Новосибирск -0.3 °C

Королева сцены

25.10.2007 00:00:00

К 65-летию творческой деятельности замечательной актрисы Анны Покидченко

Анна Покидченко

Дата удивительная! Впрочем, все, что связано с именем Анны Покидченко, — удивительно. Единственный человек в нашем городе, удостоенный титула «Национальное достояние России», народная артистка СССР, лауреат премии «Человек года» в области театрального искусства…

Покидченко — это бренд, это символ самозабвенного служения сцене, это большая актриса, говорить о которой можно только с волнением, не переставая удивляться ее светлому таланту. Представить без Покидченко новосибирскую сцену теперь просто невозможно. И трудно поверить, что если бы не счастливый случай, ее в нашем городе могло бы и не быть.

По приглашению Веры Редлих

Приглашение в «Красный факел» актриса получила в 1955 году от знаменитой Веры Редлих, тогда художественного руководителя театра. Редлих увидела ее во время гастролей Оренбургского театра драмы, где тогда работала Покидченко, в Москве.

В Оренбурге до сих пор вспоминают юную, красивую, с очень приятным голосом актрису с ее удивительно чистым, легким талантом. Сыгранные ею роли и ее пленительную, взрослеющую на глазах Шекспировскую Джульетту. В основной экспозиции областного музея изобразительных искусств Оренбурга до сих пор висит портрет актрисы, выполненный художником Серафимом Александровым. В ее лице — что-то загадочное и недосягаемое…

— Ехать или не ехать в Новосибирск, я долго не раздумывала, — вспоминает Анна Яковлевна. — Сибирский МХАТ тогда гремел по всей стране.

В Новосибирск они ехали вместе с Семеном Иоаниди (впоследствии известным режиссером, внесшим большой вклад в культуру города). Чемоданы собрали буквально в пять минут… Однако из-за смены директора «Красного факела» в театр они попали только в 58-м. И первые впечатления от города и театра, который потом она назовет своим, были далеко не самые лучшие:

— Поезд приходил ночью, нас никто не встречал, ночь провели на перроне. Потом нас поселили во временную проходную комнату. А когда я получила текст первой работы (это была «Последняя легенда» Лаврентьев), то и вовсе разрыдалась. Какой-то несерьезный водевиль. Разве этого я ждала, когда ехала во МХАТ! Боже мой, что же теперь делать?

Проплакала ночь, она наутро с мокрыми глазами пошла к Редлих. И Вера Павловна, мягкая и интеллигентная, бесконечно любящая своих актеров, все сразу поняла: «Ничего, Анечка, все будет хорошо, будем работать, договоримся». И они договорились, и все действительно было хорошо. Из пустякового водевильчика потом получился лучезарный, изящный, тонкий и ажурный спектакль, который потом с удовольствием игрался более ста раз. Со временем она очень сблизилась с семьей Редлих. Стала в доме Веры Павловны и Сергея Сергеевича Бирюкова своим человеком. И это тоже очень помогло ее полюбить город и стать настоящей новосибирячкой. «Мы приходили, варилась картошка, Сергей Сергеевич доставал графинчик, я говорила: «Вера Павловна, я не могу, у меня завтра спектакль». — «Ничего, Анечка, сделаете зигзаг»…

Спектакли и роли

Театральный Новосибирск заговорил о молодой актрисе после ее первой большой работы с Редлих-режиссером в спектакле «Барабанщица», где она сыграла роль Нилы Снежко. Это был настоящий триумф. Для самой актрисы спектакль тоже стал потрясением. Она признавалась, что после отдельных сцен у нее «останавливалось сердце, и она не могла играть дальше».

«Сердце у нее останавливалось» и потом, какой бы спектакль она ни играла. Театр для нее никогда не был способом просто развлечь. Все, что делает Покидченко на сцене, — всегда серьезно, страстно, взволнованно и напряженно. И неважно, играет она комедию или драму. Сцена для нее как способ постижения смысла жизни, место для исповеди, голгофа и вечный, но счастливый крест, который она тяжело и сладостно несет…

И потому все ее спектакли становятся событием в жизни и для ее зрителя, и для тех, кто находится на сцене рядом с ней. «Недосягаемой Ниле-Покидченко в память о днях ее высшего взлета», — написал ей на программке приехавший на двухсотый спектакль автор «Барабанщицы» Салынский…

А после спектакля «Таланты и поклонники», где ее героине Домне Пантелеевне меценат Великатов дарит шаль, московский бизнесмен, решив, что театральная шаль для большой актрисы недостаточно хороша, преподнес ей платок необыкновенной красоты. Было это во время гастролей в Москву, когда в 1994 году Московский театр наций организовал программу «Национальное достояние России». Анна Покидченко была одной из первых, кого пригласили туда с бенефисом. Ее бенефис на сцене МХАТа прошел с триумфом. «Полная власть над залом», «филигранная работа», — признавались в любви к сибирской актрисе придирчивые столичные критики. «…это актриса такого класса, что ее искусство могло бы украсить любую сцену мира», — откликнулся на ее игру бывший краснофакелец народный артист СССР Евгений Матвеев. Лаконично и красноречиво.

