Пьеса Алексея Толстого «Касатка», премьерой которой открылся новый театральный сезон в «Старом доме», собирает полные залы
Алексей Толстой известен как зачинатель отечественной научной фантастики (вспомните «Аэлиту», «Гиперболоид инженера Гарина»), автор одного из лучших исторических романов «Петр Первый» и хрестоматийного «Хождения по мукам».
Первые аккорды пьесы навели на тревожное ожидание
Герои Толстого, азартные игроки, пускаются «во все тяжкие», и при этом, казалось бы, чувствуют себя как рыба в воде. По милости судьбы, им приходится отчалить в деревню к тетушке. Бездельничая на лоне природы, они вдруг понимают, что же это такое глубокие страсти и настоящая жизнь. Роковая красотка Касатка на поверку оказывается не такой уж роковой, бесчувственной особой. Ее легкомысленный спутник обнаруживает в глубине души самые нежные порывы. Жуликоватый тип оказывается добрым малым, а простоватая деревенская тетушка всеобщей примирительницей и хранительницей устоев (превосходный характерный персонаж в исполнении Ольги Кандазис). Следить за актерской игрой было, конечно, увлекательно. Хотя мотивация некоторых поступков персонажей, признаться, так и осталась для меня загадкой
Одно из безусловных достоинств «Касатки» блестящие диалоги, полные метких словечек и неожиданных фраз. Борис Стругацкий неспроста именовал Алексея Толстого Мастером с большой буквы: «Алексей Толстой был для нас всегда недостижимой вершиной по части владения русским литературным языком».
Во многих сценах спектакля чувствуются пародийные моменты, подтрунивания над мелодраматическими оборотами сюжета. Впрочем, авторская ирония вполне беззлобна, а финал, который ждет зрителя, будет безмятежным и оптимистичным. И беспроблемным даже до странности. В особенности если учесть, что герои пьесы прожигатели жизни, авантюристы, игроки (ну не могут такие типы обрести рай в шалаше или простое семейное счастье на фазенде у тетушки!). И трудно себе представить, что пьеса эта, увенчанная
«Касатка» увидела свет в 1916 году в ту пору, когда Алексей Толстой
По признанию самого Толстого, «Касатка» была его «любимицей»: «Ни одну пьесу я не писал так легко и весело, как «Касатку».
Бывало и такое, что писатель самолично выходил на сцену в роли Желтухина. Любимый водевиль Толстого прочно вошел в репертуары практически всех советских театров однако после 1937 года пьеса была предана забвению.
Только в конце
Мы приурочили «Касатку»
Когда у тебя есть замечательные партнеры, можно играть все, что угодно, делится мыслями Андрей Бутрин, исполнитель роли Ильи.
Что ж, наверное, многим новосибирцам будет интересно познакомиться с неожиданными (и весьма симпатичными) гранями творчества автора «Петра Первого», «Хождения по мукам».