Новосибирск 6.8 °C

Сергей Полещук: «Перспектива у Новосибирска очень хорошая!»

19.12.2007 00:00:00

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ Сергей ПОЛЕЩУК, в свое время возглавлявший Новосибирское территориальное управление автомобильных дорог, принимал новосибирских журналистов в своем рабочем кабинете. И хотя минуло уже 10 лет, как он перебрался в столицу, Сергей Полещук по-прежнему в курсе наших дел. И не только наших…

— Есть общепринятое мнение, которое широко распространено и в Новосибирске. В Москве также признаётся, что Новосибирск — это город номер три в Российской Федерации. И не только по населению, но и по всем иным параметрам оценки населенных пунктов. Соответственно, как город «первой тройки» он имеет такие же масштабные проблемы, а город и область неразрывны между собой.

Поэтому внимание Федерации к Новосибирску ничуть не меньше, чем к Москве и Санкт-Петербургу. В этом году президентом принято решение о выделении 1 миллиарда рублей городам-миллионникам. Суммарно по Новосибирской области в текущем году направлено на дорожную составляющую 1,4 миллиарда рублей федеральных средств. Это — как раз подтверждение моих слов о внимании к Новосибирску и Новосибирской области.

— Как вы оцениваете темпы развития Новосибирской области как одного из крупнейших транспортных узлов России?

— Сегодня в Новосибирске нет таких темпов развития, как в начале ХХ века, когда город сравнивали с Чикаго. Таких темпов больше нет, потому что Новосибирск — город зрелый, уже сложившийся, крупнейший мегаполис Российской Федерации, и не только… Поэтому темпы его развития — не вширь, а вглубь. Это развитие научного потенциала, развитие города как промышленного центра.

К сожалению, сейчас транспортная проблема Новосибирска соответствует всем большим городам. Как и в Москве, достаточно напряженная ситуация. Поэтому высокие темпы развития порождают определенные проблемы.

— Вступая в должность руководителя Новосибирского территориального управления автодорог, вы были полны планов, очень объемно видели перспективы области по дорожному строительству. Как вы видите эти перспективы сейчас?

— Сегодняшний Новосибирск очень отличается от того Новосибирска. Отличия в восприятии тоже есть, и основаны они на опыте и на знаниях. Может быть, сегодня меньше энтузиазма, но больше опыта и знаний и, самое главное, больше понимания того, что нужно сделать, чтобы стало лучше.

С развитием транспортных коммуникаций по границе с Новосибирской областью (Алтай — Кузбасс, Новосибирск — Томск) создается разветвленная структура вокруг Новосибирска. Но Новосибирск как транспортный узел не только не потерял свое значение, значение это возрастает. Есть проекты развития Новосибирска как хаба, как транспортного узла. Это связано с авиацией, железной дорогой, автомобильными дорогами. Сегодня мы видим совершенно другой уровень постановки проблемы.

Сегодня рост Новосибирска как логистического центра, как информационного центра имеет очень серьезное значение! Сейчас город — финансовый центр, с учетом его коммуникаций, географии, традиций и потенциала, в первую очередь интеллектуального. Очень сильное оказывает влияние Академгородок — как интеллектуальный центр России. У нас в стране не так много таких центров, все их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Поэтому перспектива у Новосибирска очень хорошая. Не только как города, в котором живут люди, но и как «точки роста» Российской Федерации — и экономической, и политической, и финансовой.

— Горожан очень волнует строительство третьего моста. «Вечерний Новосибирск» об этом регулярно пишет.

— Моя любимая газета, кстати! Что касается моста, то он очень позитивно повлияет на общую ситуацию. Вспомним проекты, которые в конце 90-х были подхвачены новыми руководителями города и области, а зародились они гораздо раньше. У их истоков стояла такая фигура, как Иван Павлович Севастьянов. Так вот, проект третьего моста и был в той обойме транспортных проектов. Провели даже предпроектные работы, но, к сожалению, потом начались времена, которые, будем надеяться, уже закончились. Но тогда они помешали реализовать проект.

Нами предложен ряд путей, которые позволят решить задачу в кратчайшие сроки. Например, такая новая форма, как государственно-частное партнерство. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос. Поскольку мост городской — по статусу муниципальный — федеральный бюджет может участвовать в формате либо субсидий, либо государственно-частного партнерства. Для предложений в этих двух форматах мы открыты.

Хочу сказать, «точечное» транспортное строительство недопустимо. Слишком большие финансовые затраты требуются для возведения транспортных объектов — должна быть единая схема! И один мост сам по себе ничего не решает — нужно продумать развязки, дороги, нужно, чтобы мост был красивым — а строить в Новосибирске умеют! Предварительный объем финансирования уже понятен — содействие будет оказано.

— Завершается строительство Северного обхода Новосибирска. Идет проектирование Юго-восточного обхода. Будет ли этот проект включен в программу федерального финансирования на 2008 — 2010 годы?

— Я бы не стал так говорить, что строительство Северного обхода заканчивается, потому что развитие дороги, по большому счету, не заканчивается никогда. В следующем году мы завершаем строительство пускового комплекса, который сейчас находится в работе. Под завершение этого проекта в текущем году выделено 2,4 миллиарда рублей. Такой уровень финансирования сохранится в ближайшие два года, что позволит не только завершить Северный обход до села Мочище, но и выйти за Сокур, то есть ввести данный комплекс в полном объеме.

При этом автомобильная дорога, объединяющая участок М52 (Чуйский тракт) и кемеровское направление, которую вы называете Юго-восточным обходом, находится сегодня в стадии проектирования. Я хочу особо отметить, что проектирование ведется при взаимодействии с администрацией Новосибирской области с увязкой транспортной сети города Новосибирска с данным объектом. То есть наши усилия не просто скоординированы, но еще и рассчитаны по времени. Администрация области оказала содействие: выделен «коридор», земля выкуплена с минимальными для государства затратами. Это очень важно, потому что зачастую затраты на выкуп земли, подготовительные работы составляют не меньше десяти процентов стоимости работ. А в Сочи и Санкт-Петербурге даже равны стоимости самих строительно-монтажных работ.

Основные магистрали города Новосибирска, прилегающая сеть увязаны с этим обходом с точки зрения инженерных решений. То есть количество развязок, их размещение, их технические решения увязаны с планом развития Новосибирска как мегаполиса. Поэтому этот проект у нас в плане проектирования на 2008–2009 годы. Сейчас у нас формируется федеральная целевая программа на 2010–2015 годы, и надеюсь, что данный проект займет там свое место. Все предпосылки для этого есть.

— Как подействовал миллиард, который получили крупные города на развитие дорог?

— Эффективно! Я бы даже сказал, очень сильно. Все города находятся примерно в одинаковом состоянии в смысле транспорта. Бываю в Новосибирске, вижу, что город начинает «задыхаться». Три года назад и сегодня — это как два разных города. Передвигаться по Новосибирску стало намного труднее. Мне, с этой точки, зрения, Новосибирск сейчас больше напоминает Москву и Санкт-Петербург.

Но… Миллиард уже появился, и еще два на подходе! Это большие деньги для города. Но это не должно рождать уверенности, что Москва будет решать транспортную проблему городов в полном объеме. В проектах должно быть адекватное — желательно пятьдесят на пятьдесят — участие города и области. Тогда, кстати, проще разговаривать в Москве — в смысле совместных проектов.

Еще один момент. Даже то, что городу дали миллиард, еще не означает, что он будет освоен легко и быстро. Чудес не бывает! Надо еще иметь документацию, выстроенные отношения с подрядчиками, кадры и так далее. Новосибирск в этом году справился успешно. Надеюсь, что в следующем году уже будет стоять вопрос о том, что этого мало, что будет активная и, самое главное, обоснованная позиция по увеличению средств для приведения города Новосибирска в нормальное транспортное состояние в кратчайшие сроки.

Кстати, очень важно для этого учитывать элементы организации движения. В Москве сегодня это очень четко увязывается. То есть, когда ведется строительство в городе, строители получают обременение — в части возведения подземных гаражей, автостоянок. Знаете, что за счет организации движения можно увеличить пропускную способность на 15–20 процентов? В Новосибирске есть очень хорошие специалисты в этой области. Важно, как работают светофоры, система активного оповещения водителей, система наказания за «брошенные» автомобили — это тоже проблема, ведь из-за них появляются заторы, которых могло бы не быть. Потенциал специалистов в Новосибирске очень большой, и его надо использовать.

— Вы наверняка знаете, что в Новосибирске не открылся вовремя торговый центр «Икеа» — именно потому, что не успели построить транспортную развязку…

— Пример хороший. Только система должна быть четкая, жесткая, а не единичный случай… К сожалению, эта мера непопулярная. Сегодня авторитет, который есть у новосибирских руководителей, позволяет принимать те решения, которые на первом этапе могут восприниматься не совсем популярными. Но в конечном итоге будут положительно восприняты гражданами.

— Хороших дорог в Новосибирской области должно стать больше. Так?!

— Будут хорошие дороги в Новосибирске — все остальное будет решаться гораздо лучше и гораздо быстрее. А при строительстве дорог — хороших инвесторов, хороших проектировщиков, чтобы дороги служили очень долго. Так принято, что при хороших дорогах о дорожниках практически не вспоминают… Поэтому мы готовы к этому хорошему невспоминанию и делаем все, чтобы было именно так.

Сейчас в Новосибирской области более 430 населенных пунктов, по статистике, не имеют устойчивой связи с сетью дорог общего пользования. И если жители города Новосибирска озабочены пробками и временем в пути, то, к сожалению, у жителей области есть еще вопросы, как доехать. Поэтому я желаю, чтобы в течение десятилетия эта проблема была решена. И федеральное правительство сегодня включает решение этого вопроса в программу до 2015 года. Все, что возможно, что в наших силах, мы для этого обязательно сделаем.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: