Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Покаяние через осознание

29.11.2007
Публикация статьи «Полигон смерти» об обнаруженных останках мученически погибших священников, как и предполагалось, вызвала довольно широкий резонанс.

Когда поставится точка в череде Божьих наказаний?

Прежде на Руси был обычай в знак покаяния ставить Поклонные кресты
Кадр из фильма «Остров»

Публикация статьи «Полигон смерти» об обнаруженных в селе Волчанка Доволенского района останках мученически погибших священников, как и предполагалось, вызвала довольно широкий резонанс. По крайней мере в течение нескольких дней Новосибирскую епархию одолевали телефонными звонками журналисты различных СМИ с просьбой поделиться подробностями. Пришлось сотрудникам отсылать звонивших на интернет-сайт «Вечернего Новосибирска». Позже подробная информация об останках была напечатана в «Новосибирском епархиальном вестнике» N 11–12, мы же ответим тем, кто со своими вопросами обратился в нашу редакцию.

Некоторые наши читатели высказали сомнение: а на самом ли деле убитые были священниками? Этому сомнению способствовала и названная одним из местных коммунистов общая цифра казнённых — 63 человека. Откуда, спрашивают читатели, столько священников? По этому поводу можно вспомнить случай, рассказанный местными жителями: однажды во время казни освободившийся от пут священник вступил в схватку с палачами. Поднявшейся суматохой воспользовался приговоренный к смерти дьякон и убежал в лес. Из этого рассказа следует, что среди казнённых могли быть не только священники, но и дьяконы, псаломщики, регенты и прочий церковный причт, который народ и называл «попами». Это, во-первых. Во-вторых, в те времена практически в каждом селе была церковь, а известно, что в Волчанку на казнь привозили церковнослужителей и из соседних районов. Так что в цифре 63 нет ничего преувеличенного. Сама же эта конкретная цифра вселяет надежду, что всё-таки где-то имеются точные сведения не только о количестве казнённых, но и их списки, и конкретные места захоронения.

В-третьих, сразу же после полученной информации о найденных в поле за селом Волчанка останках, представители Новосибирской епархии тщательно расспросили местных жителей: на каком основании они утверждают, что эти останки принадлежат именно священнослужителям? Оказывается, в селе никто в этом даже не сомневался — то, что за селом похоронены замученные служители Церкви, было известно всегда. Вопрос же, почему до сих пор молчали, так и остался открытым. Видимо, мучила совесть. Подспудная, запрятанная в уголки сознания, эта совесть при первом же случае вдруг выплеснулась в виде свидетельских показаний коренных волчанцев, как на духу поведавших, что ещё в детстве слышали от взрослых рассказы о том, как за поскотиной «убивали попов». И, помимо известного всем палача — местного конюха при МТС Митрохи Ширина, назвали ещё несколько фамилий тех, кто непосредственно участвовал в казнях. Фамилии эти мы публиковать не будем, так как, в отличие от полностью исчезнувшего рода Ширина, у других палачей остались потомки.

И вот здесь мы подходим, пожалуй, к самому важному моменту этой истории. Часто приходится слышать: зачем все эти публикации о репрессиях? Ну, было и прошло. Значит, того требовала историческая ситуация. Зачем ворошить прошлое и искать крайних? Поговорили в 1956 году на XX партсъезде и хватит. Но дело в том, что крайних, а точнее — виновных, никто не ищет, они известны. А вот сама историческая ситуация требует осмысления.

Что же происходило в нашей стране в 20–50-е годы прошлого столетия? Почему с молчаливого согласия населения, а зачастую и при его активной поддержке в течение десятилетий методично уничтожались сотни тысяч человек? По этому поводу написано множество трудов, но однозначного ответа, удовлетворяющего всех, так и нет. Одно лишь ясно, что все эти неслыханные репрессии — плата по счетам, и не всегда по счетам чужим. Не секрет, что практически все российские сословия приложили руку к революциям Февральской и Октябрьской) 1917 года, по крайней мере некоторые — своим равнодушием и декларируемым нейтралитетом. Но даже за это молчание пришлось, в конце концов, ответить, не говоря уже об ответе за содеянное. И отвечать приходится до сих пор.

Среди иных жителей Доволенского района сильна тоска по канувшим в Лету советским временам. Дескать, раньше закрома зерноскладов были забиты, в клубах собиралась молодёжь, а в школах звенели детские голоса. Но вот что пишет в своей книге «Календарные обряды» профессор Елена Фурсова: в отчёте 1939 года «Доволенский райисполком перечислил сёла, где церкви к моменту подачи отчёта были уже закрыты: Довольное (хлебопункт зерна), Индерь (хлебопункт зерна)… Волчанка (школа + изба-читальня), Баклуши (заготзерно), Ильинка (клуб + изба-читальня)… Ярковская (клуб), Утянка (школа)…». Может, потому и опустели сейчас все эти учреждения, поскольку сооружали их из порушенных церквей?

В наших российских сёлах живут ещё либо те, кто сами когда-то крушили храмы, либо молчаливо наблюдали, рачительно присматривая: что бы из порушенного приспособить в своём хозяйстве. Выросли дети, которые на школьной переменке бегали в нужник, построенный на месте алтаря, а у себя дома прыгали по ступенькам, сооружённым из храмовых икон. Так, может быть, корни деревенской разрухи уходят в более далёкие времена, нежели во времена перестройки?

«Мне отмщенье и Аз воздам». Эти слова Бога недвусмысленно говорят, что за любое неправедное деяние придётся отвечать. Так как же поставить точку в череде Божьих наказаний? В этом году двойного юбилея — 90-летия Февральской и Октябрьской революций и 70-летия Большого террора, часто звучит слово покаяние. Покаяние в церковном понимании — это осознание содеянного и исправление себя, дабы этого содеянного не повторять. В прежние времена на Руси был обычай в знак покаяния строить церкви, которые в народе называли покаянными, и ставить Поклонные кресты. Мысль о Поклонном кресте возникала и у сельчан из Волчанки. Вышеупомянутая статья в «Новосибирском епархиальном вестнике» заканчивается следующей припиской: «Жители села Волчанка просили передать владыке Тихону просьбу поставить на месте разрушенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Поклонный крест, чтобы их потомки помнили об этом святом месте и берегли его». Вроде бы растрогаться нужно, но уж больно напоминает эта просьба выражение из известной сказки: «Битый небитого везёт». Невольно возникает вопрос: чьё же покаяние должен выразить этот Поклонный крест, и отчего сельчане заботу о своих потомках перекладывают на чужие плечи? Это половинчатое раскаяние волчанцев, а также показательно равнодушное отношение жителей Довольного к истории с обнаруженными останками лишний раз подтверждает, что полного осознания происшедшего в нашем обществе так и не произошло. Следовательно, нет и покаяния.

В православной газете Севера России «Вера» как-то прошла информация о том, что в районе бывших сталинских лагерей Республики Коми состоялся покаянный крестный ход. В этом крестном ходе приняли участие и несколько десятков потомков тех, кто когда-то отбывал срок в северных лагерях. Думается, что когда в подобных крестных ходах также примут участие потомки тех, кто в эти лагеря отправлял безвинных людей, а жители российских сёл сами начнут устанавливать Поклонные кресты и возводить храмы, разрушенные их предками, вот тогда-то и наступит в нашей стране момент истинного покаяния, гарантирующего, что страшные времена репрессий уже не вернутся.

Валерий Мельников

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Жителям Новосибирской области, которые планируют поехать в мегаполис на обследование в облбольницу или в гости к родственникам, теперь нужно брать с собой больше денег. С 8 декабря проезд в пассажирском транспорте Новосибирска подорожает. Правда, тем, кому положены льготы, беспокоиться не стоит. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №49 от 4 декабря 2019 года.
На собеседовании есть «условия игры»: одни делают вид, что успешны и востребованы, другие, что выбирают из кучи достойных кандидатов. HR-специалистов называют гавчарками, HRюшами, «херками», их ненавидят так же сильно, как риелторов. «Псевдоработницы с повышенным ЧСВ и синдромом вершительниц судеб», - презрительно говорят кандидаты. «Меня ненавидят, но мне пофигу», - отвечают эйчары.
Инициативу приравнять Кыштовку к районам Крайнего Севера поддержали депутаты на 38-й сессии районного совета. В случае, если эту меру поддержит Правительство РФ, кыштовчане получат северные надбавки и ранний выход на пенсию. Но это еще не точно.
Разработчики инвалидной коляски-вездехода испытали свое изобретение на одном из самых опасных пандусов города - у здания аптеки на улице Немировича-Данченко. Идея родилась во время безобидного спора в интернете.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил о том, что Бургинский мост не будут украшать новогодней иллюминацией. Так он ответил на предложение общественников развесить гирлянды и установить звезду на арке моста через Обь.
Срыв шапок стал самым распространенным видом преступления в 90-е годы. Методы «дергачей» поражают – меховые головные уборы снимали прямо в кабинках туалетов, когда жертва наиболее беззащитна, использовали собак, нагло обчищали в трамваях и не гнушались бить по голове. Милиция в ответ использовала «живцов».
x^