Новосибирск -0.3 °C

Шестилеткам пора готовиться к школе

19.10.2007 00:00:00

Оказывается, это кропотливый, длительный процесс. Только чтобы «подтянуть» здоровье, потребуется не меньше года…

Найти и обезвредить

Показать будущих школьников врачам надо заранее — это позволит решить многие проблемы со здоровьем

Конечно, готовиться к будущей учебе надо не с «завтрашнего дня». Как утверждает главный врач 1-й детской поликлиники Заельцовского района Роза Романкина, сразу после рождения маленького человека следует думать, с каким «багажом» он пойдет в ясли, детсад, а потом и в школу. Если для садика важны некоторые практические навыки и умение себя обслуживать, то для школы — определенные знания, способность выдерживать значительные физические и психологические нагрузки.

После первого сентября ребенок попадает в совершенно новый для него мир, в окружение незнакомых людей. У него появляется множество обязанностей, ему приходится выполнять трудные для начинающего школьника задания. Одно только смирное высиживание уроков чего стоит!

Ладно, если малыш ходил в детский сад и привык быть в обществе сверстников и педагогов — его не пугают строгость, требовательность чужих взрослых, грубость ребят постарше. А если он — нежный домашний тихоня, на которого никто голос не повышал и которого пальцем не трогали? В этом случае суровая школьная действительность обрушивается на ребенка, словно тяжелая лавина. В состоянии ежедневного стресса его организм дает сбой за сбоем, поднимают голову старые и новые недуги. Сама атмосфера учебного заведения, занятия и задания могут вызывать у него острое отвращение. Все потому, что школа вошла в его жизнь неожиданно, вдруг, а идеальные представления о ней не получили подтверждения. Ведь одно дело — играть в первый класс, и совсем другое — сидеть за настоящей партой, отвечать у доски, получать замечания учителя…

Поэтому, напоминает Роза Иосифовна, вплотную готовить шестилеток к будущей учебе надо где-то за год. А не спохватываться за две недели до сентября: ой, надо по врачам пройтись, подремонтировать малышу зубы, выправить речь и все такое прочее! Словом, сейчас самое время для начала серьезной ревизии здоровья ваших дочери или сына. Тем более что именно в шесть лет наступает период интенсивного роста, развития. С чего же начать проверку всех органов и систем организма будущего школьника?

Главный врач детской поликлиники считает, что кроме педиатра следует побывать у невропатолога, офтальмолога, хирурга-ортопеда, стоматолога, логопеда. Если лечащий врач считает это нужным — посетить и каких-то других узких специалистов. Необходимо сдать анализы, пройти рекомендованные педиатром или его коллегами исследования. Все это позволит оценить общее состояние здоровья маленького пациента, выявить имеющиеся патологии.

Чаще всего, замечает Роза Романкина, у шестилеток бывают проблемы с опорно-двигательным аппаратом и зрением. У многих есть дефекты речи, хронические заболевания лор-органов, дыхательной системы. Но все это, утверждает опытный врач, вполне поправимо. Особенно если обнаружить патологию на ранней стадии и своевременно провести рекомендованное специалистом лечение.

С так называемыми организованными ребятишками проще: в детских садах проходят регулярные профилактические осмотры. Заметив какую-то патологию, доктора советуют родителям сходить к тому или иному специалисту. В детских учреждениях успешно действуют санаторные группы. Например, в Заельцовском районе в садик N 101 ходят малыши с ортопедическими проблемами — нарушением осанки, плоскостопием и т. д. Они получают усиленное питание, массаж, физиолечение. В детсад N 336 обычно направляют ребят со слабым зрением. С помощью специальной аппаратуры, упражнений для мышц глаза врачам удается улучшить состояние зрительного аппарата воспитанников. В разных учреждениях есть группы для часто болеющих, логопедические, ортопедические. Все это помогает детям окрепнуть, подготовиться к школьным нагрузкам.

Ложечку за маму, ложечку за папу…

Домашние шестилетки вроде бы тоже не обделены вниманием врачей. Эти дети наблюдаются у педиатра своего участка, раз в год проходят диспансерный осмотр. Но достаточно ли этого минимума? К тому же не всегда выполняемого. Мама и папа могут сводить ребенка в поликлинику, а могут и не сводить. Иногда они не прислушиваются к рекомендациям доктора, при болезни малыша обходятся домашними средствами. Часто «не замечают», что дочь или сын картавят, шепелявят, сидят на стуле, поджав под себя ногу, щурятся. Дескать, подрастет — выправится. Хотя подобные мелочи могут со временем привести к серьезным проблемам.

Конечно, проще проявить свою любовь и заботу, скормив малышу порцию каши: ложечку — за маму, ложечку — за папу… Или поиграв с ним пять минут в солдатики. Реальная помощь юному потомку требует более серьезных затрат сил и времени, определенных усилий. Они обычно окупаются сторицей.

