Новосибирск 4.3 °C

Бог помочь вам, друзья мои…

20.10.2007 00:00:00

Второй тур открытого городского конкурса на лучшее архитектурно-художественное решение памятника Пушкину в городе Новосибирске завершился все тем же вопросом — чьей работы памятник великому поэту будет украшать наш город? Кандидатов осталось двое.

Проект-победитель представляет собой изображение Пушкина в полный рост.

Художнику, ставящему перед собой трудную цель — раскрыть пушкинский образ, наверняка трудно выдать что-нибудь совершенно невиданное, нестандартное. Отчасти потому, что памятников, посвященных Александру Сергеевичу, огромное количество по всей России. А отчасти оттого, что для создания живого убедительного образа необходимо, прежде всего, проникнуться пушкинским творчеством. К сожалению, сегодня шедевры золотого поэтического века — удел избранных. «Пушкина читают как каббалу, выискивая в невинной «Пиковой даме« какие-то совсем уж безумные откровения, или как Евангелие, в котором находится место и быту, и мистическому трепету, и смерти, и воскресению, или как буддийские сутры, таинственные в своей неслыханной простоте», — прочитала я как-то в одной публикации. Действительно, много ли найдется людей, которые читают стихи Пушкина просто так, «для души»?

Без формальностей

Заказчиком конкурса, как уже писал «ВН», стала мэрия Новосибирска в лице департамента строительства и архитектуры, организатором — главное управление архитектуры и градостроительства мэрии города. К участию в конкурсе были приглашены профессиональные архитекторы, скульпторы и творческие коллективы.

— Новосибирск — третий по величине город России, столица Сибири, поэтому памятник Пушкину у нас должен быть обязательно, — высказал свое мнение Юрий Бурика, главный художник города, перед началом обсуждения представленных работ.

Председатель правления Новосибирского регионального Пушкинского общества Олег Кузьменков тут же напомнил собравшимся, что через полтора года грядет очередной юбилей — 210 лет со дня рождения поэта, и этот «формальный повод» никак нельзя упускать. Впрочем, остальные члены жюри возразили уважаемому представителю сибирских пушкинистов: «формальные поводы» никого не волнуют, главное — вовремя найти и по достоинству оценить талантливый проект. В самом деле, такого рода формальности никогда и ни к чему доброму, кажется, не приводили. Их, к примеру, предостаточно в ежегодных июньских чествованиях Пушкина: чего стоят, например, одни «поэтические марафоны» стихотворцев-любителей, где восторженность зашкаливает, а панибратское обращение к «солнцу русской поэзии» вызывает оторопь.

Кульминационный момент заседания жюри был связан с обсуждением конкурсных работ. Одиннадцать миниатюрных фигурок выстроились вдоль стен, созерцая неведомые горизонты. «Глючное» зрелище этакой очереди поэтов напомнило рассказ Леонида Кудрявцева «Карусель Пушкина» о проделках пушкинистов далекого будущего, осмелившихся поставить опыт на «гении книгонаписания» и с помощью машины времени наводнивших пространства-эпохи бесчисленными пушкинскими воплощениями.

Оба хороши

Проект Михаила Переяславца вызвал наиболее жаркие дискуссии

…Рассмотрев проекты и подсчитав рейтинговые баллы, жюри огласило имена победителей — имена, которые до самого последнего, решающего момента скрывались в специальных конвертах. Выяснилось, что и первое, и третье место заняли проекты художников из города Томска. Это — скульптор, заслуженный художник России Николай Гнедых и член Союза художников России Антон Гнедых. На втором месте оказалась работа скульптора, народного художника России Михаила Переяславца и архитектора Евгении Колесниковой. Михаил Переяславец известен новосибирцам как автор шестиметрового монумента Александру Покрышкину: бронзовый герой парит «меж земли и неба», возвышаясь над торговыми комплексами площади Маркса.

Проект-победитель представляет собой изображение Пушкина в полный рост. Известный скульптор Александр Рукавишников, говоря об этой работе, отметил «трогательность полужеста, образ, наполненный эмоциональным содержанием». «Впрочем, — добавил скульптор, — я не могу гарантировать, что и в большом размере эта фигура будет смотреться столь же хорошо». Говоря о проблеме портретного сходства, Александр Рукавишников упомянул посмертную маску поэта, которая столь выразительна, что представляет собой «шедевр, созданный природой». Отразить пушкинские черты в камне и бронзе — это сверхзадача, выполнить которую пока не удавалось никому. И он высказал «крамольную мысль» о том, что даже гениальный памятник работы Александра Опекушина, один из наших национальных символов, в плане портретного сходства не радует глаз: пушкинский лик, воссозданный скульптором, производит несколько «мятое» впечатление, однако общий вид памятника оказывает потрясающее воздействие на зрителя. От бронзовой фигуры классика исходит особая магия, которой, к сожаленью, лишены новосибирские проекты… хотя многие из них, как две капли воды, напоминают «опекушинский« шедевр.

Но, пожалуй, самые жаркие споры вызвал проект, занявший второе место: »Пушкин-лицеист« в исполнении Михаила Переяславца. Замечательно, что эта скульптура заслужила практически столько же баллов, сколько проект-победитель: преимущество томичей оказалось чисто символическим — всего один балл! К тому же, судя по опросу общественного мнения, который проводился после завершения первого тура конкурса, симпатии горожан оказались именно на стороне работы Михаила Переяславца.

Члены жюри отметили нестандартность, эмоциональность, камерность «Пушкина-лицеиста». Пластику, исполненную полета и движения, отличающую данный проект от «всех других Пушкиных, во всех других городах России«. Правда, выразили и нешуточные опасения: каким образом будет выглядеть детство, увеличенное до масштабов памятника? Очень крупного роста маленький мальчик — не произведет ли эта фигура комического или даже отталкивающего впечатления? В интерьер или в обстановку музея скульптура Переяславца вписывается идеально, а вот процесс превращения «лицеиста-подростка» в памятник требует большой осторожности. К тому же «в виде фирменного знака города я этого мальчика не вижу, — сказал Олег Кузьменков. — Политическая сторона дела отвергает данный вариант».

Поговорив о художественных ценностях и политических настройках, жюри пришло к окончательному выводу: необходимо провести еще один, заключительный этап конкурса. Причем количество конкурсантов должно сузиться до двух авторских коллективов, отмеченных во втором туре. Скульпторы представят проекты в увеличенных размерах — уже не эскизы, а гораздо более внушительные рабочие модели. И это решение сняло последний вопрос: памятник Пушкину в Новосибирске — дело лишь времени, причем не такого уж и долгого.

— Мы организуем выставку проектов, которую смогут посетить все жители города, — пообещал Юрий Бурика. — Проведем опрос через Интернет. Все отзывы горожан, болельщиков того или иного варианта, будут тщательно учитываться.

О месте Пушкина в нашем городе

Памятник Пушкину, несомненно, станет одним из центров культурной жизни нашего города — местом литературных и окололитературных тусовок, местом, привлекающим внимание самых разных людей. Хочется думать, что людей читающих и думающих над прочитанным, прозаиков и стихотворцев (любителей и профессионалов), фанатов Сергея Безрукова и Натальи Гончаровой…

Серьёзный вопрос оставил проект, ставший третьим: какой же высоты должна быть «подставка» под музу?

А в каком именно месте города будет установлен памятник Александру Сергеевичу Пушкину — этот вопрос так и остался неразрешенным. Возможно, будут выбраны территории, прилегающие к театру музыкальной комедии или к «Красному факелу»: обилие зелени, близость к театру — все это само по себе настраивает на поэтический лад. Возможно, выбор падет на Красный проспект как самую многолюдную улицу нашего города. Об этом тоже были дискуссии.

— Пушкин — не генерал и не Дзержинский, не нужно его выпячивать, — иронически напоминали сторонники камерности.

— Национальный гений выше генерала, — парировал Олег Кузьменков и предложил «найти место, где проходит наибольшее количество народа». Ведь идея памятника, считает он, облагораживать город, а Красный проспект был и остается «нашей витриной».

В связи с этим стоит вспомнить, что ровно два года назад в беседе с корреспондентом «ВН» он говорил едва ли не противоположное:

— Памятник — не просто скульптурное сооружение поэта, а живое, одухотворенное его гением место. Здесь будут назначаться свидания, проводиться поэтические встречи, фотографироваться новобрачные и гости города и, наконец, это должно быть просто местом душевного отдыха любителей и почитателей его поэзии. Вы можете себе представить звучание его строк: «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья!» в окружении ревущих автомобильных двигателей? Я не могу.

Не совсем понятно, по какой причине нашу витрину должен облагораживать именно Александр Сергеевич Пушкин. Возможно, памятники знаменитым сибирякам, установленные на «красной улице» сибирской столицы, выглядели бы уместнее, выгодно подчеркивая своеобразие города? Или в самом деле каждый уважающий себя российский мегаполис должен иметь определенный «облагораживающий» набор памятников великим подвижникам Отечества, в числе коих — Пушкин, Толстой, Достоевский, Лермонтов, Гоголь и так далее в соответствии с мировоззрением городских властей?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: