Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Покаяние через осознание

29.11.2007
Публикация статьи «Полигон смерти» об обнаруженных останках мученически погибших священников, как и предполагалось, вызвала довольно широкий резонанс.

Когда поставится точка в череде Божьих наказаний?

Прежде на Руси был обычай в знак покаяния ставить Поклонные кресты
Кадр из фильма «Остров»

Публикация статьи «Полигон смерти» об обнаруженных в селе Волчанка Доволенского района останках мученически погибших священников, как и предполагалось, вызвала довольно широкий резонанс. По крайней мере в течение нескольких дней Новосибирскую епархию одолевали телефонными звонками журналисты различных СМИ с просьбой поделиться подробностями. Пришлось сотрудникам отсылать звонивших на интернет-сайт «Вечернего Новосибирска». Позже подробная информация об останках была напечатана в «Новосибирском епархиальном вестнике» N 11–12, мы же ответим тем, кто со своими вопросами обратился в нашу редакцию.

Некоторые наши читатели высказали сомнение: а на самом ли деле убитые были священниками? Этому сомнению способствовала и названная одним из местных коммунистов общая цифра казнённых — 63 человека. Откуда, спрашивают читатели, столько священников? По этому поводу можно вспомнить случай, рассказанный местными жителями: однажды во время казни освободившийся от пут священник вступил в схватку с палачами. Поднявшейся суматохой воспользовался приговоренный к смерти дьякон и убежал в лес. Из этого рассказа следует, что среди казнённых могли быть не только священники, но и дьяконы, псаломщики, регенты и прочий церковный причт, который народ и называл «попами». Это, во-первых. Во-вторых, в те времена практически в каждом селе была церковь, а известно, что в Волчанку на казнь привозили церковнослужителей и из соседних районов. Так что в цифре 63 нет ничего преувеличенного. Сама же эта конкретная цифра вселяет надежду, что всё-таки где-то имеются точные сведения не только о количестве казнённых, но и их списки, и конкретные места захоронения.

В-третьих, сразу же после полученной информации о найденных в поле за селом Волчанка останках, представители Новосибирской епархии тщательно расспросили местных жителей: на каком основании они утверждают, что эти останки принадлежат именно священнослужителям? Оказывается, в селе никто в этом даже не сомневался — то, что за селом похоронены замученные служители Церкви, было известно всегда. Вопрос же, почему до сих пор молчали, так и остался открытым. Видимо, мучила совесть. Подспудная, запрятанная в уголки сознания, эта совесть при первом же случае вдруг выплеснулась в виде свидетельских показаний коренных волчанцев, как на духу поведавших, что ещё в детстве слышали от взрослых рассказы о том, как за поскотиной «убивали попов». И, помимо известного всем палача — местного конюха при МТС Митрохи Ширина, назвали ещё несколько фамилий тех, кто непосредственно участвовал в казнях. Фамилии эти мы публиковать не будем, так как, в отличие от полностью исчезнувшего рода Ширина, у других палачей остались потомки.

И вот здесь мы подходим, пожалуй, к самому важному моменту этой истории. Часто приходится слышать: зачем все эти публикации о репрессиях? Ну, было и прошло. Значит, того требовала историческая ситуация. Зачем ворошить прошлое и искать крайних? Поговорили в 1956 году на XX партсъезде и хватит. Но дело в том, что крайних, а точнее — виновных, никто не ищет, они известны. А вот сама историческая ситуация требует осмысления.

Что же происходило в нашей стране в 20–50-е годы прошлого столетия? Почему с молчаливого согласия населения, а зачастую и при его активной поддержке в течение десятилетий методично уничтожались сотни тысяч человек? По этому поводу написано множество трудов, но однозначного ответа, удовлетворяющего всех, так и нет. Одно лишь ясно, что все эти неслыханные репрессии — плата по счетам, и не всегда по счетам чужим. Не секрет, что практически все российские сословия приложили руку к революциям Февральской и Октябрьской) 1917 года, по крайней мере некоторые — своим равнодушием и декларируемым нейтралитетом. Но даже за это молчание пришлось, в конце концов, ответить, не говоря уже об ответе за содеянное. И отвечать приходится до сих пор.

Среди иных жителей Доволенского района сильна тоска по канувшим в Лету советским временам. Дескать, раньше закрома зерноскладов были забиты, в клубах собиралась молодёжь, а в школах звенели детские голоса. Но вот что пишет в своей книге «Календарные обряды» профессор Елена Фурсова: в отчёте 1939 года «Доволенский райисполком перечислил сёла, где церкви к моменту подачи отчёта были уже закрыты: Довольное (хлебопункт зерна), Индерь (хлебопункт зерна)… Волчанка (школа + изба-читальня), Баклуши (заготзерно), Ильинка (клуб + изба-читальня)… Ярковская (клуб), Утянка (школа)…». Может, потому и опустели сейчас все эти учреждения, поскольку сооружали их из порушенных церквей?

В наших российских сёлах живут ещё либо те, кто сами когда-то крушили храмы, либо молчаливо наблюдали, рачительно присматривая: что бы из порушенного приспособить в своём хозяйстве. Выросли дети, которые на школьной переменке бегали в нужник, построенный на месте алтаря, а у себя дома прыгали по ступенькам, сооружённым из храмовых икон. Так, может быть, корни деревенской разрухи уходят в более далёкие времена, нежели во времена перестройки?

«Мне отмщенье и Аз воздам». Эти слова Бога недвусмысленно говорят, что за любое неправедное деяние придётся отвечать. Так как же поставить точку в череде Божьих наказаний? В этом году двойного юбилея — 90-летия Февральской и Октябрьской революций и 70-летия Большого террора, часто звучит слово покаяние. Покаяние в церковном понимании — это осознание содеянного и исправление себя, дабы этого содеянного не повторять. В прежние времена на Руси был обычай в знак покаяния строить церкви, которые в народе называли покаянными, и ставить Поклонные кресты. Мысль о Поклонном кресте возникала и у сельчан из Волчанки. Вышеупомянутая статья в «Новосибирском епархиальном вестнике» заканчивается следующей припиской: «Жители села Волчанка просили передать владыке Тихону просьбу поставить на месте разрушенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Поклонный крест, чтобы их потомки помнили об этом святом месте и берегли его». Вроде бы растрогаться нужно, но уж больно напоминает эта просьба выражение из известной сказки: «Битый небитого везёт». Невольно возникает вопрос: чьё же покаяние должен выразить этот Поклонный крест, и отчего сельчане заботу о своих потомках перекладывают на чужие плечи? Это половинчатое раскаяние волчанцев, а также показательно равнодушное отношение жителей Довольного к истории с обнаруженными останками лишний раз подтверждает, что полного осознания происшедшего в нашем обществе так и не произошло. Следовательно, нет и покаяния.

В православной газете Севера России «Вера» как-то прошла информация о том, что в районе бывших сталинских лагерей Республики Коми состоялся покаянный крестный ход. В этом крестном ходе приняли участие и несколько десятков потомков тех, кто когда-то отбывал срок в северных лагерях. Думается, что когда в подобных крестных ходах также примут участие потомки тех, кто в эти лагеря отправлял безвинных людей, а жители российских сёл сами начнут устанавливать Поклонные кресты и возводить храмы, разрушенные их предками, вот тогда-то и наступит в нашей стране момент истинного покаяния, гарантирующего, что страшные времена репрессий уже не вернутся.

Валерий Мельников

Резонанс
Новости
Накануне, 11 декабря, отмечали скорбную дату. В этот день вспоминают воинов, погибших в вооруженном конфликте в Чечне. Количество жертв чеченской кампании исчисляется десятками тысяч человек. По различным данным, количество убитых за 10 лет колеблется от 40 до 120 тысяч человек. О том, как стреляли без предупреждения, писали завещания, уходя на войну, и почему желающих отправиться в Чечню среди российских силовиков было огромное количество, рассказал Максим Е., обладатель трех Орденов Мужества. За его плечами – 13 командировок в Чечню во время первой и второй кампаний.
Кулачные бои, брань и крысиный яд - управдомы превращаются в царьков своего маленького мира и упиваются властью. Отключение электричества, проколотые шины, побои и оскорбления – какие бесчинства творят старшие по дому и можно ли свергнуть домомучителей?
Олениху Миланью, которую водители подобрали на трассе, отправили на лечение в Барнаул. Дальнобойщики привезли животное на склад, сделали специальную лежанку из сена и оказали первую помощь.
12.12.2018 фото
С 1 января 2019 года во всех регионах страны начинается переход на новую централизованную систему обращения с твердыми коммунальными отходами. 1 млрд 77 млн выделено Новосибирской области из федерального бюджета для решения мусорных проблем. Сегодня из 1500 населенных пунктов области мусор вывозят только в 180. Проблемы несанкционированных свалок, возможные тарифы и вывоз мусора из отдаленных районов обсудили участники круглого стола сегодня, 12 декабря.
Рекорд по продолжительности поставили публичные слушания, которые проходили вчера, 11 декабря, в администрации Советского района. Они продолжались более четырех часов, и на них обсуждался только один вопрос. В формулировке мэрии Новосибирска он звучал так: «О проекте планировки территории, ограниченной шлюзовым каналом, створом перспективного моста через реку Обь, Бердским шоссе и границей городских лесов в Советском районе».