Известно, что занятия у логопеда позволяют избавиться от нарушений артикуляции, и через несколько месяцев ребенок перестает картавить или шепелявить. Порой достаточно сделать небольшую операцию — подрезать уздечку языка, чтобы речь пациента стала внятной и свободной. Усилия ортопеда тоже не останутся незамеченными: лечебная физкультура, плавание в бассейне, массаж, рекомендованные врачом стельки и обувь помогут забыть о таких неприятностях, как плоскостопие, нарушение осанки, а порой и ранний сколиоз.

При частых простудах педиатр может посоветовать витамины, повышающие иммунитет препараты, закаливание. А также лечение у лора (если постоянно возникают проблемы с гландами, аденоидами).

Планомерная многомесячная забота о здоровье ребенка обычно дает хороший результат. Главное — малыш идет в школу без груза недугов и способствующих болезням состояний. А это значит, что окрепший за год ученик будет чувствовать себя сильнее, увереннее. Он быстрее адаптируется в новой обстановке, будет лучше учиться. А это важнее, чем съесть лишнюю ложечку за маму…

И что очень важно — надо дорожить своими достижениями. Но бывает, что родители первоклассника не знают меры: кроме обычной школы определяют его в музыкальную, танцевальную, на курсы иностранных языков, в спортивную секцию. Дескать, он теперь большой, пусть развивается… В результате перегрузки у ребенка может случиться срыв, и все усилия по укреплению его здоровья пойдут прахом. Поэтому не стоит спешить с дополнительными занятиями, пусть маленький ученик привыкнет хотя бы к своим школьным обязанностям.

Перестройка — это серьёзно

Кстати, адаптация к школьной жизни для первоклассника — очень важный этап. Психолог Лариса Грачева назвала его определяющим. Нередко от того, становится ли новая среда обитания своей, близкой и естественной, зависит интерес ребенка к учебе и его школьные успехи. Или неинтерес и неуспех…

По наблюдению Ларисы Николаевны, которая работает в школе N 109, детсадовские ребятишки с первого дня чувствуют себя в классах и коридорах учебного заведения вполне уверенно. Домашним явно тяжелее. Только если в старших классах учатся братья- сестры или рядом есть «ребята с нашего двора», им не так страшно. Во всех остальных случаях их угнетает одиночество и беззащитность. Это не такое уж безобидное состояние: при затянувшейся адаптации накапливается нервное напряжение, иммунитет падает, поднимают голову самые разные болезни.

В такой ситуации, убеждена Лариса Грачева, многое зависит от классного руководителя и родителей. И, разумеется, от их постоянного содружества. Если «классная» стремится к сплочению детей в учебном коллективе, занимает их общими делами, подчеркивает положительные качества каждого, старается разрешить конфликты мирным путем, то проблем становится все меньше. Дети дружной командой, в которой каждый — «наш», нужный в их маленьком сообществе человек. В таких классах ребята адаптируются быстрее и где-то в течение месяца избавляются от всех отрицательных эмоций, связанных с изменением их статуса. Они с удовольствием ходят в школу, встречаются с новыми друзьями. И постепенно из категории домашних переходят в другую — организованных детей. Так что, подсказывает психолог родителям будущих первоклассников, ищите для своего малыша мудрого, талантливого первого учителя. От этого полностью зависит и его самочувствие, и школьные успехи, а в конечном счете — качество будущей взрослой жизни.

Специалист советует готовить шестилеток по двум направлениям. Очень важно укрепить его физическую форму, а для этого надо много гулять, заниматься подвижными играми, плавать в бассейне. В этом возрасте скелет растет быстрее мышц, если мускулатура слабая, она не поддерживает косточки, результат известен — нарушение осанки. Так что необходимо ежедневно создавать, укреплять прочный мышечный корсет.

Также требуется расширять сферу общения ребенка (особенно домашнего!). В этом помогут школы раннего развития при Домах творчества. Там дети рисуют, лепят, разговаривают друг с другом. Этой же цели служат спортивные секции, танцевальные группы. Кстати, в них, кроме физической нагрузки, достаточной двигательной активности, малыши получают привычку к дисциплине, что тоже пригодится им в школе.

Бывает и так: врачи и родители замечают у шестилетки явные психологические проблемы. Обычно речь идет о гиперактивности или, напротив, о болезненной замкнутости, необщительности. Очевидно, что таким ребятам в школе будет очень нелегко. Значит, надо исправить эти недостатки личности, хотя бы смягчить их. В течение года перед первым классом с помощью психолога, психотерапевта, а в некоторых случаях и психиатра большинству таких детей удается помочь.

Чрезвычайно важно также, чтобы маленький ученик чувствовал искреннее внимание и любовь родителей, был уверен: он не один, у него прочные тылы. Тогда он стойко переживет любые трудности, с помощью близких решит самые сложные проблемы. В том числе и те, что неизбежно связаны с началом его школьной жизни.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: