Новосибирск 6.6 °C

Началось всё с «низенькой светёлки…»

20.10.2007 00:00:00

О «бьющей ключом» энергии и работоспособности директора ДК «Точмашевец» Марии Карчагиной в городских «очагах культуры» ходят легенды. И ходят уже давно: едва ли не с самого начала её директорствования. Ну а сейчас-то, когда она отметила свой 70-летний юбилей, и подавно. Кстати, к своим паспортным данным Мария Ивановна относится с присущим ей юмором:

«Мне 98, но я ещё поработаю…»

В детстве четырехлетняя Маша из маленькой деревушки в Колыванском районе Новосибирской области могла легко исполнить с мамой песню на два голоса. Но музыке девочка с абсолютным от природы слухом не училась: во-первых, мама была против, а во-вторых, возможности такой в деревне просто не было. После десятилетки Маша отправилась в Новосибирск на курсы операторов механизированного учета, а затем устроилась помощником продавца в книжный магазин. Этот магазин находился в Доме культуры имени Сталина (ДК Октябрьской революции). По вечерам в зале ДК занимались кружки самодеятельности. Как-то раз Маша, слушая очередную хоровую репетицию, не выдержала. «Пойду и спою им, чтоб знали, как надо эту песню петь», — решила девушка. Вышла на сцену и запела: «В низенькой светелке…»

Баянист Юрий Карчагин похвалил Машу за смелость и поинтересовался: «Что ты тут делаешь? Тебе же надо петь. Иди-ка ты, девочка, в Сибирский хор». Сказано, сделано. В хор Марию взяли сразу после прослушивания. А с баянистом Карчагиным с тех пор Маша встречалась часто, исключительно на концертах, в которых Сибирский хор и ансамбль песни и пляски СибВО участвовали вместе. Их романтические свидания при свете софитов вскоре закончились свадьбой. «Музыка нас связала», — вспоминая те счастливые годы, говорит Мария Ивановна.

Однажды в клубе заводском…

Жизнь артиста при всем ее внешнем лоске — вовсе не мед. Особенно когда артистов в семье двое. Она — шесть месяцев в году на гастролях с хором, он — полгода колесит по стране с ансамблем, а дома — малыш, оставленный под присмотром бабушки и дедушки.

— Родители у Юры были прекрасные, интеллигентные люди, — рассказывает Мария Ивановна. — Внука они обожали, сына боготворили, да и меня не обижали. Но я все равно чувствовала себя чужой в их семье. Романтические чувства как-то очень быстро растворились в бытовых проблемах, одной из которых была вечная нехватка денег. В общем, с мужем мы расстались, из Сибирского хора я ушла. Надо было срочно искать работу. Так получилось, что я совершенно случайно заглянула в клуб «Темп» при заводе точного машиностроения. Тогда даже представить себе не могла, что через год стану его директором.

Возглавить клуб в двадцать четыре года — это, согласитесь, головокружительная карьера. Но «звездной болезнью» Карчагина никогда не страдала, а потому в директорском кабинете долго не засиживалась: ходила по городским ДК, смотрела, слушала, спрашивала. В общем, училась на чужом опыте, брала себе на заметку только лучшее, приглашала на работу исключительно профессионалов.

Так в клубе «Темп» появился вокально-инструментальный ансамбль «Органола» под руководством Геннадия Рожка. Некоторые «доброжелатели» стали потирать руки: наконец-то она сделала непоправимую ошибку, ох, и нагорит же ей теперь от руководства! Конечно, в начале 60-х подобные коллективы «западной ориентации» в городском управлении культуры не жаловали, но Карчагиной опять повезло. Бдительное начальство, нагрянувшее с проверкой, вопреки ожиданиям, не «поставило вопрос о директоре», а дало ансамблю «добро» на творчество.

Когда в 1976 году деревянное здание клуба «Темп» основательно обветшало, дирекция завода решила было закрыть его на реконструкцию, а оказалось — навсегда. Мария Карчагина несколько лет работала заместителем директора в ДК «Строитель», а потом, когда в ДК начали меняться директора, не выдержала и опять пришла на завод. Директор «Точмаша» Анатолий Евтушенко предложил ей вновь возглавить «Темп». Карчагина согласилась, но с условием, что найдет для нового клуба достойное помещение.

— Я облазила все близлежащие полуподвалы, пока, наконец, не забрела в дом по улице Промышленной, 1, — вспоминает Мария Ивановна. — Там по договору с заводом располагалась организация «Новосибтелерадиотехника». Когда я зашла внутрь, ужаснулась: до чего можно было довести помещение. Длинный коридор захламлен коробками, крысы пешком ходят, канализация течет и хлюпает под ногами. Пришла к директору завода и говорю: «Надо их выселять». Он отвечает: «Дерзайте, я поддержу». Два года длилась судебная тяжба. Дело мы выиграли. Потом началась стройка…

Новоселье коллектив ДК «Точмашевец» праздновал в начале 90-х, в аккурат, когда в стране начинались «смутные времена». Один за другим закрывались заводские клубы и Дома культуры, которые профкомы не в состоянии были содержать, потому что сами заводы находились в весьма плачевном виде. Дошла очередь и до «Точмашевца». Карчагиной объявили: «Платить зарплату вашим работникам нечем». Пришлось Марии Ивановне вновь проявить характер. Она пошла на прием к мэру Виктору Толоконскому и попросила взять ДК на баланс муниципалитета. И так убедительно говорила, что мэр согласился.

Понятно, что было трудно и коллектив сохранить, и здание содержать в приличном виде. Другой бы на ее месте давно плюнул и переключился на что-нибудь менее утомительное. Но Мария Ивановна сказала, что «детище» свое в беде не оставит, и точка.

Барабан для народного артиста

Говорят, что удачная карьера и воспитание ребенка для женщины — два совершенно несовместимых дела. А если уж сделала выбор, то на судьбу не пеняй. Мария Карчагина в свое время тоже стояла перед проблемой выбора — работа или сын. В результате и в работе достигла успеха, и сына вырастила народного артиста России.

В полтора года мама купила Валере барабан, чтобы он научился отбивать ритм. Малыш так азартно и уверенно стучал ладошкой по жестяному боку барабана, что мама сделала вывод — ее сын обязательно будет музыкантом.

— Когда Валере исполнилось пять лет, я привела его в музыкальную школу, — вспоминает Мария Ивановна. — Конечно, хотела, чтобы он учился играть на фортепиано, в то время это был очень престижный инструмент. Однако женщина из приемной комиссии сказала, что у моего сына абсолютный слух, поэтому ему надо играть на скрипке. Тем более скрипачи в оркестре были нужны, так что работу он себе всегда найдет.

Честно скажу, что мамой я была строгой, хотя сына люблю безумно. Никогда не спрашивала, хочет он заниматься или нет: надо, и весь разговор. Думаю, что моя жесткая позиция по отношению к нему сыграла определяющую роль в его жизни. Он вырос самостоятельным, спокойным и уверенным в себе человеком. Всего добивался своим трудом, никогда не пасовал перед трудностями, поэтому я им горжусь.

В музыкальном училище у сына был замечательный педагог Марк Майнбах. Он как-то сразу нашел с Валерой общий язык, и они понимали друг друга с полуслова. Я накануне ответственных экзаменов иногда просила Марка Михайловича: «Не ставьте Валерке «пять», пусть лучше будет «четверка«, он должен понимать, что нельзя останавливаться на достигнутом». Конечно, похоже на шантаж с моей стороны, игра на самолюбие. Но помогало всегда. Сын начинал заниматься с удвоенной силой и в следующий раз получал заслуженную «пятерку«. Он закончил институт имени Гнесиных в Москве, стал концертмейстером Новосибирского академического симфонического оркестра, руководителем «Filarmonica»-квартета, получил звание «Народный артист России». На мой взгляд, его профессиональный путь достоин уважения.

Сейчас мой внук, Ростислав, учится в музыкальном училище по классу скрипки. Быть сыном народного артиста России Валерия Карчагина непросто, надо постоянно доказывать окружающим, что ты личность самостоятельная, и природа на тебе «не отдохнула». Но Ростик — уверенный в себе мальчик, имеющий свой взгляд на мир и умеющий отстаивать собственное мнение. Отец для него — идеал, поэтому он во всем стремится ему подражать. Правда, сережку из уха убрать наотрез отказывается…

Ключи от сердца

Недавно Мария Ивановна объявила коллективу, что собирается уйти на пенсию. Ей не поверили, но она сказала, что этот вопрос уже решенный. Во-первых, возраст, надо дать дорогу молодым; во-вторых, внуку пятнадцать лет, и он требует повышенного внимания со стороны бабушки; в-третьих, домик в деревне, где она планирует завести разную живность.

Кому же Мария Ивановна доверит «ключи от сердца»? Первому встречному дело всей своей жизни не доверишь. Карчагина долго искала преемника и нашла.

— Я человек опытный, поэтому сразу поняла, что могу доверить ДК именно ей, — говорит Мария Ивановна. — она чем-то похожа на меня в молодости, глаза «горят», идей «море». Мы поговорили с ней о специфике работы ДК, о том, что на его базе организована ассоциация национальных культур «Содружество», в которую входят тринадцать национальных объединений. Она согласилась, что это направление в работе сейчас весьма перспективно. В общем, я спокойна за свое хозяйство, оно останется в хороших руках. Но совсем на покой я не собираюсь. Буду заниматься общественной работой до тех пор, пока мои знания и опыт нужны людям…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: