Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Поговорим за «Ликвидацию»?

20.12.2007
Картину уже прозвали вторым «Место встречи изменить нельзя». Одни ищут в сериале ляпы, другие расхваливают… Но факт остается фактом: смотрят сериал практически все.

Сериал Сергея Урсуляка вызвал множество противоположных мнений у профессионалов

До этих пор шумиха вокруг российского сериала об Одессе «Ликвидация» не умолкает. Канал «Россия» заваливают письмами те, кто не смог посмотреть все серии. Просьба одна: повторить еще раз весь фильм. DVD-диски со всеми сериями «Ликвидации» стали лидером продаж.

Картину многие уже прозвали вторым «Место встречи изменить нельзя». Одни занимаются тем, что ищут в сериале ляпы, другие расхваливают «Ликвидацию», но факт остается фактом: смотрят сериал практически все.

«ВН» предлагает своим читателям несколько мнений известных столичных и новосибирских людей, которым сериал по тем или иным причинам небезразличен.

Газета «Московский комсомолец» приводит высказывание специалиста по фонетике, доцента кафедры стилистики русского языка журфака МГУ, автора «Словаря образцового русского ударения» и коренного одессита Михаила Штудинера:

— Одесса была основана в 1794 году как свободный порт — город, освобожденный от налогов. Это делало его привлекательным для торговцев и ремесленников из разных стран: греков, французов, итальянцев, немцев, албанцев, болгар и других. Там разрешалось жить евреям. Со временем иноязычные жители Одессы перешли на русский язык, но некоторые черты их родных языков проступили в уникальном одесском говоре, который вобрал в себя несколько речевых стихий.

Конечно, если придираться, можно заметить некоторые неточности в том, как в сериале воспроизводится речь одесситов. Реплики актеров не всегда последовательны: они говорят то по-одесски, то на русском литературном. Иногда попадаются слова явно не того времени. Например, в речи Мишки Карася: «Я тоже фоткаться хочу!». В сериале в основном произносят «Одесса» с мягким «д», в то время как у одесситов здесь этот звук твердый. Герой Владимира Машкова говорит: «Ты мне мансы тут не пой». Но мансы не поют — их рассказывают. Слишком часто в сериале встречается выражение «таки да» — оно не так популярно в Одессе. Жаль, что сценаристы не воспользовались типичной для Одессы конструкцией «винительный падеж плюс инфинитив», которая есть во всех европейских языках, в том числе в идише — языке евреев Восточной Европы. Выглядит она примерно так: «Я вас вчера видел стоять за керосином». Думаю, это прибавило бы и достоверности, и колорита.

Свою точку зрения по поводу «Ликвидации» высказал писатель Михаил Веллер:

— Задача авторов ударного сериала-боевика сделать так, чтобы во время показа фильма перестали воровать, убегали все супы из всех кастрюль, а все телевизоры были бы включены. По сравнению с такой классикой, как «Место встречи изменить нельзя», «Ликвидация» напоминает вестерн Серджио Леоне применительно к обычным вестернам. Все то же самое, только растянуто, систематизировано и под легкую медленную музыку. Нормальный зритель хочет, чтобы персонажи двигались быстрее, стреляли быстрее, сюжет проявлялся отчетливее и плотнее. Машков, как всегда, совершенно замечателен. Наверное, неплохая идея привлечь маршала Жукова к одесским событиям, только в народном сознании этот образ ассоциируется исключительно с Ульяновым. Так что Меньшов — это немного не тот Жуков.

Актриса Наталья Крачковская фильм похвалила:

— К сожалению, я успела посмотреть только первую серию, но уже с первых минут меня потрясла работа Сергея Маковецкого. Он настолько правдивый, настоящий, живой! За последнее время это самая лучшая мужская роль из тех, которые я видела. Понравился и Машков, сильный, волевой, такого напора и искренности я давно не видела. Замечательно сыграла Светлана Крючкова.

Я долгое время работала в Одессе и хорошо знаю этот город, поэтому мне совершенно не режет слух акцент, с которым говорят актеры. Мне кажется, здесь он очень гармоничен.

Мнения новосибирцев также разделились.

Вадим Глушков, начальник криминальной милиции УВД по Новосибирску, полковник милиции:

— Конечно же, я смотрел этот сериал, причем с двух точек зрения: профессиональной и патриотической. На мой взгляд, около пяти-семи процентов из того, что было показано в фильме, можно отнести к реальности. В остальном это кино мало похоже на реальную жизнь работников уголовного розыска. Более того, фильм вызвал у меня отрицательные эмоции. В нем слишком много негативных моментов, и иногда создается впечатление, что зло побеждает добро, а не наоборот. В этом плане я очень люблю фильм «Место встречи изменить нельзя»: там в каждой серии, помимо негатива в виде криминальных преступлений бандитов, большую часть занимает позитив, положительные стороны работы сотрудников отдела по борьбе с бандитизмом. Жеглов намного интереснее Гоцмана, а Высоцкий больше похож на сотрудника угрозыска, чем Машков. Конечно, режиссер, видимо, старался как можно реалистичнее показать страшную реальность тех дней, но забыл о главном: бандиты в некоторых сериях фильма выглядят этакими суперменами, а сотрудники милиции получаются беспомощными. В плане нравственного воспитания молодежи это нельзя назвать удачей создателей сериала.

