Новосибирск 5.5 °C

…А я с работы домой хочу

18.12.2007 00:00:00

Почему «частники» не возят горожан в вечерние часы?

Сто человек на один автобус: как в старые советские времена…
Фото Сергея ПЕРМИНА

Казалось бы, нашим транспортным мучениям пришел конец. По городским улицам отныне курсируют тысячи частных автобусов и маршруток, доставляя пассажиров во все уголки Новосибирска. Но не тут-то было. Стоит лишь часам пробить зимние 21–00, как «колеса» куда-то исчезают. И снова приходится коченеть на остановках в ожидании чуда.

Хорошо тому, кто живет по линии метро. А как быть тем, кто поселился в городских глубинках, таких как Пашино, Затон, Северо-Чемской или Западный жилмассивы? Такси — не всем по карману. Пешком в те места, если, к примеру, из центра, — полдня пути. Так что автобус — единственный способ «причалить» к родному дому. А водители не желают выходить на линию в вечернее время, ссылаясь то на поломку, то на внезапную хворь.

Пустой рейс водителю невыгоден…

Но истинная причина в том, что в «сумерках» шоферам работать невыгодно. Если летом они курсируют до темноты, то зимой пассажиров становится меньше, а значит, и выручка, как говорится, с гулькин нос. А зарплата водителей коммерческих автобусов зачастую зависит от вырученных денег. Чем меньше привез, тем меньше и получил.

— У нас в парке так: за целый день нужно привезти пять тысяч, а что сверху — это твое и кондуктора, — рассказывает автобусник Сергей. — За полную смену мы делаем не более десяти маршрутов — дорожные пробки тормозят. «Забитый» салон только в часы пик с 7–00 до 9–00 и с 17–00 до 20–00. За это время удается «навозить» в среднем четыре тысячи рублей, в остальное время пассажиропоток уменьшается, а вечером, после 21–00, салоны почти пустые. Кроме того, труд кондуктора, бензин и мойка машины — за наш счет. Вот и получается, что в лучшем случае после всех расходов в будни остается чуть больше тысячи. Кроме того топливо дорожает, автомойки — тоже. Так что вхолостую жечь бензин, которого зимой уходит в два раза больше, чем летом, невыгодно. А хозяина наш заработок интересует меньше всего. Можно, конечно, наняться в коммерческие автопредприятия и с фиксированной оплатой труда, — рассуждает дальше Сергей, — но это не всех устраивает, потому как лучше все-таки иметь копейку каждый день, чем раз в месяц. Есть вариант, когда работают за процент от выручки. Или покупают свой автобус и становятся «привлеченками». В этом случае план в два раза меньше, зато на плечи водителя ложатся техобслуживание и ремонт. Так или иначе, зарплата водителей коммерческих автобусов напрямую зависит от выручки. Вот и приходится выкручиваться.

Новосибирцы наверняка водителей понимают, но домой-то им вечером добираться как-то надо? Оттого они и стали жаловаться властям, чтобы те призвали автобусников к порядку.

…А пассажир всё равно хочет домой!

Глас народа без внимания не остался, и мэр и губернатор собрали совет, куда пригласили руководителей транспортной отрасли. (Подробности о состоявшемся разговоре читайте в завтрашнем номере). В процессе обсуждения власти заметили, что такое положение дел недопустимо и общественный транспорт обязан выполнять социальную функцию.

Транспортники с доводами властей согласились и пообещали навести порядок в автобусных рядах. Тем более что коммерческий транспорт составляет более восьмидесяти процентов всего общественного транспорта Новосибирска, а значит, на него вся надежда.

— Все перевозчики должны работать по единым правилам, независимо от формы собственности, — подчеркнул заместитель директора по перевозкам ПАТП-5 Владимир Субботин. — Основное — соблюдение безопасности, второе — регулярность на маршруте. Увы, не все водители добросовестные. Нам тоже звонили горожане, недовольные вечерними рейсами, особенно маршрутами в удаленные районы. Поэтому мы обязательно усилим контроль за графиком движения и интервалами между рейсами. Что касается поощрения водителей в вечернее время, то это мера не принудительная.

Как заметили в ПАТП-5, тотальный контроль в силах осуществить только при помощи единой системы диспетчеризации, которая позволяет отслеживать работу в режиме реального времени. И эта навигационная система под названием АСУ уже пришла в наш город. В следующем году к навигационной системе будет подключен весь городской муниципальный пассажирский транспорт, а также подвижной состав специализированной дорожно-уборочной техники. И коммерческий транспорт тоже.

Для удобства пассажиров планируется установить на остановочных пунктах электронные информационные табло, на которых в круглосуточном режиме отобразится время прибытия на остановку очередной машины каждого маршрута. А в перспективе доступ к информации о расписаниях и фактическом движении по всем маршрутам городского транспорта можно будет получить по сотовой связи через Интернет.

При таком контроле водителям вряд ли захочется свернуть «налево». Так и работу потерять можно. Что до маленькой выручки в вечерние часы, то ее легко можно наверстать в праздничные дни. План-то остается прежним.

А что касается поощрения со стороны владельцев, то водители его вряд ли дождутся. Зато с нашей стороны, со стороны пассажиров, поощрение будет обязательно. Дополнительные деньги не обещаем, зато счастливые лица и море «спасибо» гарантируем. Что, согласитесь, немаловажно при нынешнем дефиците добра.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: