Новосибирск 1 °C

Восточно-сибирскаяэкспрессия

27.10.2007 00:00:00

На открытый региональный фестиваль-конкурс по восточному танцу — «El Fan El Arabi» в Новосибирск съехались более ста танцорок из Новосибирска, Томска, Барнаула, Кемерова, Юрги, Бердска… Оценивали сибирских танцовщиц не местные эксперты-хореографы, а представители Международной ассоциации артистов Египта: Нур (танцовщица), Усама Имам (знаток фольклорного танца) и Яссер аль-Сувэйри (сирийский певец и музыкант).

Танцуют все!

Восточные танцы всенародно ассоциируются исключительно с танцем живота. Но это не так. Они включают в себя много стилей и направлений, и это не обязательно легкость и игривость в движении женщин в ярких одеждах под музыку. Один из стилей, например, называется дабка и исполняется только мужчинами. Александрийский, с которым тоже познакомились зрители, танец портовых девушек, в коротких платьях и головных уборах, отдаленно напоминающих русские кокошники. Некоторые народные танцы исполняются в очень длинных одеяниях, наподобие рубах с тростями, кинжалами и другими аксессуарами.

Исполнять арабские танцы могут все, независимо от возраста. Если вы выглядите молодо, то паспортные данные значения не имеют. На восточной сцене, по словам Нур, важен товарный вид. В Египте есть популярные танцовщицы, которым далеко за сорок и пятьдесят. Многие из них, чтобы продлить жизнь в танце, делают пластические операции.

— И раскрываешься лучше, когда становишься старше, — считает египетская танцовщица. — По-разному танцуешь и после замужества, и после рождения ребенка. Поэтому, возможно, это искусство так близко именно женщине. С возрастом лучше ощущаешь танец, а в пятнадцать лет его сложно почувствовать. В Египте это не только прибыльный бизнес. Танцуют и ради искусства. Мне приходилось работать и в других арабских странах, где зарабатывала очень прилично, но остановила свой выбор на Египте, потому как он считается центром арабского искусства.

Мистический танец трайбл от бердской группы «Найма Хей»

К формам танцовщиц тоже определенные требования. Девушка или женщина должна быть похожа на скрипку, или, как у нас называют, на гитару. Плохо быть тощей и очень полной. В Египте худенькие танцорки не проходят отбор. Хотя, если они будут долго тренироваться, то и у них вскоре появляются более привлекательные для танца и зрителей округлости: тело можно моделировать. Костюм должен соответствовать приличиям — без откровенно голого живота, который следует прикрывать прозрачной сеточкой. Публика должна смотреть не на тело, а на движения исполнительницы.

Усама Имам и Нур «зажигают» по-александрийски

— В России зрители больше реагируют на ритмику, а в Египте смотрят на то, как ты сливаешься с музыкой, — рассказывает Нур. — Можно сказать, читают танец. Европейское понимание музыки иное, чем арабское. Русские женщины, имея за плечами какую-нибудь танцевальную, спортивную школу или фитнес, привносят в танец что-то свое. Они более легко воспринимают чужую культуру. Арабские женщины не все превосходно танцуют от рождения, как это принято считать.

Усама Имам, преподаватель и директор труппы фольклорного танца «Каомея Групп», представляет Египет на многих фестивалях по всему миру. Говорит, что он приверженец именно русской школы.

— Танец живота — действительно только для женщин, — уточняет он. — Так уж исторически сложилось. В нем проявляется именно женская сексуальность. И арабским мужчинам невероятно неприятно смотреть, как танцуют мужчины, даже — и особенно! — если все делают очень правильно, как женщина. Ну не совсем так он понимается.

Московская прима Египта

Нур несомненно покорила зрителей эмоциональностью и мастерством, несмотря на то, что накануне концерта пожаловалась, что после родов немного не в форме: «уж больно по-восточному округлилась».

Она отлично говорит по-русски и по-английски и прекрасно танцует по-арабски. Кто она? Загадочная танцовщица родилась в Москве, и зовут ее Татьяна. Увлеклась узбекскими, таджикскими и азербайджанскими танцами еще в восьмилетнем возрасте. Через два года выступала на профессиональной сцене. С арабским танцем Татьяна познакомилась благодаря фильму-концерту народной узбекской артистки. Потом уже сама изобрела новые движения. Потом сформировала собственный стиль и уникальную технику и стала называть себя не Татьяной Федяевой, а Нур (в переводе с арабского — свет). Девушкой-подростком создала свой собственный ансамбль — фактически первый восточный балет в Москве. Достаточно скоро она стала выезжать, сопровождаемая мамой, на гастроли по контрактам в Иорданию, Арабские Эмираты, Турцию, Грецию, Шри-Ланку. И не раз слышала от местных артистов, что ей лучше всего работать в Египте.

Когда приехала в Каир — восторги приутихли. Столкнулась со многими проблемами местного шоу-бизнеса. Потом познакомилась с будущим мужем — Яссером, который и помог справиться с множеством неприятностей (в 2003 году иностранкам министр труда Египта запретил танцевать).

Яссер — сирийский певец. Он — один из инициаторов создания Международной ассоциации артистов Египта, которая занимается благотворительной и артистической деятельностью, а также защищает права иностранных артистов в Египте и организует концерты известных арабских танцоров, поддерживает фестивали восточного танца в разных странах, в том числе и в России.

Сейчас Нур живет и работает в Каире. За это время она выступила во всех пятизвездочных отелях, хотя основная концертная деятельность в Египте проходит на свадьбах. Египетская свадьба — большой ритуал и очень важное событие. Это не как у нас: посидели-выпили… Там есть, конечно, и алкогольные свадьбы, но их очень мало. Обычно гости не едят, когда артисты выступают. Информация о хорошем танцоре распространяется из уст в уста — по «сарафанному радио». Свадьбы являются своеобразным срезом египетского общества, туда приглашаются все родственники новобрачных, иногда количество приглашенных достигает тысячи и даже больше. Ни один ресторан или ночной клуб не даст артисту такой аудитории. Если ты понравилась, то приглашают на следующую свадьбу этой семьи или кого-то из гостей. Так в Египте становятся «семейными танцовщицами».

Заметки после концерта

Свечи — горели, бёдра — играли

…Самым юным участницам, победившим в номинации «Юниоры», — по 13 лет. Это Надежда Борисовская (Новосибирск) и Анжелика Харчилава (Барнаул). Остальным участницам было за двадцать и за тридцать лет.

…Первое место в номинации «мужчины» занял новосибирский танцор Сергей Ермаков. Танец живота в его исполнении получился даже лучше, чем у женщин. Хотя, если честно, зрелище — на любителя.

…Новосибирская танцовщица с пятнадцатью горящими свечами на голове произвела на зрителей особое впечатление. Покачивалось не только пламя свечей, но и «богатые» формы танцовщицы.

Фестиваль придумали, чтобы поднять уровень исполнения восточного танца в Сибири. Так, по крайней мере, считают организаторы. Какой-то уровень, конечно, у сибирячек есть, но… Два-три года назад у местных танцорок было очень мало информации, преподаватели много чего не знали и не умели. Говорят, что ситуация меняется — девочки начинают лучше танцевать. Организаторы конкурса признают, что «восточный танец — это не спортивное соревнование, а искусство. Здесь нет победителей и проигравших, так как в каждой танцовщице есть талант и индивидуальность».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: