Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

О «планке», амбициях и реальных возможностях

2007-10-25

Заметки с постоянно действующего семинара по стратегическому развитию Новосибирской области

Приближается к завершению обсуждение проекта плана стратегического развития области до 2025 года. Состоялся ряд совещаний областного уровня по основным направлениям развития. Проект обсуждался в комитетах областного Совета, прошли депутатские слушания. На очереди сессия областного Совета, которая должна вынести свое решение о судьбе плана.

А на прошлой неделе в областной администрации прошли очередные занятия постоянно действующего семинара, на котором были заслушаны несколько докладов по формированию основных кластеров специализации экономики Новосибирской области на перспективу.

Всего было рассмотрено три кластера: строительный, электротехнического и электроэнергетического машиностроения и транспортно-логистический. Кроме Мирона Ягольницера (строительство), выступили с докладами президент инвестиционной группы «Мамонов» Владимир Мамонов (электротехника и электроэнергетика) и ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН Евгений Кибалов (транспорт и логистика).

Каждое из направлений перспективного развития области, безусловно, имеет свое значение и свои особенности.

Строительный

Сейчас разработкой стратегии, говорили ученые, занимаются все регионы. Подчас проекты заранее обречены на неудачу. Новосибирский региональный проект тем и примечателен, что в основе его лежат реальные исходные данные существующей экономики области. Пляшем, так сказать, от печки.

И, понятно, чтобы вообще развивать экономику и идти вперед, нужно строить. Перспективы здесь у нас неплохие, и реальный уровень жилищного строительства, как известно, в области все возрастает. Но есть две вещи, с которыми, по мнению ученых, нельзя не считаться.

Первая: дороговизна строительства будет возрастать, если не решить главной проблемы — строительных материалов. Уже сейчас начинает ощущаться дефицит цемента, железобетонных конструкций, а некоторых видов стройматериалов, таких как стекло, в Сибири вообще не производится. Поэтому уже в ближайшие десять лет нужно в четыре с лишним раза увеличивать производство цемента, в пять раз — ЖБИ.

И вторая проблема. 90 процентов всех строительных организаций области имеют численность около 200 (в зависимости от сезона или заказов) человек. Крупных подрядчиков — единицы. Крупных проектных организаций вообще почти нет. В этих условиях становится проблематична реализация крупных проектов вообще. То, что плохо, допустим, для торговли, где гигантские торговые предприятия создают предпосылки для монополии, в строительстве необходимо, иначе пропадает вообще всякий смысл больших начинаний.

Электротехника

Один из проектируемых кластеров нового технопарка будет связан с силовой энергетикой. Неспроста появилась идея активно развивать это направление в промышленности. Владимир Мамонов продемонстрировал это с цифрами и фактами в руках.

Вся мировая экономика в настоящее время, активно развиваясь, испытывает острую нужду в изделиях электротехнической промышленности. Будущее промышленности — энергетика. Даже компания «Сименс» с ее многомиллиардными оборотами не в состоянии удовлетворить рынок выключателей, рубильников, реле и т. п. Огромные перспективы роста. Часть новосибирских предприятий, принадлежавших оборонному ведомству, потеряли прежние мощности. Но некоторые живы и активно наращивают производство («НЭВЗ-Союз», «Элсиб», «Север», «Сибстанкопривод», «Сибакадеминновация» и др.), возникли новые инжиниринговые структуры типа «Синетик» и «Торнадо», которые работают на стыке науки, производства и монтажа готового оборудования.

Но беда большинства предприятий электро- и энергосферы все та же: малая мощность, неспособность выполнять крупные заказы. И здесь необходима продуманная региональная инвестиционная политика, с тем чтобы поддержать эту отрасль на первых порах, а уж затем она может дать высокую отдачу. Как реальные называются цифры роста в десятки раз.

Транспорт и логистика

Для Новосибирской области — наиболее реальный кластер развития. Сам бог, как говорится, велел. Не наша заслуга в том, что мы находимся на пересечении всех путей в самом центре страны и Азии. Но пока мы мало что имеем от этой выгоды. Территория области используется преимущественно как перевалочный пункт, на котором заказчики и мощные транспортные организации ведут расчет между собой. А мы как бы оказываемся ни при чем.

В то же время, заметил Евгений Кибалов, все мировые переброски продукции и товаров сейчас осуществляются по многоэтапной схеме стыковок. И важно, чтобы продукция не лежала на стыковочных складах и площадках, а активно продвигалась в направлении заказчика.

Транспортно-логистический комплекс, который в ближайшие годы предполагает строить администрация области (естественно, привлекая частных инвесторов) на западном направлении (Чик — Прокудка — Коченево), лишь один из путей создания и формирования мощного кластера. Нужно нацеливаться не отбирать часть доходов у участников транспортных операций, а предложить им такие условия переработки грузов, чтобы они не могли отказаться: в основе лежит экономический расчет.

На взгляд Евгения Кибалова, здесь еще очень мало делается, в частности, в развитии сотрудничества с железной дорогой. Даже большие общеобластные дела и проекты пока крайне слабо учитывают уже имеющиеся возможности железнодорожной сети.

И еще несколько перспективных и интересных наблюдений и предложений. Сейчас Новосибирск представляет из себя некий четырехвекторный транспортный узел: восток — запад, север — юг. Север, по мнению ученого, мы в свое время упустили, основные поставки на Среднюю Обь идут помимо Новосибирска. Южное транспортное направление тоже развито слабо. Ученые предлагают активнее развивать ветку на Казахстан (5-й вектор) и через Алтай на Китай (6-й вектор).

В перспективе, наряду с развитием транспортно-логистического узла, в Новосибирске можно будет развивать логистику в Болотном, Карасуке, Барабинске и т. д. А вместе со строительством дорог и развитием автотранспорта, а затем и международных авиаперевозок, активным использованием водных артерий Сибири наша область имеет все шансы стать одним из крупных транспортно-логистических узлов не только федерального, но и мирового значения.

О главном

Не нужно бояться ставить перед собой амбициозные задачи, говорилось на обсуждении. Нереальные, а проще сказать, фантастические проекты, конечно же, не нужны. Но планку стратегии нужно ставить высоко. Реальные мощности неплохо структурированной, многоотраслевой экономики, которыми обладает наша область, научно-технический потенциал, высокообразованные кадры позволяют рассчитывать на действительно энергичный рост нашего региона.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год