Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Королева сцены

2007-10-25

К 65-летию творческой деятельности замечательной актрисы Анны Покидченко

Анна Покидченко

Дата удивительная! Впрочем, все, что связано с именем Анны Покидченко, — удивительно. Единственный человек в нашем городе, удостоенный титула «Национальное достояние России», народная артистка СССР, лауреат премии «Человек года» в области театрального искусства…

Покидченко — это бренд, это символ самозабвенного служения сцене, это большая актриса, говорить о которой можно только с волнением, не переставая удивляться ее светлому таланту. Представить без Покидченко новосибирскую сцену теперь просто невозможно. И трудно поверить, что если бы не счастливый случай, ее в нашем городе могло бы и не быть.

По приглашению Веры Редлих

Приглашение в «Красный факел» актриса получила в 1955 году от знаменитой Веры Редлих, тогда художественного руководителя театра. Редлих увидела ее во время гастролей Оренбургского театра драмы, где тогда работала Покидченко, в Москве.

В Оренбурге до сих пор вспоминают юную, красивую, с очень приятным голосом актрису с ее удивительно чистым, легким талантом. Сыгранные ею роли и ее пленительную, взрослеющую на глазах Шекспировскую Джульетту. В основной экспозиции областного музея изобразительных искусств Оренбурга до сих пор висит портрет актрисы, выполненный художником Серафимом Александровым. В ее лице — что-то загадочное и недосягаемое…

— Ехать или не ехать в Новосибирск, я долго не раздумывала, — вспоминает Анна Яковлевна. — Сибирский МХАТ тогда гремел по всей стране.

В Новосибирск они ехали вместе с Семеном Иоаниди (впоследствии известным режиссером, внесшим большой вклад в культуру города). Чемоданы собрали буквально в пять минут… Однако из-за смены директора «Красного факела» в театр они попали только в 58-м. И первые впечатления от города и театра, который потом она назовет своим, были далеко не самые лучшие:

— Поезд приходил ночью, нас никто не встречал, ночь провели на перроне. Потом нас поселили во временную проходную комнату. А когда я получила текст первой работы (это была «Последняя легенда» Лаврентьев), то и вовсе разрыдалась. Какой-то несерьезный водевиль. Разве этого я ждала, когда ехала во МХАТ! Боже мой, что же теперь делать?

Проплакала ночь, она наутро с мокрыми глазами пошла к Редлих. И Вера Павловна, мягкая и интеллигентная, бесконечно любящая своих актеров, все сразу поняла: «Ничего, Анечка, все будет хорошо, будем работать, договоримся». И они договорились, и все действительно было хорошо. Из пустякового водевильчика потом получился лучезарный, изящный, тонкий и ажурный спектакль, который потом с удовольствием игрался более ста раз. Со временем она очень сблизилась с семьей Редлих. Стала в доме Веры Павловны и Сергея Сергеевича Бирюкова своим человеком. И это тоже очень помогло ее полюбить город и стать настоящей новосибирячкой. «Мы приходили, варилась картошка, Сергей Сергеевич доставал графинчик, я говорила: «Вера Павловна, я не могу, у меня завтра спектакль». — «Ничего, Анечка, сделаете зигзаг»…

Спектакли и роли

Театральный Новосибирск заговорил о молодой актрисе после ее первой большой работы с Редлих-режиссером в спектакле «Барабанщица», где она сыграла роль Нилы Снежко. Это был настоящий триумф. Для самой актрисы спектакль тоже стал потрясением. Она признавалась, что после отдельных сцен у нее «останавливалось сердце, и она не могла играть дальше».

«Сердце у нее останавливалось» и потом, какой бы спектакль она ни играла. Театр для нее никогда не был способом просто развлечь. Все, что делает Покидченко на сцене, — всегда серьезно, страстно, взволнованно и напряженно. И неважно, играет она комедию или драму. Сцена для нее как способ постижения смысла жизни, место для исповеди, голгофа и вечный, но счастливый крест, который она тяжело и сладостно несет…

И потому все ее спектакли становятся событием в жизни и для ее зрителя, и для тех, кто находится на сцене рядом с ней. «Недосягаемой Ниле-Покидченко в память о днях ее высшего взлета», — написал ей на программке приехавший на двухсотый спектакль автор «Барабанщицы» Салынский…

А после спектакля «Таланты и поклонники», где ее героине Домне Пантелеевне меценат Великатов дарит шаль, московский бизнесмен, решив, что театральная шаль для большой актрисы недостаточно хороша, преподнес ей платок необыкновенной красоты. Было это во время гастролей в Москву, когда в 1994 году Московский театр наций организовал программу «Национальное достояние России». Анна Покидченко была одной из первых, кого пригласили туда с бенефисом. Ее бенефис на сцене МХАТа прошел с триумфом. «Полная власть над залом», «филигранная работа», — признавались в любви к сибирской актрисе придирчивые столичные критики. «…это актриса такого класса, что ее искусство могло бы украсить любую сцену мира», — откликнулся на ее игру бывший краснофакелец народный артист СССР Евгений Матвеев. Лаконично и красноречиво.

Лаконичен и красноречив был и зритель, пожелавший остаться безымянным, который позвонил ей после спектакля «Мадлен и Моисей», признался, что он долго сидел в зале, не понимая, где он и что с ним происходит, не в силах встать, потом вышел потрясенным и просветленным. Спектакль «Мадлен и Моисей» — тяжелый, трагический, требующий глубокого осмысления и проникновения, создавался в очень тяжелый период жизни Анны Яковлевны, когда не стало Семена Иоаниди — главного мужчины ее жизни четыре десятка лет… Спектакль тогда буквально вытащил ее из отчаяния…

О каждом из ее спектаклей можно рассказывать свою историю. Но, пожалуй, самая романтичная и трогательная связана со спектаклем «Гарольд и Мод», который не сходил со сцены «Красного факела» более 10 лет. Речь в нем шла об очень нежных, проникновенных и необычных отношениях юноши и пожилой дамы. Гарольду — 18 лет, Мод — 80, и при этом нет людей более близких и лучше понимающих друг друга, чем они. Так вот на этот спектакль Анны Яковлевны долгие годы с завидным постоянством ходил красивый интеллигентный мальчик с неизменной розой — настоящий Гарольд — ждал актрису после спектакля, провожал до дома…

Ее спектакли живут своей собственной, часто не зависящей от нее, почти мистической жизнью, оставаясь живыми даже тогда, когда уходят из репертуара.

Пиковая дама — коварна и упряма

В настоящее время актриса занята в трех спектаклях. Ее последняя роль, работа над которой закончена совсем недавно, — графиня Анна Федотовна в «Пиковой даме». Молодой режиссер Тимофей Кулябин признается, что никогда бы не взялся за постановку, если бы в труппе не было Анны Покидченко.

Роль Графини весьма коварна, в ней надо было сохранить тонкую грань между живым характером капризной своенравной старухи и символическим воплощением на сцене всего того, что стоит за улыбкой Дамы пикей. Козырная дама бьет карты, мешает судьбы и расчищает дорогу фатуму… Анна Покидченко не сделала свою Графиню не излишне земной, не слишком бытовой. Она сумела создать ту самую загадочность и недосягаемость, что всегда удавалось актрисе.

Создавалась «Пиковая дама» в условиях поистине экстремальных. Театр, как известно, находится в состоянии реконструкции и ремонта. Случались дни, когда репетиционная зона была полностью отключена от отопления. Но Анна Покидченко репетировала по 8, 9, а то и 10 часов. Из театра ее приходилось «удалять» едва ли не специальным приказом директора…

Удивительная стойкость, удивительная судьба и удивительный артистический талант и человеческий дар… Ее жизнь не ограничивается сценой. Долгие годы Анна Яковлевна является членом гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу». Ее свеча горит светло и ярко. И мы готовы вслед за несколькими поколениями влюбленных в нее поклонников повторять, что счастливы жить с ней в одном городе и наслаждаться ее талантом.

Как артист артисту

Иван Ромашко, народный артист России, ведущий солист Театра музыкальной комедии:

— Она актриса очень яркая, проникновенная, красивая. В первый раз Анну Яковлевну я увидел в «Иркутской истории» Арбузова. Она меня, как говорится, поразила с первого взгляда. Потом ходил на спектакли с ее участием часто. Уже в последние годы, когда мы вместе с ней стали членами клуба «Зажги свечу», довелось познакомиться с ней ближе. Узнал ее как доброго, гостеприимного, доброжелательного человека. Ее спектакль «Гарольд и Мод» мы смотрели всем клубом. Всегда был и остаюсь в числе поклонников ее необыкновенного таланта.

Валерий Егудин, народный артист СССР, председатель регионального объединения СТД России:

— Анну Покидченко помню еще с ее роли в «Барабанщице». Сначала обратил внимание на ее необыкновенный голос — глубокий, низкий, красивый, узнаваемый. Она — актриса необыкновенного эмоционального заряда, необыкновенной энергетики. Она может держать в напряжении зал — это редкое качество, которое дается далеко не каждому актеру. На сцене она всегда — индивидуальность. Ее появления всегда ждешь.

Юрий Юкечев, композитор, председатель Новосибирского отделения Союза композиторов, профессор консерватории:

— Масштаб творческой личности Анны Покидченко мне довелось постичь еще во время моей работы в «Красном факеле», где я был заведующим музыкальной частью. Одно из счастливейших событий той поры — работа над спектаклем «Гарольд и Мод». Анна Яковлевна была неподражаема. Помню, как потрясала ее игра зрителей, как с заплаканными глазами покидали зал иностранцы. Шли годы, менялись Гарольды, но спектакль жил, потому что оставалась Мод — Анна Покидченко. Для меня работа с ней была счастьем. Она большая актриса — не только для города, но и для всей России. Я присоединяюсь к поздравлениям и желаю Анне Яковлевне долгие и долгие годы радовать нас своей несравненной игрой.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
До конца недели в Новосибирске дополнительно развернут 992 койки для пациентов с коронавирусом. Об этом 19 октября в прямом эфире НГС рассказала главный инфекционист региона Лариса Позднякова.
Новосибирские генетики получили грант на исследование причин сезонной депрессии. Не секрет, что с наступлением осени многие замечают резкую смену настроения. Одна из причин такого состояния - нехватка солнечного света, который вырабатывает жизненно необходимый гормон. Чтобы выяснить, почему люди становятся раздраженными, учёные провели эксперимент на аквариумных рыбках.
Рост заболеваемости коронавирусной инфекцией серьезно увеличил нагрузку на всю систему здравоохранения Новосибирской области. Как в этих условиях работают бригады скорой помощи и почему кареты с красным крестом увозят в больницу далеко не всех пациентов, VN.ru рассказала главный врач станции скорой помощи Ирина Большакова.
Несмотря на вторую волну коронавируса, в Новосибирске, около 3500 человек пришли писать ежегодный Тотальный диктант-2020 на очные площадки днем 17 октября. В этом году знания горожан проверяли более чем на 50 площадках, начиная от университетов и библиотек и заканчивая мэрией и тюрьмами.
COVID-19 продиктовал человечеству новые стандарты чистоты рук. Если раньше это было обычным ежедневным ритуалом, о котором никто не задумывался, то теперь стало предметом чуть ли не научных исследований. О том, как правильно мыть руки, выпускают методички, а люди спорят, какую песню напевать в процессе — «Червона рута» или «В лесу родилась ёлочка». Vn.ru ко всемирному дню мытья рук, который отмечают 15 октября, собрал основные правила не такого уж бесхитростного процесса.
Подготовку к «Фестивалю тюльпанов» начали в Новосибирске. В планах - высадить на Михайловской набережной 56 тысяч луковиц. Их привезли из Голландии по инициативе одной из крупных торговых сетей. Праздник цветов в разных российских городах проводят уже восемь лет, в нашем мегаполисе - второй год. Но этой весной парки были закрыты - увидеть красоту можно было только на фотографиях.
x^