Вадим Суховерхов, сценарист, режиссер, ведущий джазовых концертов Новосибирской филармонии:

— Я посмотрел все серии «Ликвидации», кроме одной, пятой. Так уж получилось, что работа не позволила ее посмотреть, но я собираюсь посмотреть это кино отдельно, без рекламы, купив DVD-диск. Фильм мне очень понравился, особенно впечатлила игра актеров. Ведь все прекрасно знают, что в сериалах актеры «выкладываются» не полностью, а запись эпизодов проходит за один-два дубля. Здесь же актеры показали себя во всей красе, особенно Владимир Машков, Сергей Маковецкий и Олег Басилашвили. Единственным актером, по моему мнению, выпавшим из отличного актерского ансамбля фильма, является Семчев. Этот огромный человек совершенно не подходит для той роли, которую ему дали. К тому же многие музыкальные вещи, воспроизведенные в фильме, не выдерживают критики: к примеру, ансамбля Утесова, равно как и пластинок с песнями, которые поют в сериале, в 46-м году еще не было. Кроме того, в романсе, исполняемом одной из актрис, вместо слов «Сон нежных ночей…» нужно петь «Сон добрых ночей…». Но это лишь небольшие огрехи, на которые обращают внимание только специалисты и которые совершенно не портят фильм.

Я несколько раз был в Одессе, поэтому мне по фильму было трудно узнать этот город, хотя многие места я опознал. Тем не менее Одесса, показанная в фильме, несмотря на некоторые жуткие моменты, на мой взгляд, соответствует самой себе послевоенных времен.

Борис Крук, профессор кафедры теории электрических цепей факультета автоматической электросвязи СибГУТИ. В 60-е годы прошлого века учился в аспирантуре в Одессе:

— Сериал «Ликвидация» я практически не смотрел, но по тем отрывкам, которые видел, могу сказать, что авторам фильма удалось достаточно четко передать атмосферу Одессы, в особенности уникальную местную речь. Я учился в Одессе несколько лет и целиком согласен с высказыванием Владимира Машкова о том, что, привыкнув к одесскому говору, трудно потом «вспоминать» русский язык. Говор одесситов заразный, мне самому по приезде в Новосибирск было трудно разговаривать со студентами, поскольку я постоянно сбивался на одесскую манеру речи. На адаптацию ушло около года.

Сергей Неверов, бывший начальник отдела уголовного розыска УВД Новосибирска, полковник милиции в отставке:

— После «Место встречи изменить нельзя» «Ликвидация», по моему мнению, является единственным качественным и максимально правдивым фильмом о работе уголовного розыска послевоенного времени. Насколько я понял, прототипом Гоцмана является Давид Готвальд, образец сыщика тех времен, человек, успешно работавший в самом криминальном городе Советского Союза. Неслучайно в те времена Одессу называли «матерью преступности». «Ликвидация» отлично поставлена, конфликты между угрозыском и контрразведкой, а также так называемые «зачистки» действительно имели место в послевоенной Одессе. Зато любимые многими «Петровка, 38», «Огарева, 6» лично я называю «советской порнографией», поскольку показанная в них работа сотрудников угрозыска надуманна, напыщенна и является заказом советского режима.

Варлен Соснин, доктор исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны:

— Я в восторге от фильма и от игры Владимира Машкова. В 46-м году я, правда, в Одессе не был. Тогда я служил в Польше, а отпуск провел в Новосибирске. Тем не менее хоть и позже, но в Одессе я побывал и могу с уверенностью заявить, что и в героях фильма, и в событиях много искренности. «Я верю», — сказал бы Станиславский. Правдиво показан характер главного героя, мимика, жесты, речь, даже недостаток образованности, которую компенсируют интуиция и сила ума человека, не успевшего получить, правда, необходимый багаж знаний. Но, конечно, есть и небольшой перебор: Одесса — не скопище сплошных бандитов, а по сериалу получается, что именно скопище.

Резонанс
Новости
18.10.2018
Штормовой ветер и мокрый снег ожидаются в Новосибирской области в ближайшие сутки. В ночь с 18 на 19 октября в регионе объявлено экстренное предупреждение.
Организовали волонтеров с помощью соцсетей и спасли несколько тонн рыбы. Операцию провели на шлюзовом канале в Новосибирске.

Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Новую установку по проверке качества дорожного полотна протестировали в окресностях Барышево. Сама по себе пресс-машина не большая, но выполнить может немалый объем работы.
Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».