Лаконичен и красноречив был и зритель, пожелавший остаться безымянным, который позвонил ей после спектакля «Мадлен и Моисей», признался, что он долго сидел в зале, не понимая, где он и что с ним происходит, не в силах встать, потом вышел потрясенным и просветленным. Спектакль «Мадлен и Моисей» — тяжелый, трагический, требующий глубокого осмысления и проникновения, создавался в очень тяжелый период жизни Анны Яковлевны, когда не стало Семена Иоаниди — главного мужчины ее жизни четыре десятка лет… Спектакль тогда буквально вытащил ее из отчаяния…

О каждом из ее спектаклей можно рассказывать свою историю. Но, пожалуй, самая романтичная и трогательная связана со спектаклем «Гарольд и Мод», который не сходил со сцены «Красного факела» более 10 лет. Речь в нем шла об очень нежных, проникновенных и необычных отношениях юноши и пожилой дамы. Гарольду — 18 лет, Мод — 80, и при этом нет людей более близких и лучше понимающих друг друга, чем они. Так вот на этот спектакль Анны Яковлевны долгие годы с завидным постоянством ходил красивый интеллигентный мальчик с неизменной розой — настоящий Гарольд — ждал актрису после спектакля, провожал до дома…

Ее спектакли живут своей собственной, часто не зависящей от нее, почти мистической жизнью, оставаясь живыми даже тогда, когда уходят из репертуара.

Пиковая дама — коварна и упряма

В настоящее время актриса занята в трех спектаклях. Ее последняя роль, работа над которой закончена совсем недавно, — графиня Анна Федотовна в «Пиковой даме». Молодой режиссер Тимофей Кулябин признается, что никогда бы не взялся за постановку, если бы в труппе не было Анны Покидченко.

Роль Графини весьма коварна, в ней надо было сохранить тонкую грань между живым характером капризной своенравной старухи и символическим воплощением на сцене всего того, что стоит за улыбкой Дамы пикей. Козырная дама бьет карты, мешает судьбы и расчищает дорогу фатуму… Анна Покидченко не сделала свою Графиню не излишне земной, не слишком бытовой. Она сумела создать ту самую загадочность и недосягаемость, что всегда удавалось актрисе.

Создавалась «Пиковая дама» в условиях поистине экстремальных. Театр, как известно, находится в состоянии реконструкции и ремонта. Случались дни, когда репетиционная зона была полностью отключена от отопления. Но Анна Покидченко репетировала по 8, 9, а то и 10 часов. Из театра ее приходилось «удалять» едва ли не специальным приказом директора…

Удивительная стойкость, удивительная судьба и удивительный артистический талант и человеческий дар… Ее жизнь не ограничивается сценой. Долгие годы Анна Яковлевна является членом гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу». Ее свеча горит светло и ярко. И мы готовы вслед за несколькими поколениями влюбленных в нее поклонников повторять, что счастливы жить с ней в одном городе и наслаждаться ее талантом.

Как артист артисту

Иван Ромашко, народный артист России, ведущий солист Театра музыкальной комедии:

— Она актриса очень яркая, проникновенная, красивая. В первый раз Анну Яковлевну я увидел в «Иркутской истории» Арбузова. Она меня, как говорится, поразила с первого взгляда. Потом ходил на спектакли с ее участием часто. Уже в последние годы, когда мы вместе с ней стали членами клуба «Зажги свечу», довелось познакомиться с ней ближе. Узнал ее как доброго, гостеприимного, доброжелательного человека. Ее спектакль «Гарольд и Мод» мы смотрели всем клубом. Всегда был и остаюсь в числе поклонников ее необыкновенного таланта.

Валерий Егудин, народный артист СССР, председатель регионального объединения СТД России:

— Анну Покидченко помню еще с ее роли в «Барабанщице». Сначала обратил внимание на ее необыкновенный голос — глубокий, низкий, красивый, узнаваемый. Она — актриса необыкновенного эмоционального заряда, необыкновенной энергетики. Она может держать в напряжении зал — это редкое качество, которое дается далеко не каждому актеру. На сцене она всегда — индивидуальность. Ее появления всегда ждешь.

Юрий Юкечев, композитор, председатель Новосибирского отделения Союза композиторов, профессор консерватории:

— Масштаб творческой личности Анны Покидченко мне довелось постичь еще во время моей работы в «Красном факеле», где я был заведующим музыкальной частью. Одно из счастливейших событий той поры — работа над спектаклем «Гарольд и Мод». Анна Яковлевна была неподражаема. Помню, как потрясала ее игра зрителей, как с заплаканными глазами покидали зал иностранцы. Шли годы, менялись Гарольды, но спектакль жил, потому что оставалась Мод — Анна Покидченко. Для меня работа с ней была счастьем. Она большая актриса — не только для города, но и для всей России. Я присоединяюсь к поздравлениям и желаю Анне Яковлевне долгие и долгие годы радовать нас своей несравненной игрой.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: