Зачем нужно образование? Вроде бы понятно, что человек должен уметь читать, писать и считать. Но зачем? Зачем знать классическую русскую литературу? Неужели без нее нельзя прожить? Да, конечно же, можно. Мой друг недавно сказал мне, что на вопрос, кто написал «Войну и мир» получил от студентки педуниверситета ответ «Достоевский«. И что? Не факт, что она выйдет замуж менее счастливо, чем те, кто знает правильный ответ. Скорее наоборот. Потому что у умной и образованной девушки запросы более изысканные.
На самом деле ответ на вопрос о целях образования совершенно не очевиден. И если какой-то ученик начинает задавать вопросы, зачем ему нужна та или иная дисциплина, ответить непросто. Обычно начинают говорить что-то о самой утилитарной пользе, вроде того, что математика нужна, чтобы считать деньги, а русский язык чтобы писать письма. На эти ответы следуют естественные возражения, что деньги и так сумеют посчитать, главное были бы они, эти самые деньги; а письма можно вообще не писать. И их действительно пишут все реже и реже. А биология? Для того, чтобы есть грибы, вовсе не нужно знать их место в линнеевской классификации. Физика? Для того, чтобы пользоваться розеткой, утюгом, лампочкой или даже телевизором, знание теории электричества вовсе не нужно. Даже правило буравчика не нужно. Как только мы ставим вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, вполне к месту бессмертная пьеса Фонвизина. Вот спросили Митрофанушку о географии:
«Г-жа
Простакова (Правдину)
.Да скажи ему, сделай милость, какая
это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа
Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа
Простакова. Ах, мой батюшка!
Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки
и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».
Мы живем в утилитарный век. И пытаемся рассуждать об образовании, как госпожа Простакова. И обнаруживаем, что многие знания непосредственно не необходимы.
Правда, при этом мы часто забываем, что ребенок это не колбаса, которую надо набить чем-то вкусным и полезным. Он формируется, и для того, чтобы он стал человеком, а не только потребителем питания и услуг, он должен учиться. Он учится преодолевать себя, учится думать, слушать, рассуждать, спорить
И тот набор предметов, который сложился за века и века европейского образования, именно в комплексе дает необходимый для этого материал. И еще: этот сложившийся и пополняемый комплекс знаний является абсолютной ценностью сам по себе. Его создавали гениальные люди, и лишать человека этого знания значит его обкрадывать. Образование делает человека богаче, делает его личностью. А утилитарный подход к знаниям это воровство.