить специальный раствор. Учитывая все технологические процессы, завод вынужден был простаивать. Но никто не жаловался, что «горели» план и квартальная премия. Бригада отделочников даже отказалась от защитных масок, предусмотренных техникой безопасности, ибо невозможно было контролировать работу. Никто не сетовал на условия и не прекращал работу, все понимали: это святое.
Да и сам Александр Чернобровцев, можно сказать, работал на износ. В качестве мастерской ему выделили бывшую пирожковую на первом этаже жилого дома неподалеку. Там он и жил с утра до поздней ночи. На обед не более 15 минут, иначе, он говорит, не успел бы закончить монумент. И ночевать ходил к матери, потому что жила поближе. В общей сложности художник год просидел на корточках, выполняя глиняные формы, перетаскал 26 тонн гипса (целый вагон). Потом он вспоминал, что «ощущение было такое, что Бог помогает, что острая сосредоточенность, постоянная мобилизация всех сил и возможностей как будто даются свыше».
Монумент в Москве не понравился
Комиссия Министерства культуры в пух и прах разнесла проект.
Тогда Чернобровцев отправился к первому секретарю в Центральный комитет комсомола и убедил его в правильности хорошего дела. Однако на следующий день
Вечный огонь зажгли от печи Чкаловского завода
На торжественное открытие собрались делегаты всех районов города и области. Под звуки оркестра ветераны войны и труда пронесли боевые знамена сибирских частей, знамена, полученные коллективами передовых предприятий за ударный труд в тылу от Государственного Комитета Обороны. Вслед за ними фронтовики несли в касках землю с мест героических сражений сибиряков. Вечный огонь решили зажечь от металлургической печи завода имени Чкалова, которая работала все военные годы. Факел с прославленного предприятия торжественно доставили в сопровождении почетного эскорта в сквер Героев Революции и оттуда на бронетранспортере привезли к монументу Славы. Герой Советского Союза Головачев передал его руководителю городской партийной организации Филатову.
Мемориальный ансамбль открыт. Александр Чернобровцев получил за него премию Ленинского комсомола. Поэт Евгений Мартышев напишет: «С чем сравнить ощущения, охватывающие при посещении мемориала? Пожалуй, с исполнением Героической симфонии, где разные группы инструментов ведут свои партии, искусно вплетаясь в мощную многоголосую тему. Это и вправду симфония. В камне. В честь исторического подвига русского народа».
В 1985 году, в канун