Новосибирск 6.5 °C

У вас есть точки роста!

16.11.2007 00:00:00

Сергей Иванов о развитии Новосибирской области

Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Сергей Иванов ответил на вопросы ведущих журналистов новосибирских средств массовой информации. Вопросов было немало…

— Что можно сказать о потенциале Новосибирской области как точки роста в системе инновационного развития российской экономики и науки?

— Если говорить о потенциале области как точке роста в системе инновационного развития российской экономики и науки, то можно отметить, что за последние годы областной администрации совместно с Сибирским отделением РАН и другими партнерами удалось организовать системную работу по формированию и развитию научно-технической и инновационной деятельности.

Есть позитивные сдвиги и в создании системы эффективного трансфера разработок и технологий с целью производства на их основе конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

В качестве примера отмечу следующие проекты:

— межрегиональная межотраслевая программа «Силовая электроника Сибири»;

— проект по созданию белково-витаминно-минеральных добавок для аграрно-промышленного комплекса;

— пилотный проект по созданию геоинформационной системы для принятия управленческих решений в случае чрезвычайных ситуаций и для управления агропромышленными хозяйствами Новосибирской области.

Развивается и инфраструктура инновационной деятельности.

В 2003 году указом президента РФ поселку Кольцово присвоен статус наукограда и начата реализация программы его социально-экономического развития. О реализации проекта по созданию технопарка я уже говорил. Отмечу лишь, что среди сети его инновационных центров отмечается успешная работа Инновационного центра Кольцово, фактически выполняющего по масштабам работу регионального центра. Центр имеет положительный опыт сотрудничества со странами Европейского союза. Кроме того, совместными решениями заинтересованных административно-научных структур созданы ассоциации фирм наукоемкого бизнеса: «Сибакадемсофт» и «Сибакадеминновация», позволяющие успешно осуществлять координацию работ малых фирм по инновационной деятельности и решать социальные вопросы.

Другим важнейшим направлением повышения научно-технического потенциала области является совершенствование системы подготовки и закрепления научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса. В рамках президентской Программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства проводится обучение молодых предпринимателей по направлениям: «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит», «менеджер инновационного бизнеса».

С 2000 года администрация Новосибирской области за счет своего бюджета реализует целевую программу подготовки специалистов для села и городов областного значения (обучение оплачивается из областного бюджета).

Можно с полным правом считать научно-экономический потенциал области своего рода точкой роста в инновационном развитии национальной экономики и науки. По мере отработки механизмов функционирования территории инновационного развития в новосибирском Академгородке и накопления опыта можно в перспективе приступить и к созданию аналогичных территорий в Томске, Красноярске, Иркутске, где имеются мощные образовательные и научные центры.

— Как вы оцениваете деятельность такого оборонного предприятия, как Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова?

— Деятельность любого предприятия оценивается прежде всего по конкретным результатам, по качеству и востребованности выпускаемой продукции. Основная продукция НАПО имени В. П. Чкалова — боевая авиационная техника. И, как известно, последней его разработкой, уже запущенной в серийное производство, стал Су-34. Этот самолет предназначен для замены таких известных боевых машин, как Су-17, Су-24 и Миг-27.

По мнению специалистов, уровень бортового радиоэлектронного оборудования Су-34 позволяет отнести его к боевым самолетам пятого поколения.

В настоящее время Су-34 рассматривается как одна из приоритетных программ наших Военно-воздушных сил. Поставки начались с прошлого года. До 2010 года ВВС России получат полк этих новейших многофункциональных машин, на которых, в зависимости от задач, можно вести воздушный бой или поражать наземные цели за тысячи километров от места базирования.

Самолет имеет значительный потенциал дальнейшего развития. В настоящее время уже ведутся работы по созданию его новых вариантов: самолета-разведчика и самолета РЭБ. Так что сам факт разработки и производства новейшего боевого самолета как нельзя лучше отражает состояние дел на предприятии, характеризует его производственный и кадровый потенциал.

Однако, говоря о НАПО имени Чкалова, следует упомянуть еще один важный момент, без которого оценка деятельности объединения была бы неполной. Я имею в виду конкретные шаги по пути диверсификации производства за счёт увеличения выпуска гражданской авиационной техники. Примером может служить участие НАПО в кооперации по производству первого российского регионального лайнера SSJ-100.

— Новосибирская область — крупнейший транспортный узел. Одна из задач — создание многофункционального транспортного комплекса, включающего воздушный, речной, железнодорожный и автотранспорт. Как вы оцениваете сотрудничество администрации Новосибирской области с бизнесом и федеральными органами власти в решении этой задачи?

— 1 июня этого года при посещении Новосибирска в рамках рабочей поездки в Сибирский федеральный округ я проводил совещание по вопросам развития транспортного комплекса Новосибирской области. Эта задача имеет особую актуальность. Ее решение во многом предопределяет не только успех реализации проектов социально-экономического развития региона, но и эффективность функционирования всей транспортной инфраструктуры страны.

И это не преувеличение. Новосибирск относится к числу наших крупнейших транспортных центров, органически вписывающихся в систему международных транспортных коридоров. Естественно, в месте пересечения воздушных, речных, железнодорожных и автомобильных трасс должен действовать современный многофункциональный транспортный комплекс.

Как известно, работы в этом направлении уже ведутся. Только в текущем году на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры области из федерального бюджета выделено почти 4 миллиарда рублей. Средства, сами понимаете, немалые. Эффективность их реализации напрямую зависит от четкой координации деятельности всех участников этой широкомасштабной работы. Именно согласованность действий на федеральном и региональном уровне, а также вопросы партнерства государства и бизнеса были в числе ключевых тем совещания в Новосибирске.

В настоящее время в области реализуется сразу несколько транспортных проектов. В авиационном комплексе — это создание регионального хаба на базе аэропорта Толмачево. В рамках этого проекта на развитие аэродромной части и строительство инфраструктурных объектов в течение 10 лет будет потрачено 15 миллиардов 700 миллионов рублей. Из них 12 миллиардов инвестирует группа «Промышленное развитие», около 3 миллиардов поступит из федерального бюджета и 612 миллионов предоставит область в виде налоговых льгот и субсидий по банковским кредитам.

В Толмачево будут новые пассажирский и грузовой терминалы, гостиницы, свой цех бортового питания, а также логистический, выставочный и торгово-развлекательный центры. По прогнозам, это позволит вдвое увеличить грузопоток к 2010-му, а пассажиропоток — к 2015 году.

Самый крупный региональный автодорожный проект — строительство северного обхода Новосибирска — автомобильной дороги Омск — Новосибирск с мостовым переходом через реку Обь у поселка Красный Яр. Стоимость строительства первой очереди — почти 11 миллиардов рублей. Движение по этому участку планируется открыть в 2009 году. Ввод в эксплуатацию этой автодороги позволит снять с дорожной сети города такую нагрузку, как транзитный транспорт, и, следовательно, повысить комфортность и безопасность движения, улучшить экологическую обстановку.

Не менее важной является строительство дороги, дублирующей «Чуйский тракт» на участке Новосибирск — Линево. Эта дорога протяженностью 101 км, с 11 мостами, 14 путепроводами и 7 двухуровневыми транспортными развязками разгрузит федеральную автотрассу. Начало строительства планируется с 2010 года.

Аналогичные меры по повышению экономической эффективности и, что не менее важно, социальной комфортности принимаются на водном и железнодорожном транспорте области. Комплексное развитие Новосибирского транспортного узла — это своего рода пилотный проект. Здесь будут опробованы технологические и организационные подходы, которые в дальнейшем можно применять при создании других мультимодальных транспортных узлов как в Сибири, так и России в целом.

— Одной из актуальных проблем аэропорта Толмачево является затянувшееся строительство второй взлетно-посадочной полосы. Каковы, на ваш взгляд, реальные сроки завершения строительства этого объекта?

— Строительство новой взлетно-посадочной полосы в Толмачево, мягко говоря, затянулось. С учетом остановки работ в 1996 году — на целых двадцать лет. Даже если не брать в расчет наши планы по созданию на базе аэропорта мощного регионального транспортного узла, проект расширения Толмачева все равно необходимо завершать в максимально короткие сроки.

У нас не так много аэропортов класса «А», технические возможности которых позволяют принимать любые виды пассажирских и грузовых воздушных судов. Кроме того, мы должны максимально использовать выгодное географическое положение Толмачева, весьма благоприятное, например, для стыковки дальних магистральных рейсов из Европы в Китай, Корею, Юго-Восточную Азию.

Аэропорт, даже в нынешнем состоянии, занимает шестое место в России по объему пассажирских перевозок и десятое место по обработке груза и почты.

Только в прошлом году аэропорт обслужил более полутора миллионов пассажиров, его выручка составила почти два с половиной миллиарда рублей, что принесло предприятию прибыль около двухсот миллионов рублей.

Вторая же взлетно-посадочная полоса позволит существенно повысить производственный потенциал аэропорта, расширить его аэронавигационные возможности, более чем в два раза увеличить интенсивность полетов воздушных судов. Учитывая это, возведение второй ВПП планируется завершить в 2008 году. Чтобы не сорвать намеченные сроки, финансирование работ в этом году было увеличено на 200 миллионов рублей, а в целом расходы федерального бюджета на строительство новой полосы составят около трех миллиардов рублей. И эти серьезные средства не должны, как говорится, уйти в песок. Они должны «работать», принося реальную прибыль.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: