Новосибирск 2.9 °C

Ленточка жизни

22.11.2007 00:00:00

Письма читателей

Фото Егора ЛАВЛИНСКОГО с сайта render.ru

Во втором классе идет урок, посвященный родословной ребят, их генеалогическому древу. Родители, родня, родить, родственники, родной, родник, Родина…

— Это было в начале нашего века. По берегу моря шла прекрасная девушка с грустным лицом. Её волосы украшала скромная вязаная тесемка. Ей встретился юноша. Они разговорились. И очень понравились друг другу. Когда встретились вновь, юноша подарил девушке красивую ленточку, которую она вплела в свои волосы… — Голос Маши звенел от волнения. — Это были мои прабабушка и прадедушка. Ленточка потом перешла к моей бабушке, от нее — к моей маме. А теперь она принадлежит мне. Вот она.

Маша показывает классу ленточку, связавшую время и судьбы людей, прошлое и настоящее.

Маша не успела сесть, как многим ребятам захотелось тоже высказаться.

— А у нас чемодан, деревянный, — начал рассказывать Саша. — Его сколотил мой дедушка, когда уходил из деревни на заработки в город. Потом с ним поехал учиться мой папа. Я вырасту и тоже возьму этот чемодан. Мы его очень бережем.

Мы долго готовились к этому уроку на всех других. Знаем ли мы свои родственные корни? Что сохранил наш язык, что сохранил быт семьи, что помнят родные?

Человек без корней — человек без прошлого, он ни к чему не привязан, ни за что не отвечает. Перекати-поле, человек без отчества, без Отечества. Но ведь не ребенок, а взрослые бывают повинны в такой беде. Со взрослых и начали.

Можешь ли назвать поселок, где они родились, улицу, где они жили, примечательные события из биографии семьи? Долго и кропотливо готовили мы все вместе — родители и дети — программу нашего поиска. Цель была одна — восстановление общечеловеческих ценностей, а не «классовой морали». Генеалогическое древо, нарисованное семьей, оказалось с богатой кроной, мощным стволом, многочисленными ветвями и корнями.

Но не у всех. Не все могли назвать имя прародителей и род их занятий. И можно ли кого-то упрекать в «беспамятстве»? Мы пережили страшный период в истории России, когда целые поколения «вырубались» (в прямом и переносном смысле) из памяти людей, канули в небытие, раскулаченные, раскиданные по необжитым местам, обреченные на забвение. Их упоминание в недалекое время было чревато санкциями, запретами, ограничениями. Их дети, если удалось сбежать и спастись, не смели упоминать о родителях.

…Прабабушка Кати долго скрывала имя супруга, хотя этим человеком стоило гордиться. Знавшие его свидетельствуют, что это был благородный человек, почитаемый в селе, истинный духовный наставник. Для детей же родственные связи с ним могли стать шлагбаумом при поступлении в вуз, комсомол, партию, на работу. Сельский священник, он был расстрелян как враг народа. И вот впервые на уроке публично и с благодарностью названо его имя.

Деды Светы и Веры пережили зверства коллективизации. Этим семьям также пришлось десятилетиями помалкивать о своих «родственных связях». Ныне еще робко, с оглядкой, старшее поколение начинает рассказывать потомкам забытую родословную.

Эстафетой, так сказать, материальной основой этой связи и стали различные предметы быта, которые бережно охраняются, передаются из поколения в поколение, обрастают легендами, оживают в рассказах… С помощью этих вещей прошлое для малышей встает зримо, его можно «пощупать», подержать в руках.

Порой сделанные добротно добрыми руками и сохраненные добрыми сердцами, они могут еще служить нынешнему поколению. О реликвиях дети рассказывали и на уроке, и в своих сочинениях, которые они писали, перед тем обсуждая подробности в семьях.

«Старинная вещь у нас — пианино. Красивое, черное, а внутри все золотое и струны тоже золотые. А когда открываешь пианино, на крышке герб — двуглавый орел. Внутри есть медаль, где написано, что инструмент сделан в городе Санкт-Петербурге в 1900 году. Это пианино моего прадедушки», — пишет одна второклашка.

«У нас в доме есть старинная вещь — самовар. Его подарили моему дедушке на день рождения. Самовар миниатюрный, но он самый настоящий. Вскипятить в нем воду можно только с помощью древесных углей. Он сделан в 1870 году товариществом паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева в городе Тула», — рассказывает другой юный исследователь.

Старинные книги, старый компас, древняя икона, скульптура экзотической цыганки («прадедушка привез из Италии»), сотканный бабушкой коврик, написанная дедушкой монография, потускневшие фотографии начала века — многообразная, наполненная светом любви, добра и мужества жизнь тех, кто украшал эту землю до тебя…

Удивительно добрыми были все детские сочинения — не о производственных успехах и битвах, как писали предыдущие поколения, а о внутреннем свете семьи.

«Моей прабабушке 84 года. Она очень старенькая. Ее зовут Наталья Алексеевна. Она вырастила пятерых детей. У нее восемь внуков, шесть правнуков и скоро появится праправнук. Бабулю все очень любят. Скоро у нее будет юбилей, и вся большая семья соберется вместе», — рассказывает в красочно оформленном сочинении Оля.

Итог этой долгой работы оказался Уроком в высоком смысле и для взрослых: восстановилась не только память, но и добрые отношения. Навещали дальних родственников, чтобы узнать подробности о прадедах, готовили подарки дедушкам и бабушкам, рисовали, лепили, вышивали, писали письма в другие города. На этот «час родства» пришел и папа, решивший жить отдельно от семьи, но тут как бы получивший новый импульс к размышлению ли, к чувству ли…

Ведь этот урок, объединивший дедушек, и матерей, и детей, рассказывал о том, как через годы и невзгоды прорастает неистребимая и непобедимая Любовь. Одна она спасла и сохранила и память, и семью, и жизнь, продолженную в новом поколении.

Всемирно известный психолог Эрих Фром писал в своей книге «Искусство любви»: «Что один человек дает другому? Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, он дает свою жизнь. Но это не обязательно должно означать, что он жертвует свою жизнь другому человеку. Он дает ему то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль — все переживания и все проявления того, что в нем есть живого».

К постижению этой истины через годы и готовит моих малышей урок, на котором Маша показывает друзьям голубую ленточку, вплетенную когда-то прадедушкой в косу далекой юной прабабушки, ленточку, сохраненную как святыню, имя которой — Любовь.

Л. Батурина,
учитель-методист
162-й школы,
заслуженный учитель РФ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: