Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Сергей Полещук: «Перспектива у Новосибирска очень хорошая!»

19.12.2007
В Москве признают, что Новосибирск — третий город в Российской Федерации. Соответственно и проблемы он имеет такие же масштабные.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ Сергей ПОЛЕЩУК, в свое время возглавлявший Новосибирское территориальное управление автомобильных дорог, принимал новосибирских журналистов в своем рабочем кабинете. И хотя минуло уже 10 лет, как он перебрался в столицу, Сергей Полещук по-прежнему в курсе наших дел. И не только наших…

— Есть общепринятое мнение, которое широко распространено и в Новосибирске. В Москве также признаётся, что Новосибирск — это город номер три в Российской Федерации. И не только по населению, но и по всем иным параметрам оценки населенных пунктов. Соответственно, как город «первой тройки» он имеет такие же масштабные проблемы, а город и область неразрывны между собой.

Поэтому внимание Федерации к Новосибирску ничуть не меньше, чем к Москве и Санкт-Петербургу. В этом году президентом принято решение о выделении 1 миллиарда рублей городам-миллионникам. Суммарно по Новосибирской области в текущем году направлено на дорожную составляющую 1,4 миллиарда рублей федеральных средств. Это — как раз подтверждение моих слов о внимании к Новосибирску и Новосибирской области.

— Как вы оцениваете темпы развития Новосибирской области как одного из крупнейших транспортных узлов России?

— Сегодня в Новосибирске нет таких темпов развития, как в начале ХХ века, когда город сравнивали с Чикаго. Таких темпов больше нет, потому что Новосибирск — город зрелый, уже сложившийся, крупнейший мегаполис Российской Федерации, и не только… Поэтому темпы его развития — не вширь, а вглубь. Это развитие научного потенциала, развитие города как промышленного центра.

К сожалению, сейчас транспортная проблема Новосибирска соответствует всем большим городам. Как и в Москве, достаточно напряженная ситуация. Поэтому высокие темпы развития порождают определенные проблемы.

— Вступая в должность руководителя Новосибирского территориального управления автодорог, вы были полны планов, очень объемно видели перспективы области по дорожному строительству. Как вы видите эти перспективы сейчас?

— Сегодняшний Новосибирск очень отличается от того Новосибирска. Отличия в восприятии тоже есть, и основаны они на опыте и на знаниях. Может быть, сегодня меньше энтузиазма, но больше опыта и знаний и, самое главное, больше понимания того, что нужно сделать, чтобы стало лучше.

С развитием транспортных коммуникаций по границе с Новосибирской областью (Алтай — Кузбасс, Новосибирск — Томск) создается разветвленная структура вокруг Новосибирска. Но Новосибирск как транспортный узел не только не потерял свое значение, значение это возрастает. Есть проекты развития Новосибирска как хаба, как транспортного узла. Это связано с авиацией, железной дорогой, автомобильными дорогами. Сегодня мы видим совершенно другой уровень постановки проблемы.

Сегодня рост Новосибирска как логистического центра, как информационного центра имеет очень серьезное значение! Сейчас город — финансовый центр, с учетом его коммуникаций, географии, традиций и потенциала, в первую очередь интеллектуального. Очень сильное оказывает влияние Академгородок — как интеллектуальный центр России. У нас в стране не так много таких центров, все их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Поэтому перспектива у Новосибирска очень хорошая. Не только как города, в котором живут люди, но и как «точки роста» Российской Федерации — и экономической, и политической, и финансовой.

— Горожан очень волнует строительство третьего моста. «Вечерний Новосибирск» об этом регулярно пишет.

— Моя любимая газета, кстати! Что касается моста, то он очень позитивно повлияет на общую ситуацию. Вспомним проекты, которые в конце 90-х были подхвачены новыми руководителями города и области, а зародились они гораздо раньше. У их истоков стояла такая фигура, как Иван Павлович Севастьянов. Так вот, проект третьего моста и был в той обойме транспортных проектов. Провели даже предпроектные работы, но, к сожалению, потом начались времена, которые, будем надеяться, уже закончились. Но тогда они помешали реализовать проект.

Нами предложен ряд путей, которые позволят решить задачу в кратчайшие сроки. Например, такая новая форма, как государственно-частное партнерство. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос. Поскольку мост городской — по статусу муниципальный — федеральный бюджет может участвовать в формате либо субсидий, либо государственно-частного партнерства. Для предложений в этих двух форматах мы открыты.

Хочу сказать, «точечное» транспортное строительство недопустимо. Слишком большие финансовые затраты требуются для возведения транспортных объектов — должна быть единая схема! И один мост сам по себе ничего не решает — нужно продумать развязки, дороги, нужно, чтобы мост был красивым — а строить в Новосибирске умеют! Предварительный объем финансирования уже понятен — содействие будет оказано.

— Завершается строительство Северного обхода Новосибирска. Идет проектирование Юго-восточного обхода. Будет ли этот проект включен в программу федерального финансирования на 2008 — 2010 годы?

— Я бы не стал так говорить, что строительство Северного обхода заканчивается, потому что развитие дороги, по большому счету, не заканчивается никогда. В следующем году мы завершаем строительство пускового комплекса, который сейчас находится в работе. Под завершение этого проекта в текущем году выделено 2,4 миллиарда рублей. Такой уровень финансирования сохранится в ближайшие два года, что позволит не только завершить Северный обход до села Мочище, но и выйти за Сокур, то есть ввести данный комплекс в полном объеме.

