Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Старый дом»: большие перемены и грядущие премьеры

04.12.2007
7 декабря на сцене театра «Старый дом» состоится премьера комедии dell arte «Ворон», поставленной грузинским режиссёром Андро Енукидзе.

Театралов сибирской столицы ожидают приятные сюрпризы

Андро Енукидзе

7 декабря на сцене театра «Старый дом» состоится премьера комедии dell arte «Ворон». В авторском предисловии к пьесе итальянский драматург Карло Гоцци писал: «Я сочинил полушутливое, полусерьёзное представление на неправдоподобнейший сюжет, который бы с лёгкостью заставил зрителя переходить от смеха к слезам».

Для того чтобы осуществить постановку в Новосибирске, был приглашен грузинский режиссёр Андро Енукидзе.

В пьесе «Ворон» есть всё: маскарад в стиле dell arte, фантастические превращения, любовный треугольник, смерть героев и чудесное воскрешение.

— Мы рассказываем грустную комедию о том, как люди пытаются убежать от собственной судьбы, становясь жертвами необходимости, — поясняет режиссер. — Гоцци, а вслед за ним и мы стилизуем сказочный happy end, оттеняя его грустными и ироничными размышлениями о любви и политике.

Постановка «Ворона» в «Старом доме» — это уже второй опыт работы Андро Енукидзе в России. На сцене омского «Пятого театра» он поставил нашумевший спектакль по одному из самых «нетеатральных» романов Достоевского — «Записки из мертвого дома». И добился громкого успеха на Фестивале Достоевского в 2005 году.

Общаясь с прессой, режиссер поведал о своей творческой биографии — буквально в двух словах: окончил Тбилисский государственный институт театра и кино им. Руставели, ставил пьесы не только в родной Грузии, но и в Польше, Турции и многих других странах.

Почему все-таки Андро Енукидзе выбрал «Старый дом» для своей второй по счету «русской постановки»? По словам режиссера, еще находясь в Грузии, он был наслышан о новосибирском театре от своих коллег по профессии.

Приехав в сибирскую столицу, он предложил театральному руководству внушительный портфель пьес, которые хотел бы поставить. Театр выбрал «Ворона», а по каким именно маркетингово-политическим соображениям — осталось тайной.

Впрочем, понятно и без объяснений: любовь, политика, произвол сильных мира сего — эти темы актуальны во все времена.

— Мне кажется, «Ворон» символизирует проклятье, которое висит над просторами бывшего Советского Союза, — размышляет режиссер. — То проклятье, к которому мы привыкли и которое перестали замечать. Хотя зачастую мы, напротив, виним в наших бедах злой рок: мол, 70 лет мы падали в пропасть, царя убили, потом пришли коммунисты, потом демократы, и все, что случилось — это их вина… Понимаете, мне кажется, ворон сидит в каждом из нас. И этого ворона надо выпустить из сердца — чтобы он улетел куда подальше и чтобы мы опять могли жить нормальной свободной жизнью.

Правда, особо заморачиваться по поводу смысловой нагрузки пьесы не стоит. «Ворон» — это прежде всего комедия. И режиссер обещает, что зритель, пришедший просто посмеяться, найдет для себя много веселых и остроумных моментов.

Существует мнение, будто комедия dell arte умирает как жанр, завещая маски кукольному театру. Однако жанровые рамки Андро Енукидзе ничуть не стесняют. Традиционные маски режиссер планирует использовать, а вот костюмы героев Гоцци будут слегка осовременены, выполнены в сдержанной манере. Потому что всякий необдуманный гротеск в условиях небольшого зала уничтожает самое главное — магию театра.

Скромные размеры сцены также не являются помехой для режиссерских замыслов:

— Я много работал в этой жизни — и на больших сценах, и на маленьких. Просто в данном случае пришлось отказаться от некоторых красок и поискать другие. На сцене «Старого дома» можно ставить самые разные спектакли: Ануя, Шекспира, Мольера, Софокла… Люди забыли, что самое главное чудо в театре — это условность. Если мы расстелим на улице коврик и начнем лицедействовать без всякой сцены, без прожекторов и пиар-менеджеров, мы все равно можем добиться реального результата. Посетите Фестиваль уличных театров, и вы поймете, что искусство может состояться при минимальном техническом обеспечении. Я видел прекрасно оборудованные театры: там светят такие суперпрожектора, что магия театра исчезает совершенно. И даже от пьес Достоевского остается одно бесконечное шоу.

На сегодняшний день в «Старом доме» полным ходом идут репетиции: актеры отрабатывают каждое движение, каждую интонацию. Во время репетиций режиссер охотно проигрывает сцены вместе с актерами, подробно объясняет характеры персонажей.

— Деньги, которые мы получаем за работу, всегда маленькие, — признается Андро Владимирович. — А вот настоящее удовольствие в театре только одно — работа с актерами. Мы все — большая команда, плывущая в одной лодке. Если команда достойная, и тонуть весело! От русских актеров я требую только одного — живого переживания и живого слова. Актер должен четко, правильно мыслить, только тогда его мысли будут читабельны. И в русской системе, и в турецкой, и в парагвайской актеры делятся на средних, хороших и никаких. Мне кажется, в театре «Старый дом» очень серьезный, добротный средний состав. Это из моих уст очень большая похвала. Актеры «Старого дома» хотят играть, они пробуют все, что я им предлагаю. В итоге я учусь у них, они учатся у меня. Будет ли наша работа интересна зрителю? Поживем — увидим.

По отношению к зрительским ожиданиям Андро Енукидзе настроен довольно скептически: он считает, что большинство завзятых театралов посещают спектакли просто «по привычке ходить в театр». Как увлечь зрителей по-настоящему? Как заставить людей проникнуться тем, что происходит на сцене?.. Вопрос не из легких.

— Ум должен выражаться не в том, чтобы сделать все непонятно. «Умный» спектакль ясен и кристально-прозрачен для всех, от лауреата Нобелевской премии до бабушки, которая помнит «молодого Никулина» и не знает ровно ничего о модных театральных тенденциях. Такой идеальный театр могут создать только умные люди.

Словом, премьера «Ворона» — дело вполне решенное. «Спектакль будет ярко-театральным, динамичным, красивым и праздничным, — обещает директор театра Антонида Гореявчева. — Надеюсь, он станет хорошим подарком для наших зрителей к Новому году и Рождеству».

Что же касается иных проектов и планов «Старого дома», об этом Антонида Александровна поведала следующее:

— Весь текущий сезон у нас будет построен на международных проектах: подобное сотрудничество окажется мощным стимулом как для труппы, так и для зрителей. На постановку в нашем театре уже дал согласие польский кинорежиссер Кшиштов Занусси: он прислал пьесу американского драматурга Отто Эскина «Дуэт» о судьбе двух актрис начала XX века — Сары Бернар и Элеоноры Дузе. Это уже второй спектакль Кшиштова Занусси в России: первый был осуществлен на сцене МХАТа в 1991 году.

В марте на нашей сцене появится спектакль по самому знаменитому роману Эмиля Золя «Тереза Ракен» — «Жестокая драма в Париже». Поставит его лауреат Государственной премии Грузии главный режиссер Тбилисского государственного русского театра имени Грибоедова Автандил Варсимашвили. С нами готов работать известный литовский режиссер Линас Зайкаускас — знаток современной европейской культуры. А кроме того, мы налаживаем контакты с Французским культурным центром в Москве…

Очевидно, понятие о «государственных границах» в мировом театральном пространстве становится все более условным. Работа по привлечению в Новосибирск французских мастеров сцены ведется в полную силу. И хотя конкретных имен называть не стали, по словам Линаса Зайкаускаса, присутствовавшего на пресс-конференции в «Старом доме», «каждый театр Европы был бы рад иметь эти фамилии на своих афишах».

— Это мировые знаменитости, постоянные участники таких престижных мероприятий, как Авиньонский фестиваль — самый «крутой» фестиваль театрального мира, — сообщает Линас Зайкаускас. — Думаю, в ближайшие пару сезонов не только весь Новосибирск, но и вся Россия будут говорить о театре «Старый дом».

— Через два года, если все пойдет так, как задумано, мы получим потрясающую труппу, которая научится работать в десять раз лучше, — добавляет Андро Енукидзе.

Говоря о своих собственных планах, Линас Зайкаускас заявил, что ему очень нравится Новосибирск и что он готов приступить к долгосрочному творческому сотрудничеству с нашим театром. План работы «Старого дома» составлен аж до 2011 года, поэтому можно уверенно сказать: интересная жизнь театралам сибирской столицы обеспечена надолго.

Резонанс
Новости
Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».

Из-за запаха газа эвакуировали школу в Коченевском районе Новосибирской области. Виной всему – сильный ветер, который от газораспределительной станции дул в сторону школы. Учеников распустили по домам.

В Новосибирске разработали образовательную программу для пожилых людей с нарушением слуха. Пенсионеры пройдут интенсивный курс обучения за десять дней, а потом, как уверяют организаторы, смогут найти работу.
Первое отделение временного пребывания для пожилых людей создано в областном центре. В нем есть все необходимое – спальни, столовая, комната отдыха. Здесь пенсионеры могут не только поправить здоровье, но и расширить свой круг общения.

Если дети прошлого века называют себя «поколением книг», любят вспоминать дворовые игры, то поколение Z увлеченно зависает в виртуальной реальности. «Скоро дети так прикипят к кнопкам и разным гаджетам, что говорить разучатся!» — волнуются родители. Так ли это? Можно ли «очистить» речь ребенка от дефектов? И почему, в каком возрасте, при каких обстоятельствах эти дефекты возникают? Рассказывает Татьяна Матвеева, логопед, филолог, инфопродюсер.
Пожилой мужчина пропал в Карасукском районе Новосибирской области. Пенсионер ушел в заброшенный сад собирать черноплодную рябину, что делал до этого много раз. Удалось найти только ведро и тканевую сумку с ягодой.