При этом автомобильная дорога, объединяющая участок М52 (Чуйский тракт) и кемеровское направление, которую вы называете Юго-восточным обходом, находится сегодня в стадии проектирования. Я хочу особо отметить, что проектирование ведется при взаимодействии с администрацией Новосибирской области с увязкой транспортной сети города Новосибирска с данным объектом. То есть наши усилия не просто скоординированы, но еще и рассчитаны по времени. Администрация области оказала содействие: выделен «коридор», земля выкуплена с минимальными для государства затратами. Это очень важно, потому что зачастую затраты на выкуп земли, подготовительные работы составляют не меньше десяти процентов стоимости работ. А в Сочи и Санкт-Петербурге даже равны стоимости самих строительно-монтажных работ.

Основные магистрали города Новосибирска, прилегающая сеть увязаны с этим обходом с точки зрения инженерных решений. То есть количество развязок, их размещение, их технические решения увязаны с планом развития Новосибирска как мегаполиса. Поэтому этот проект у нас в плане проектирования на 2008–2009 годы. Сейчас у нас формируется федеральная целевая программа на 2010–2015 годы, и надеюсь, что данный проект займет там свое место. Все предпосылки для этого есть.

— Как подействовал миллиард, который получили крупные города на развитие дорог?

— Эффективно! Я бы даже сказал, очень сильно. Все города находятся примерно в одинаковом состоянии в смысле транспорта. Бываю в Новосибирске, вижу, что город начинает «задыхаться». Три года назад и сегодня — это как два разных города. Передвигаться по Новосибирску стало намного труднее. Мне, с этой точки, зрения, Новосибирск сейчас больше напоминает Москву и Санкт-Петербург.

Но… Миллиард уже появился, и еще два на подходе! Это большие деньги для города. Но это не должно рождать уверенности, что Москва будет решать транспортную проблему городов в полном объеме. В проектах должно быть адекватное — желательно пятьдесят на пятьдесят — участие города и области. Тогда, кстати, проще разговаривать в Москве — в смысле совместных проектов.

Еще один момент. Даже то, что городу дали миллиард, еще не означает, что он будет освоен легко и быстро. Чудес не бывает! Надо еще иметь документацию, выстроенные отношения с подрядчиками, кадры и так далее. Новосибирск в этом году справился успешно. Надеюсь, что в следующем году уже будет стоять вопрос о том, что этого мало, что будет активная и, самое главное, обоснованная позиция по увеличению средств для приведения города Новосибирска в нормальное транспортное состояние в кратчайшие сроки.

Кстати, очень важно для этого учитывать элементы организации движения. В Москве сегодня это очень четко увязывается. То есть, когда ведется строительство в городе, строители получают обременение — в части возведения подземных гаражей, автостоянок. Знаете, что за счет организации движения можно увеличить пропускную способность на 15–20 процентов? В Новосибирске есть очень хорошие специалисты в этой области. Важно, как работают светофоры, система активного оповещения водителей, система наказания за «брошенные» автомобили — это тоже проблема, ведь из-за них появляются заторы, которых могло бы не быть. Потенциал специалистов в Новосибирске очень большой, и его надо использовать.

— Вы наверняка знаете, что в Новосибирске не открылся вовремя торговый центр «Икеа» — именно потому, что не успели построить транспортную развязку…

— Пример хороший. Только система должна быть четкая, жесткая, а не единичный случай… К сожалению, эта мера непопулярная. Сегодня авторитет, который есть у новосибирских руководителей, позволяет принимать те решения, которые на первом этапе могут восприниматься не совсем популярными. Но в конечном итоге будут положительно восприняты гражданами.

— Хороших дорог в Новосибирской области должно стать больше. Так?!

— Будут хорошие дороги в Новосибирске — все остальное будет решаться гораздо лучше и гораздо быстрее. А при строительстве дорог — хороших инвесторов, хороших проектировщиков, чтобы дороги служили очень долго. Так принято, что при хороших дорогах о дорожниках практически не вспоминают… Поэтому мы готовы к этому хорошему невспоминанию и делаем все, чтобы было именно так.

Сейчас в Новосибирской области более 430 населенных пунктов, по статистике, не имеют устойчивой связи с сетью дорог общего пользования. И если жители города Новосибирска озабочены пробками и временем в пути, то, к сожалению, у жителей области есть еще вопросы, как доехать. Поэтому я желаю, чтобы в течение десятилетия эта проблема была решена. И федеральное правительство сегодня включает решение этого вопроса в программу до 2015 года. Все, что возможно, что в наших силах, мы для этого обязательно сделаем.

Резонанс
Новости
Новосибирская область официально получит 400 млн рублей на строительство четвертого моста в Новосибирске. Соответствующее постановление опубликовано на сайте Правительства РФ.
Семь тонн монет сдали в банки жители Новосибирской области во время новой акции по бесплатному обмену монет. Самая ненужная монета, от которой избавлялись чаще всего – 10-копеечная, сообщает Сибирское главное управление ЦБ РФ.
В интернете развернули кассу помощи для фермера из поселка Малиновка Новосибирского района. Некоторое время назад у него сгорел автомобиль, на котором он развозил молоко. В итоге есть риск, что коров придется пустить под нож.
Больше полувека назад французский лидер Шарль де Голль подарил инспектору ГАИ в Новосибирске зажигалку из драгоценных металлов. И вот теперь бывший начальник президентского эскорта передал раритет хранителям музея и рассказал историю подарка.

Торжественная церемония открытия Года театра прошла 13 декабря в зале имени Исидора Зака Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Свинина, колбаса, буженина, шашлык и сало – под запретом на Новый год-2019. Хозяйка года свинья будет благосклонна к овощам и злакам, оценит разнообразие блюд на праздничном столе и их креативное оформление. О том, что можно и что нельзя ставить на новогодний стол – в материале VN.ru.